Вот я вечно порицаю за невнимательность, а сама и не заметила, что уже пару лет в Пушкинском музее очень интересная штука организована, вечно с другими целями туда приходила, а это не видела.
История замечательная, в частности, тем, что позволяет увидеть и сравнить оригинал и копию произведения искусства. Также она имеет выход на другие, важные для истории нашей страны и искусствознания моменты.
Итак, в Итальянском дворике ГМИИ стоят ныне два совершенно одинаковых бронзовых бюста.
Это "Портрет Франческо дель Неро" работы Джулио Маццони (?).
А в зале Возрождения стоят два "Иоанна Крестителя" работы Донателло.
Грамотный зритель скажет: "ба! да это же слепки! Их по шаблону льют. Просто ГМИИ обнаружила у себя на антресолях еще парочку".
А оказывается, все сложнее.
Слепки там действительно есть -- по одному на каждом фото (слева). А вот вторая скульптура в обоих случаях -- это подлинники.
Дело было так: профессор Цветаев, создавая Пушкинский музей, собирал туда все лучшее, что было доступно на тот момент. У него был список скульптур мирового значения, с которых было необходимо сделать слепки для московского музея. К этому делу он подходил крайне ответственно -- это были не просто белоснежные гипсовые отливки. Нет, он тщательно следил, например, чтобы их тонировали именно в тот оттенок мрамора, который имел оригинал.
"Бронзовые" копии тоже были идеальные. Я, кстати, не знаю, в каком материале сделаны копии с металлических статуй, в металле ли, или тоже тонированный гипс?
В список требуемого прекрасного вошли две работы из Берлинского государственного музея - бюст и Иоанн Креститель. И их слепки надолго заняли положенное место в Пушкинском музее.
Это слепок, фото 2011 года
Дальше догадливые читатели уже, наверно, поняли, что было: в предначертанное время началась Вторая Мировая война, по Берлину отбомбились, музей, где хранились оригиналы, был уничтожен (они были в бункере парка Фридрихсхайн, если кому важна эта информация).
Что там оставалось и было найдено, вывезли в Москву. В 1958 году это трофейное искусство Советский Союз возвратил в Германию.
Среди возвращенного не было ни бюста, ни скульптуры. В истории искусства они официально считались погибшими в WWII, и гмиишные слепки, вкупе с чб фотографиями, оставались единственными о них напоминаниями.
И вот в начале 21 века в Пушкинский музей из особого архива Минкультуры сгрузили ящики.
В ящиках был щебень. Осколки. Обгорелые кусочки. Мусор.
Это были остатки произведений искусства из немецких музеев, которые трофейные бригады тоже захватили, именно в таком виде осколков.
Возвращать в пятидесятые СССР их не стал, наверно, чтобы лишний раз не травить немцам душу - вернули только целенькое.
И вот, теперь реставраторы ГМИИ начали собирать эти головоломки. И периодически устраивают выставки своих достижений. Вот здесь большая подробная статья обо всей этой истории.
Эта экспозиция двойников -- одна из них.
И бюст, и скульптура оригинальные были в ужасном состоянии. Но их собрали заново.
Деталей не хватало, и цветаевские слепки послужили "донорами": так, подлинный Иоанн Креститель вместо утерянной левой руки и части плаща получил "протезы". Ну, то есть отсутствующие элементы восполнили по копиям с копии.
Статуя до реставрации
Бюсту, из-за его округлой формы, повезло больше: он просто упал с постамента во время пожара и пошел трещинами.
Копия -- то, что дальше. Если я не путаю, потому что так хорошо сделано, что и не определишь же.
На разницу в постаментах обратите внимание -- предполагаю, что для слепка сделали копию оригинального,
который в Берлине не уцелел совсем и теперь заменен простой колонной.
Вот сравнение скульптур на сайте музея: бюст и статуя, ну и там весь сайт проекта очень интересный.
Очень хочется надеяться, что еще сюрпризы Пушкинский музей нам устроит. Понятно, что уровень Золота Шлимана уже не повторить (впрочем, а вдруг?).
А будете в ГМИИ на выставках, загляните, поздоровайтесь с этими двумя ветеранами войны.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →