On this day in journal — April 6th

1 dress

Читаю воспоминания, записанные за моим прапрадедом, казаком-конвойцем. Выглядит это примерно так:

Як бы йих так мордувалы нэ тикэ за сало, но и за други йих хвокусы, - говорил дед Игнат, - так можэ и от вэлыкого гриха удэрж був бы. Наказание – воно пэрвый шаг к покаянию. Всыпалы б тому Плюгаю плитюганив ще там, на Галитчини, вин бы одумався, прыпынывся, и зла от його бильш нэ було б. Есть така порода людэй, шо бэз быча нэ зъисть и калача…"
1 dress

мрачное обаяние дойч

Дуэт из "Призрака оперы" на немецком языке. Звучит готичненько.

Collapse )
+ нарезка из 13 теноров-Призраков на различных языках - удивительно, но очень красиво вышло на японском
Collapse )
+ финал немецкого мюзикла "Tanz der Vampire" - песня "Тотальный Finsternis", который вы все прекрасно знаете по той попсовой песне, которую из нее сделала Бонни Тайлер на английском. Обратите внимание на зубки "вампиров", интересно, не мешают ли они им петь. Массовка из трупиков совершенно очаровательна

Collapse )
1 dress

подмосковье


В междугороднем автобусе ехать долго. Остается смотреть окно. Зрелище, на мой взгляд, знаковое.

Все время одно и то же, из километра в километр. Обочина шоссе, густо засыпанная, будто бы засеянная мусором. Пакетами, пластиковыми бутылками, коробками. Свободные 10 кв. см найдутся, 20 кв. см – вряд ли. Ужасная грязь.

Но виноват во всем, конечно, Путин, а не те сотни тысяч людей, швыряющих в окна мусор.

Потом становится чище. Черная земля появляется на свет из-под белого сора. Через каждые 20 метров – наполненные пластиковые мешки для мусора, похожие на трупные. Слава России! Прогресс есть! С длинными палками, накалывая пластиковые бутылки, в оранжевых жилетках вдоль обочины бредут, наполняя черные мешки, молдаване и таджики.

Еще – очень много могильных памятников. Каждые 5-10 минут. Сваренный из железа крест, на который надет пластиковый венок. Гранитный крест с гравировкой. Мемориальная доска с портретом на стене ДПС. Могильная стела на склоне холма. Просто венок, прибитый к дереву. Гигантский транспарант певца Шандора. Цементная площадка, утрамбованная посреди болота на обочине с двумя памятниками. Мысли две: как же мы смертны, как же все мы внезапно смертны, люди, будьте бдительны, memento mori. Мысль вторая – их кто-то любил. Кому-то важно было приехать сюда, за десятки, может, километров от своего дома, и поставить памятник. Как человека, недавно потерявшему родственника, меня это очень трогает, потому что я представляю эти ощущения потери.

Третья часто повторяющаяся примета века: деревенские дома, разделённые пополам. Одна половина принадлежит кому-то хозяйственному: новая крыша, крашенный забор, ухоженный участок. Вторая – алкоголику, бабке или выморочным родственникам. Черные деревянные стены, провалившаяся ограда, заросший пруд. Мрачность и запустение. И я вот представляю, каково это его справному соседу, из года в год жить рядом со сраком. И хочется руки приложить, исправить, навести порядок, чтобы блестело. А нельзя. И таких домов много. Вспоминается марксистский тезис о роли личности в истории – что, мол, нифига отдельный человек на ее ход не влияет. По таким домам видно, что влияет. А еще – как только сворачиваешь с шоссе на дорогу к маленьким городкам – обочина сразу чище. На дороге к дому не мусорят. Только на общей.
1 dress

муж-тиран

Развернуться как следует Тенишева смогла только после смерти супруга.

Из её воспоминаний:

"Князь ненавидел старину.
Она раздражала его.
При жизни его, выполняя обязанности жены и хозяйки дома, дорожа больше всего семейным миром и избегая раздражать мужа и давать повод для нескончамых насмешек, я прятала свое собрание старинных вещей повсюду, заваливала чердаки и чуланы и даже хорошенько не знала, чем я владею.
После его смерти мне захотелось привести в порядок собранные сокровища, и, только вынеся на свет все, что годами лежало в укромных уголках, я увидала, что у меня создалась целая богатая коллекция, нуждающаяся в достойном помещении".


Вообще биография этого археолога, этнографа, социлога свидетельствует, что старину он любил. Занимайся ею не жена, наверно ему б было все равно.
А так - все время валяется что-то по дому, мешает... Понимаю его.
1 dress

Неизвестный портрет участника Великого посольства Петра I



Можно завтра купить на Hampel за 18-22 тыс. евро

Художник - фламандский аноним, имени модели нет, год 1697.

Посмотрите другие портреты участников этого Великого посольства.
Мне они нравятся своим столкновением двух миров - "восточной русской роскоши" и европейского живописного метода. Художников явно завораживала эта экзотика, но подавали они ее своим привычным языком парадного портрета, также, как турок они рисовали. Получался некий диссонанс.
А потом мы переоделись в европейское платье, и больше такого посконного в качественной живописи не было, только попытки реанимации (см. Маковский)

Collapse )
2 wed

Загадки о фаворитах российской империи-2



1.

Твои черные губы будут долго мне сниться.
Почему не умели мы надежней таиться?
Я сижу ныне плачу, оплываю свечою,
Как бы не повстречаться на рассвете с тобою.

Отчего мужу можно жить турецким султаном?
Денщиков жен отказы он и слушать не станет.
Ну а я что -- без сердца? Что, нельзя мне амуров?
Я беды не ждала ведь, ах несчастная дура.

Collapse )
3 Chie Yoshii

Что означает титул "Багрянородный"?

Иногда в отношении монарха или его детей можно встретить прилагательное "Багрянородный" или "Порфирородный". Или, пуще того, "Порфирогенет". Какой смысл этого эпитета и как его можно сегодня употреблять?


Саргофаг Елены, матери Константина, из порфира (320-е гг.), фрагмент

Collapse )
1 dress

Музеи Кремля показывают свои сокровища на новой выставке

В музеях Кремля открывается потрясающая выставка "Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий" (06.04.2021 – 25.07.2021).

На ней показаны вещи из гроба Ивана Грозного и его семьи, уникальные предметы, собранные археологами буквально из пыли, и килограммовые золотые посудины, вещи из наших собраний и привозное из иностранных. Это просто наглядный учебник, по которому можно изучать нашу историю соответствующего периода.

IMG_1787.JPG

Collapse )