Б. Кустодиев. Портрет Татьяны Николаевны Чижовой. (1924, Ивановский областной художественный музей)
В конце 1970-х в Иванове проходил всесоюзный симпозиум мостостроителей. В культурной программе было посещение художественного музея. Один из зрителей, указывая на кустодиевский портрет молодой женщины, удивленно сказал: «Надо же. Вот он где!». Зритель узнал картину по фоторепродукции, которая хранилась в квартире его профессора – Виссариона Эристова. Это известный советский инженер (под его руководством строились крупнейшие гидрообъекты по всему Союзу) с переделанной на одну букву княжеской грузинской фамилией. Изображенная на портрете Татьяна Николаевна Чижова была его женой. Так через случайного визитера ивановские музейщики узнали адрес героини портрета 1924 года.
Извините, опять продолжу на ту же тему (самой противно, но надо). Из комментариев ко вчерашнему посту (увы, потёртых) про дневник Кшесинской стало понятно, в чем глобальная проблема с фильмом "Матильда". Не в том, что отношения будущего императора и балерины показаны не с тем акцентом, не в том Николая играет актер, засветившийся в эротике. Оказывается, по мнению верующих в Царственных Страстотерпцев, история целиком вранье. У Николая не было отношений с Матильдой ВООБЩЕ. Он вступил в брак девственником. И никогда в жизни не грешил. Он же святой. Логично, да?
*** Ну, а для людей с более богатой картиной мира и желанием расширить кругозор, процитирую другую историю. Наверняка, тоже "поклеп" и "клевету" на Царя-Искупителя.
В 1890–1891 годах великий князь, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) отправился в долгое путешествие на Восток. На яхте он доплыл до Японии, а потом вернулся в Петербург по Транссибирской магистрали. Из Японии он привез татуировку (черный дракон с красным брюхом — на правом предплечье), шрамы от сабельных ударов (из-за нападения фанатика-самурая) и множество диковинок, часть которых пополнили коллекцию Кунсткамеры.
Среди них — кукла размером в человеческий рост, портрет гейши, звавшейся Моорока О-Мацу (встречается вариант просто Омацу).
С гейшей цесаревич свел знакомство в одном из увеселительных заведений Киото. И она — как доложили японскому императору Мэйдзи — очень понравилась молодому человеку. Гостеприимный японский владыка попросил знаменитого мастера по имени Кавасима Дзимбей II выполнить портрет гейши. Куклу подарили Николаю перед отплытием из Японии, и она ему очень понравилась. Но в Петербурге он ее в своих покоях почему-то не оставил, передав в Кунсткамеру с другими сувенирами. Где она хранится и ныне (см. карточка экспоната на сайте музея).
(Да, подчеркиваю, лично я считаю, что отношения у них были сугубо платонические, Николай сохранил свое целомудрие, дорогие комментаторы, не надо мне писать гадостей. К Николаю я никаких негативных эмоций не испытываю, но вот то, что вытворяют мои современники его именем, приводит меня в глубокое недоумение).
***
И в тему -- прелестный отрывок из воспоминаний его кузена, вел. кн. Александра Михайловича, как он служил на Дальнем Востоке и реально купил себе японскую красавицу, с которой сожительствовал пару лет.
Общаться с этим человеком было физически нереально, ведь он причислял Дугина к постструктуралистам и хранил на жестком диске треки "Битлз" в папке JAZZ.