On this day in journal — March 31st

1 dress

япония

Когда Андрэ Нортон еще не скурвилась ушла в фэнтези, она писала твердую такую НФ про космические корабли и звездных торговцев ("Королева Солнца", "Саргассы в космосе" и проч.), издавалась у нас как Эндрю Нортон, причем ее, кажется, даже один из Стругацких переводил.

И был у нее персонаж-японец, член экипажа: "Любопытный человек этот Мура. Он был японец, а Дэйн еще со школьных времен помнил, какая страшная судьба постигла Японские острова много лет назад. Вулканические извержения, сопровождавшиеся приливной волной огромной силы, за два дня и одну ночь уничтожили целый народ, так что Япония, стертая с лица земли, просто перестала существовать".

И помню я, как меня в юности эта покоробила мельком так брошенная ремарка для характеристики персонажа. Целую страну нафиг в фантазии автора - ради мелочи; а каково японцам читать этот роман; а не слишком ли она раздухарилась в своем пессимизме; и все такое. Сейчас это, конечно, коробит еще больше, и выглядит неким гипотетическим будущим, с определенным процентом вероятности (не дай бог, конечно). NB: про птичий грипп в романе Гарри Гаррисона 1965 года было.

Вопрос: а случилось ли еще какому народу, кроме евреев, потерявших историческую родину, сохранить надолго национальную идентичность - не имея своего куска земли под ногами. Я не имею в виду диаспоры, уехавшие из оставшейся на месте страны, я про целиком бездомные нации. Цыгане тут напрашиваются, но вписываются не очень, на мой взгляд.
1 dress

Барин, который зажигал звезды

31 марта исполняется 144 года со дня рождения Сергея Дягилева — гениального антрепренера, который заставил Европу обожать русскую культуру. Он не писал картин, не сочинял балетов и опер и очень редко выступал как художественный критик. Но Дягилев обладал таким вдохновением, пламенностью и организаторским талантом, что без него история искусств ХХ века была бы совсем другой.

В юности, мечтая стать композитором, он показал свои сочинения Римскому-Корсакову, который не оценил их. Уходя, молодой Дягилев прокричал: «Будущее покажет, кого из нас история будет считать более великим!» Спустя годы именно благодаря Дягилеву Европа познакомилась с музыкой Римского-Корсакова и начала сходить с ума от восторга. Сходила мировая публика с ума и от других открытий этого величайшего продюсера ХХ века. Вот некоторые из них.

Collapse )
5 bilibin

"Воруй" как Билибин

Давеча обсуждали второразрядного художника, который не стесняясь, тырил позы и композицию из рисунков Билибина (оч. смешные оправдательные комменты).
Сегодня показываю, как метод "тырить" работает, если адаптацией чужого наследия занимается более талантливый мастер. Переваривая и рождая своё, уникальное и замечательное по-настоящему произведение.
Поэтому и слово "воруй" в заголовке в кавычках. (Для дебилов -- это значит, что оно используется в переносном смысле, с иронией).

Слева: И. Билибин. «Сказка о царе Салтане» (1905)
Справа: Хокусай. «Большая волна (Вид на Фудзи из-под волны около Каганавы)» (1823-1829)




Collapse )
4 fenix

Удивительное продолжение романа "Унесенные ветром"

Мало кто знает, но помимо официального, экранизированного сиквела "Скарлетт", написанного А.Риплей, у романа М.Митчелл "Унесенные ветром" в 2001 году вышло еще одно удивительное продолжение.
Вернее, альтернативный текст.
Действие в нем происходит параллельно "Унесенным ветром", только все события описаны от лица негров-рабов.

"The Wind Done Gone", автор Alice Randall («И забрал их ветер / Ветер стих» Элис Рэндол).

Главная героиня романа -- Синара, мулатка, единокровная сестра Скарлетт, дочь её отца Джеральда от черной рабыни.
Эта черная рабыня, между прочим, Мамми, нянюшка самой Скарлетт. И родная дочь-негритянка очень ревнует, что та предпочитает ей белую девочку.

Но все не так просто. Мамми на самом деле -- убийца. Родив нелюбимую дочь от хозяина плантации, стремительно толстеет, дурнеет, и идёт в кормилицы, чтобы целенаправленно убивать мальчиков (помните три могильных холмика у Тары, да? это все "добрая нянюшка").

Эшли Уилкс выведен в романе в качестве гомосексуалиста. Что, в принципе, действительно многое объясняет.

Главная героиня, некоторое время проработав в борделе Красотки Уотлинг (которая научила ее многим мудрым вещам), в итоге оказывается в объятиях Ретта Батлера.
Collapse )
8 mouse

Путешествие во времени или переселение душ? Бенуа и его "Последние прогулки короля"

Цикл рисунков Александра Бенуа, посвященный прогулкам короля Людовика-Солнца, его старости, а также осени и зиме в Версальском парке, пожалуй, один из самых запоминающихся -- и грустных, и красивых -- в творчестве художника.


Collapse )
8 mouse

Насколько угадывали арт-критики прошлого как оценят современников-художников

"Какая гадость это ваше современное искусство" писал умный человек в 1907 году. Зацените, насколько угадал.

Ой, слушайте, художественное мнение Луначарского (будущего советского "министра культуры", вообще образованного и приличного человека) о его современниках-художниках -- это нечто. Вот статья 1907 года по результатам похода на выставку, не могу оторваться.



Collapse )
6 skia

Мотивы книги «Апокалипсис» в «Дюне» Фрэнка Герберта


Илл. John Schoenherr

Практически во всех романах-столпах фантастики, начиная с XIX века, можно найти следы влияния новозаветной книги «Откровение Иоанна Богослова», она же «Апокалипсис» — этого самого первого фантастического романа после Р.Х. Что угодно знаковое открой: «Война миров», «Зов Ктулху», «Кракен пробуждается», «Good Omen», да хоть «Посмотри в глаза чудовищ» Лазарчука & Успенского. И в фэнтези тоже — «Хроники Нарнии», «Властелин колец». И великое фантастическое кино: «Терминатор-1»! Только, пожалуй, «Дюна» Герберта — единственный из великих романов, который избег этой радиации — как-то сказала я на одной из своих лекций. Но тут на днях я перечитала эту книгу, и оказалось, что я, конечно, ошиблась... Герберт «Апокалипсис» читал и использовал очень активно, но самым неожиданным способом, отличающимся от приемов других фантастов. Такова уж была особенность его метода.

Сейчас я вам поведаю, что именно он сделал, и чем это здорово.
Collapse )
7 jump

Квест по живописи барокко топлесс

Добрый день. Сегодня я предлагаю вам игру-угадайку по картинам 17 века. На каждой из них, по моде того времени, изображена барышня, обнаженная выше пояса. Вам же предлагается угадать, какой великий сюжет мировой живописи, основанный на великом произведении искусства, изображен на каждой картине. Предупреждаю, контент шокирующий, игра тяжелая!



Те, кто внимательно читает мои рубрики "смерть топлесс" и "ню-путеводитель", особых трудностей при угадайке испытывать не будут.

Collapse )