On this day in journal — February 4th

1 dress

рифмуя любовь и кровь

Каждый раз, переводя сонет очередной ренессансной тетки и натыкаясь на рифму типа amore - core [любовь и сердце] начинаю мрачно материться. Не, понятно, что у них еще чинквеченто и им еще всё можно, а у нас в этом 1547 году еще только Ванечке-Васильевичу-Имени-России всего 17 годков стукнуло, вообще не до любовной лирики, так что нечего из себя строить.

Но вот сижу-перевожу, буковки мучаю, и начинают мою печёнку терзать мрачные мысли: звучало ли это пошловато уже в 16-м веке? или, наоборот, пока еще прилично? а может, моя баба-поэтесса по недостатку мастерства так срифмовала, писака-то она была не из первокласных? и мужчины-поэты поджимали губы, читая эти строчки? построить ли рифму на этом или равноценном художественном образе, чтобы передать ощущение от его "простоты"? или пренебречь и срифмовать что-нибудь другое?

Такие вот заботы, трам-пам-пам. А вообще очень порадовала новость о поселке "Сокол" и его грядущей судьбе по образцу "Речника" - на месте коттеджа, где я прожила 20 лет, сейчас стоит трехэтажный особняк, и по верхнему балкону ходят охранники с автоматами. С нетерпением жду телерепортажей об их выселении, ага.
1 dress

В Лондоне на аукцион выставят русский бестселлер


20 марта в Лондоне аукционный дом Bonhams проведет аукцион под названием «South African Sale, including "A focus on William
Kentridge"». На торгах, посвященных южноафриканскому искусству, будет
представлена картина русского художника-эмигранта, почти позабытого на
родине, однако хорошо известного на западе. Владимир Третчиков (Vladimir
Tretchikoff) родился в 1913 году, и попал в Китай вместе с родителями. В
1946 году он поселился в ЮАР, где быстро стал популярным. На аукцион
будет выставлена его знаменитая картина «Китаянка» («Зеленая леди»).
Любопытно, что репродукции этого полотна во всем мире входят в число
плакатов-бестслеллеров, наряду с «Поцелуем» Климта и «Звездной ночью»
Ван Гога. Эстимейт работы – 300-500 тыс. фунтов. Источник

___________________

и о художнике, и о бестселлере-плакате слышу впервые в жизни, но картинка красивая
1 dress

Малоизвестный групповой портрет рус. художников

Автор - Елена Лукш-Маковская, дочь Константина Егоровича

Изображены: Сомов, Репин, Кустодиев, Александр Мурашко, Малявин и Павел Шмаров
(а шестой-то где?)


5 alma-tadema

Ноев ковчег у Билибина


1914.
На самом деле, конечно, нет.

Художника зовут Эфраим Моше Лилиен (Ephraim Moshe Lilien).
Сейчас бы сказали, что украинец, но родился в Австро-Венгерской империи, которой тогда принадлежал тот кусок Львовской области. Учился живописи в Кракове, принадлежавшем той же империи. Сионист. Эмигрировал в Палестину в 1910-х (?).
"Первый сионистский художник" (с).

Очень стильный. Такой модерн. В соединении с иудейскими сюжетами получается интересно.

Сотворение человека


Collapse )
6 skia

Живописец-пейзажист, вдохновивший космическую программу

Понравились те картины про гибель от ядерной бомбы Москвы и Манхэттена?
Давайте еще поговорим про автора самых примечательных из них -- художника Чесли Боунстелла (Chesley Bonestell, 1888-1986). Другие его работы намного более спокойны и красивы, причем он сумел вообразить, как выглядят космические пейзажи еще до того, как телескопы НАСА и глазки космонавтов увидели это в реальности.


Collapse )
6 skia

Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

Нашла интересную статью про то, как в СССР подпольно торговали иконами, и как этот рынок потом эволюционировал.

Кто в Советском Союзе мог позволить себе собирать частную коллекцию произведений искусства музейного уровня? Можно очертить круг этих людей, упрощенно назвав их представителями советской творческой и научно-технической интеллигенции: артисты, художники, писатели, известные врачи, юристы, ученые. Они не только располагали средствами для пополнения коллекций — на них распространялось негласное разрешение (и власти, и общества) иметь в собственности вещи, которые советский человек мог увидеть только в музее. С коллекционированием икон дело обстояло сложнее.


