On this day in journal — October 23rd

1 dress

(no subject)

"Протестированный нами демообразец проектора огорчил нас заметными паразитными оттенками на белом поле".

Фразу произнести три раза быстро не запнувшись, потом трижды обернуться через левое плечо и призвать демона. Я так считаю. Больше она ни к чему не пригодна.
8 mouse

Великие наркоманы Серебряного века

Тема влияния наркотиков на культуру Серебряного века терпеливо ждет своего исследователя. Подкинем несколько имен и цитат, не все же из раза в раз вспоминать одного Михаила Афанасьевича Булгакова с его морфием. Ведь были, говорят, еще и Гумилев, Есенин, Брюсов, Хлебников — и многие, многие другие...



...Нюхать было модно. Первая жена Булгакова Татьяна Лаппа вспоминала, как однажды, не то в 1913-м, не то в 1914 году, муж принес кокаин. Сказал: «Надо попробовать. Давай попробуем». По ее словам, им не понравилось: Булгакова потянуло в сон, но раз было модно, то требовалось продегустировать. В автобиографическом «Морфии» Михаил Афанасьевич, наоборот, очень подробно и с мазохистским сладострастием описывает воздействие кокаина на свой организм (в числе других наркотиков).

Впрочем, это «один раз попробовал» типично для дамских воспоминаний о великих. Галина Бениславская вон утверждала, что Есенин кокаин понюхал лишь однажды, уже в 20-е, при Айседоре.

Пересказываем прелестную сцену с ее слов: наркотик поэту дал коварный Иосиф Аксельрод, но Есенин, по его собственному признанию, ничего не почувствовал — не действовало. Он показал Бениславской мундштук от гильзы, набитый белым порошком. Она от ужаса крикнула: «Сейчас же бросьте! Это еще что такое!» — и что есть силы ударила его по руке. Есенин, по ее словам, «растерянно, как мальчишка, понявший, что балует чем-то нехорошим и опасным, со страхом растопырил пальцы и уронил. Вид у него был такой: избавился, мол, от опасности». После чего поэта как следует отчитали: «Пробирала я его полчаса, и С.А., дрожащий, напуганный, слушал и дал слово, что не только никогда в жизни в руки не возьмет кокаина, а еще в морду даст тому, кто ему преподнесет».

Вера подруги «С.А.» в его «чистоту» мила: в том же разговоре Есенин ей жаловался, что поэт Николай Клюев заставляет его курить гашиш — отравить потому что хочет! При этом, по свидетельству той же дамы, злостным и совсем опустившимся кокаинистом был Алексей Ганин, также писавший стихи, близкий друг Есенина (свидетель на его свадьбе с Зинаидой Райх!), познакомившийся с ним еще в фельдшерском поезде в 1916 году, когда оба служили санитарами. Дружил «последний поэт деревни» и с дальневосточным футуристом Венедиктом Мартом — не только автором стихотворения «Каин кокаина», уж не будем гадать чем навеянного, но и известным морфинистом и курильщиком опиума. Однако Март не виноват: в Харбине в 1920-х было трудно этим не увлечься, особенно если ты занимаешься переводом древнекитайской лирики. Под кокаином бузил, как свидетельствует писатель Николай Захаров-Мэнский, еще один приятель Есенина, имажинист, актер Борис Глубовской...

Читать эту мою статью дальше на сайте онлайн-журнала "Нож".
1 dress

Владимир Ленин в произведениях Сальвадора Дали

А также других западных мастеров 20-21 веков.

Dali. Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле (1931). 2.jpg

Понятно, что у Ленина огромная иконография. Нам больше всего знакома классическая, воспевающая вождя средствами соцреализма. После развала СССР появилось большое количество произведений современных российских художников, тоже посвященных Ленину, только они весьма ёрнические ("Ленин Кока-Кола", "Ленин Микки-Маус"). Их надо отдельно смотреть, там интонации любопытные.

А вот этот пласт ленинианы самый интересный, на мой взгляд. Это работы западных, в первую очередь, американских художников. Для них Ленин обычно -- это харизматичный чувак, типа Че Гевары. Ничего более. Тем интересней глядеть, что у них получилось, потому что над его образом они не изгаляются (в отличие от современных российских авторов), а просто его трактуют, своим западным, соврисковым языком.
Collapse )
1 dress

Ну в общем, вернут ее в Грозный

Картина Александра Головина с выставки Василия Поленова в Третьяковской галерее действительно оказалась пропавшей из грозненского музея во время войны.

"...Настоящий владелец картины [по прежнему аноним] в письменной форме подтвердил свое желание передать картину Национальному музею Чеченской Республики.
Государственная Третьяковская галерея, согласовав этот вопрос с Министерством культуры Российской Федерации, готова немедленно организовать передачу картины Александра Головина Национальному музею Чеченской Республики в городе Грозном".

http://www.theartnewspaper.ru/posts/7453/
1 dress

Переводы «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма

Захотелось тут перечитать знаменитый роман про побег и месть, но по свежей привычке погуглила, что там с переводами на русский язык.

Любимый портал фантлаб предсказуемо вскрыл бездны. То, что мы читаем -- это труп стюардессы 1845—1846 годов.

Collapse )