Икона Божией Матери «Азовская» — не древняя, она известна только с конца XVII века. Особенности ее иконографии связаны с сакрализацией государственной символики и активным внедрением ее в культуру (напр., в это время появляются двуглавые орлы на башнях Кремля). Вот почему имперский орел «влетел» и в иконопись. ( Collapse )
В Третьяковской галерее открылась выставка «Шедевры Византии». Рассказываем главное, что надо знать, чтобы ею насладиться -- в том числе отличную новость про покупку билетов.
ЧТО ПРИВЕЗЛИ: 18 произведений искусства, в том числе 12 икон.
Несмотря на достаточно маленькое количество произведений (выставка заняла всего один зал), проект целиком оправдывает свое название «Шедевры Византии». Практически каждый экспонат здесь – действительно шедевр. Во-первых, впечатляет их древность – мы можем увидеть здесь предметы с конца Х по начало XVI века. Во-вторых, все они очень красивы и, как принято говорить, превосходны по своему художественному уровню. Уцелевшие после падения Константинополя в 1453 году и распада Византийской империи, бережно хранимые во время Османского владычества над Грецией и соседними православными землями – теперь они не только предметы культа или произведения живописи, но и свидетельства трагедий истории.
Характерный пример - икона «Распятие» XIV века (с «Одигитрией» на обороте) – один из прекрасных образцов византийского искусства эпохи Палеологов. Изящное тонкое письмо, радующая глаз гармония золотого и лазурного – и при этом лики святых варварски уничтожены.
При просмотре картины «Правила игры» Жана Ренуара, во время эпизода, приведённого ниже, я ощутил жуткое дежавю:
Думаю, все кто видел советский мультфильм про Карлсона, ощутил то же самое, ибо:
Ничего удивительного тут нет: в фильме использован фрагмент симфонической поэмы «Пляска смерти» композитора Сен-Санса, а в мультфильме - джазовая композиция House of Horrors Мерва Гриффина, которая представляет собой обработку этой самой «Пляски смерти» с траурным маршем Шопена.