On this day in journal — September 18th

1 dress

(no subject)

Украина, середина 17 века.
Икона Усекновения главы Иоанна Крестителя (UPD: - икона справа, если кто не понял).
царевна Саломея трогательно одета в костюм польской шляхтянки - помните такой на известном портрете Мнишек из ГИМа? (UPD: - портрет - это который круглый слева).



1 dress

толстые и тонкие

в МГУ недавно защитили докторскую по антропологии на многолетней статистике антропометрических измерений абитуриентов. Докладчик, как мне рассказали, сделал вывод о том, что естественный отбор в человеческом обществе продолжает сохраняться, но принял тут свою форму: мальчики со склонностью к ожирению (которая способствует появлению гермафродитизма, т.е. утрате агрессивной мужественности и появлению некой женственности) подсознательно избирают гуманитарные факультеты, причем с каким-то жутким перевесом по статистике. Стройные, поджарые и похотливые выбирают естественные факультеты.
У девочек предпочтения от конституции не зависят.
6 skia

А когда русские стали различать фиолетовый и оранжевый? Отвечают лингвисты

Тут на днях я выложила текст про то, что судя по Гомеру, ранние греки не отличали синий от зеленого, и так далее. Внезапно в комментариях развернулась бурная дискуссия ("все мы немного филологи").



Хочу подчеркнуть: дело не в том, что в глазу древнего человека чего-то не хватало, и он физически не мог видеть этих цветов. Нет, он не был дальтоником, просто его мозг не был обучен различать эти цвета, не было в этом необходимости, и поэтому в языке не было изобретено для этого нужных слов. Хороший пример кто-то привел: стандартная барышня совершенно не увидит разницы между красным фордом и красным опелем -- их различия просто проходят мимо нее, не воспринимаются разумом, как бы ей не объясняли. Описать словами, чем у них отличаются клиренс и лонжерон она не сможет.

В рамках дискуссии, как доказательство неправоты ученого, стали приводить многоцветные критские фрески: мол, как же они их рисовали, ежели цвета путали. Вернемся к нашей барышне с красными машинками -- специально обученная живописи в Строгановке или на курсах ТУТМОГЛАБЫБЫТЬВАШАРЕКЛАМА, она крайне тщательно воспроизведет все тонкости силуэта и форда, и опеля. Потому что рисовать -- это ее работа. А знать по имени, какую трансмиссию она рисует, ей не обязательно. И умение конкретно этой барышни хорошо рисовать не означает, что близкие ей по духу барышни-подруги, но не умеющие рисовать, верно воспроизведут тот самый силуэт. При этом, есть вероятность, что именно на ее рисунке подруги разницу между двумя машинами заметят, в отличие от реальности: потому что художник -- это переводчик с языка реального мира на язык глаза.

***
А как же обстояло дело с русским языком? Если сравнивать с древними греками и их "цветовой слепотой"? Вот почитайте статью (не моя).  Даю с сокращениями. Она довольно простенькая, очень упрощенная, но общее представление дает (кому захочется сложного, читайте Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке; Василевич А. П. Цвет и названия цвета в русском языке; обе в сети есть).

Collapse )

  
1 dress

Герои фильма "Гардемарины, вперед!" в подлинных портретах маслом

Сравниваем актеров, сыгравших реальных исторических лиц в фильме, с настоящими портретами этих личностей.
(Внимание! сами гардемарины -- персонажи вымышленные.)


В предыдущих выпусках:
Подписаться на мой видеоканал (там интересно)
1 dress

Балетки французского короля

В обсуждении картин про то, как Леонардо да Винчи дуба дал в обьятиях французского короля, многих заинтересовали тапочки, надетые на короля Франциска в картине Энгра. Давайте взглянем, насколько это соответствует исторической истине.



Collapse )
1 dress

Проблемы со словом «фреска», или Про приступы граммар-нацизма в области искусства

Ну раз уж я задекларировала языковый пуризм относительно слов «полотно» и «шедевр» (которые оба не синоним слова «картина»), то надобно поговорить про слово, которое гораздо более триггерно -- «фреска».
Как его правильно употреблять, и почему некоторых начинает от него колотить, если оно не в то место воткнуто?

Современная роспись храма в Имретинской низменности по образцу Васнецова.


Collapse )
1 dress

Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века

Кого снесли, а кого превратили в музей?

Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века

http://www.theartnewspaper.ru/posts/8397/
1 dress

Бриллианты, парча, кружева, яйца Фаберже: в Кремле открылась выставка "французских" сокровищ

Выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе» открылась в Музеях Кремля (до 9 января 2022 года).

Экспозиция, посвященная многовековой дружбе и торговле между Россией и Францией, наполнена редкими документами, образчиками из книг мод и каталогов оружия (с инкрустацией).

Ж. де Виньо (Гектор Виже). Жозефина и Александр в Мальмезоне. 1864. Музей Мальмезон


Collapse )