Collapse )
6 skia

Когда в глазах двоится: трофейное искусство и учебный слепок

Шедевр, восстановленный из обгоревших обломков, подвиг профессора Цветаева и любопытный пример музейной экспозиции.



Вот я вечно порицаю за невнимательность, а сама и не заметила, что уже пару лет в Пушкинском музее очень интересная штука организована, вечно с другими целями туда приходила, а это не видела.

История замечательная, в частности, тем, что позволяет увидеть и сравнить оригинал и копию произведения искусства. Также она имеет выход на другие, важные для истории нашей страны и искусствознания моменты.
Collapse )
6 skia

В копилку, ссылка про арт-уголовку

Алексей Кисточкин, бывший начальник антикварного отдела МУРа, руководитель отдела по работе с плательщиками Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства «Управис»:

Таких историй, когда грабитель проникает в музей и снимает со стены картину сейчас меньше стало. В 2009 или 2010 году, не помню точно, воры со стороны Садового кольца через забор перелезли на территорию Музея Москвы, прошли через двор и открытые ворота, и проникли в помещение. Там полугаражные помещения складского типа. Через них по служебным лестницам проникли на рабочие этажи, в большой зал, где стояли стеллажи с разными произведениями, и забрали оттуда несколько икон. Потом проникли в хранилище в подвале, какие-то предметы из фарфора забрали. Там были часы, по-моему, немецкие в фарфоровой оправе. Все это спокойно подтащили к тем же самым воротам. Несколько человек, видать, было, как минимум, двое Преступников не нашли, но часть предметов нашли потом, в том числе на сайтах типа «Молоток», «Мешок», «Авито».

Статья по ссылке целиком большая
https://theins.ru/obshestvo/139285
6 skia

Типажи

Сформулировали тут с однокурсницами и коллегами, что есть несколько разных типов искусствоведов.

Для прочего мира заметней всего, что искусствоведы бывают "говорящие" и "неговорящие". Впрочем, на самом деле окружающий мир замечает только "говорящих" искусствоведов, публичных персон, а 95% остальных, истинных трудяг, которые и делают выставки, пишут каталоги, занимаются реставрацией и исследованиями -- не замечают. Увы.

Опишу "говорящих".

У говорящих искусствоведов есть две главные школы:
1) "школа слез и восторгов"
2) "школа теорий и терминов"


Collapse )
1 dress

Художник Илья Исупов: то ли засмеяться, то ли перекреститься

Вот наиболее известная в рунете из его работ.

"Игорь Гиркин несёт ростки русского мира", 2018

Очень хорошо давать ее студентам художественных вузов как упражнение на иконографию, чтобы опознали все слагаемые и подтексты.

Collapse )
1 dress

Глаза Лепорской: продолжение

Уголовное дело со второго захода все-таки возбудили. По неподтвержденным слухам, идущим с Урала -- виновник начальник охраны "Ельцин-центра", который после этого события покинул свою должность и отправился лечить белочку.

Когда соберусь писать второй том "Воры, вандалы и идиоты" -- без этого случая не обойдусь, ибо он кристально прекрасен.

«Гражданин, который подозревается в данном противоправном поступке, представителями МВД уже опрошен. В ходе следственных действий он ведет себя достаточно агрессивно, демонстрируя, что весь процесс ему не по душе», рассказали в полиции Екатеринбурга о вандале Лепорской.

Еще подробности:
https://www.theartnewspaper.ru/posts/20220204-kvuz/
1 dress

Культурные отсылки и тайные коды в песне «Улица Роз» группы «Ария»: мой анализ

Одна из знаменитейших песен русского рока, выпущенная аж в 1987 году, издавна интригует тех, кто умеет вслушиваться, своим загадочным текстом. Чувствуется, что с лирическим героем происходит какая-то драма, но какая именно? Что за странные детали?

Предлагаю вам свое объяснение некоторых нюансов текста, сделанное мною на основе некоторых исторических фактов и классических литературных произведений.


Картинка, сгенерированная AI

Collapse )