Нашла у себя в заначках старый конспектик того, что они говорили в первой серии (потом стало так интересно, что плюнула и перестала записывать):
Человек воспринимает мир через изображения. Они указывают ему что делать и что чувствовать. Благодаря им формируется личность.
Человек создавал искусство, и искусство создавало человека.
Десятки раз в день мы смотрим на одно и то же. Ни один другой образ не доминирует в нашей жизни настолько сильно. Тело это объект искусство. Формы и линии человеческого тела владели мыслями всех художников. И все это при том, что само тело оставалось неизменным. Изображения человеческого тела, самые причудливые, находятся в археологических раскопках. Ни одно из них при этом не является точной копией. Это лишь воображаемая картина, образ. Наш мир - это мир иллюзий, возводимых в реальность. В чем такая высокая привлекательность человеческого образа.
Виллендорфская венера - первый ключ к разгадке нереалистичности изображений человеческого тела. Она выполнена в гротескно-гипертрофированной манере.
Психиатр Рамачандран выдвинул теорию. Основываясь на эксперименте с чайками. Птенцы реагировали на красную полоску на клюве матери. На палку с красной полоской они реагировали также. Их мозг активировался при её виде. Если им показать палку с тремя полосами - реакция оказывается еще более бурной. И на одну красную полосу они больше не реагируют. Он считает что аналогия такая же - гипертрофированные формы "венер" вызывают бурный интерес.
В египетской культуре - первые реалистичные изображения в полный рост. Однако и у них был формализм. Общество египтян также было иерархичным. Их дотошная точность в передаче приводит к гротеску.
Для греческих скульпторов был важен вопрос реалистичности. Они быстро овладели гармоничностью. Египетский стиль ваяния, хоть и заимствовался, не подходил для греков. Мастера стали работать "на глаз" - делать то, что никто не делал до них. Египтяне ваяли по сетке. Постепенно греки научились точно воспроизводить каждый фрагмент тела. Мастера учились на ошибках. Это была революция. "Мальчик Крития" - веха в истории. Но первобытный инстинкт преувеличения - биологическая особенность человеческого сознания, в разном виде проявленная в разных культурах. Принцип преувеличения заложен в мозгу. Проблема Критского мальчика - в его излишней реалистичности, которая вызывает раздражение, а не восторг. Скульпторы перешли к следующей ступени, которая заставляла додумывать детали.
Простого преувеличения мускулов недостаточно. Поликлет нашел способ показать физический потенциал атлета. Тело должно казаться расслабленным, но и готовым к движению. Так появилась сетка. Одна сторона в движении, другая в покое. Части тела уравновешивают и взаимодополняют друг друга. В воинах из Риаче ноги слишком длинны, если сравнивать с настоящими. Мышцы груди расслаблены, мышцы груди - напряжены. Однако именно нереалистичность скульптур производит впечатление. Инстинкт преувеличения находит здесь воплощение. Люди уходят от реальности, но все, что преувеличивает ее, вызывает в их умах восторг. Это касается и макияжа.
Способность интерпретировать изображения - существенный элемент нашей жизни.
Человек способен интерпретировать двухмерный рисунок практически мгновенно.
***
Лучше смотрите, на пальцах многие вещи объясняются.
5 серий вроде, по крайней мере, тут
http://seasonvar.ru/serial-7200-BBC_-_Kak_iskusstvo_sotvorilo_mir.html