Сегодня секреты английской фирмы Wedgwood, основанной в 1759 году и с той поры бесперебойно продающей по всему миру свою продукцию, нам раскроет московский коллекционер и арт-дилер Александр Новиков-Джолборди. Чем российский рынок отличается от международного? Какие хитрости стоит знать, чтобы выбрать для себя лучшие изделия? Где искать необычные подарки и как не купить подделку? Тайны бизнеса и собирательства прямо из первых рук.
— На мой взгляд, Wedgwood — идеальный вариант, если вы задумались, что коллекционировать, но при этом на старте не готовы посвятить много времени изучению предмета и вкладывать большие средства.
— Если вы начали собирать Wedgwood — вы можете собрать всё. То есть — из декоративно-прикладного искусства все варианты. Потому что сегодня эта фирма — лайфстайл-бренд, который выпускает не только посуду, но и шкатулки, вазы, фоторамки, украшения, ёлочные игрушки. Не выходя за границы Wedgwood можно соприкоснуться со всеми гранями человеческой фантазии по украшению своего быта. Например, в конце 1950-х гг. у английской обувной фирмы H. & M. Rayne была коллаборация с Wedgwood по изготовлению каблуков: это изящные коктейльные туфли, которые необычно смотрятся. А к коллекционным детским тарелкам со сказками прикладывались раскраски, вырезалки и даже настольная игра.
Туфли H. & M. Rayne из личной коллекции Александра Новикова-Джолборди
— При этом порог вхождения в собирательство Wedgwood — очень низкий: в Москве можно найти винтажный предмет ценой от тысячи рублей. Но есть и вещи за тысячи долларов, и до бесконечности (см. мировые аукционы). Например, пробный экземпляр тарелки из екатерининского «сервиза с зелёной лягушкой» (который хранится в Эрмитаже) в 2001 году был продан в Лондоне за 16 тыс. фунтов. А копия «Портлендской вазы» в 2005 году – за 14 тыс. фунтов.
Вазочка Wedgwood из яшмовой массы, ок. 1980 г. Цена: 4 тыс. руб. Купить
Кофейный сервиз Wedgwood из костяного фарфора с серебряными подстаканниками, ок. 1929 г. Цена: 175 тыс. руб. Купить
— Первое, с чем сегодня ассоциируется Wedgwood, – это предметы из бледно-голубой яшмовой массы с белыми барельефами. Их начали делать ещё в XVIII в., но поистине доминирующим в ассортименте компании такое цветовое сочетание стало только во второй половине XX в. На самом деле Wedgwood мог быть (и продолжает сегодня быть) самых разнообразных цветов и оттенков.
Варианты окраса, Wedgwood
— Ключевой термин — «яшмовая масса». Так, сравнивая с прочностью подлинной яшмы, основатель фирмы назвал изобретённую им твёрдую керамическую массу, из которой до сих пор изготавливают самые узнаваемые произведения фирмы. Окрашена она может быть в любой цвет. Но Wedgwood в итоге стал из-за этой яшмовой массы заложником, потому что люди в основном требуют от него именно её, причём в сочетании бледно-голубого и белого цветов. В действительности же большую часть прибыли приносит «обычная» посуда.
Современные чайные пары Wedgwood из яшмовой массы разных цветов
— Ещё, безусловно, это универсальный подарок. Wedgwood — гарантия качества и красоты. Дари, не промахнёшься.
Комментарий от Шакко: Лично мне Александр преподнёс две вот такие чудесные плакетки конца 1960-х годов. На одной изображена богиня Аврора в колеснице, на другой – три грации.
— Как я собираю и продаю? В первую очередь я именно коллекционер, мне интересно покупать для себя. С вещами я расстаюсь неохотно. Чаще всего это приходится делать, чтобы освободить место для новых экспонатов. Я успеваю влюбляться в каждый предмет, проходящий через мои руки. Я приобретаю предмет и начинаю расследование, разгадывание. Когда именно он был изготовлен? С какой целью? Что за история с ним связана? В ХХ веке продукции Wedgwood стало, конечно, гораздо больше, и истории получаются не про антиквариат, а про винтаж, но этот век изучен куда менее полно, чем предыдущие: здесь могут быть захватывающие открытия.
— Ещё одна причина, по которой Wedgwood хорош для коллекционирования собственными силами, без нанятых консультантов, это то, что про него написано очень много. При должном азарте вы можете найти ответы практически на все вопросы.
— Я собираю его более пятнадцати лет. Меня всегда интересовала история, и я остановил свой выбор на декоративно-прикладном искусстве: Wedgwood так плотно интегрирован в европейскую историю XVIII—XX вв., в историю дипломатии, дизайна, маркетинга, бизнеса, что уже сам по себе служит прекрасной иллюстрацией многих исторических процессов.
— Если взять Российскую империю, то всё начала Екатерина Великая (фирма была основана за три года до её восшествия на престол). Она заказывала целые сервизы, сотни предметов. Это «Хаск-сервиз» на 24 персоны 1770 г. (вместе с российскими дополнениями хранится в ГМЗ «Петергоф») и следующий, знаменитый «сервиз с зелёной лягушкой» на 50 персон 1773-1774 гг. (хранится в Эрмитаже). Из недавних специальных заказов для России можно отметить тарелки с барельефами Храма Христа Спасителя и Храма Василия Блаженного, выпущенные к 850-летию Москвы.
«Сервиз с зелёной лягушкой». Эрмитаж (купить оригиналы нельзя, но в конце XX и начале XXI вв. компания выпускала реплики отдельных предметов и предметы «по мотивам» ограниченными тиражами, некоторые из которых можно приобрести)
— Иной веджвудовский предмет может рассказать историю. Однажды мне попалась ваза из чёрной базальтовой массы, на внутренней части которой было написано, что это подарок мэру Сан-Франциско. Мне хотелось найти этому подтверждение. В итоге — возвращаясь к разговору об обилии информации — я нашёл фотографию мэра с этим изделием в корпоративном журнале 1970-х годов. Флaгмaнский предмет был преподнесён мэpу Сан-Франциско Джозефу Алиото во время Британской недели в США в 1971 г. Все концы сошлись.
Тарелка Wedgwood из яшмовой массы с барельефом Храма Христа Спасителя, выпущенная к 850-летию Москвы. Цена: 20 тыс. руб. Купить
— Поскольку Wedgwood — это фирма, которая уже более 250 лет продолжает работать-работать-работать, на рынке есть её продукция самых разных категорий. И, конечно, уровня цены. Одно дело — антиквариат XVIII или XIX вв., связанный с Романовыми. Другое — винтаж ХХ столетия. И, наконец, есть совершенно новые предметы, которые сходят с конвейеров Wedgwood прямо сейчас и отгружаются в обычные магазины посуды по всему миру. Парадоксально, но эти новые изделия обычно дороже антикварных аналогов.
— Первая веджвудовская вещь, которую я купил, была как раз новенькой, в салоне «Гледиз» на Мясницкой улице, в середине 2000-х гг. Это была обычная бледно-голубая шкатулка из яшмовой массы с белой розеткой на крышке. Она мне очень понравилась, я стал вникать в тему и достаточно быстро понял, что новые предметы — дорогие, да и ассортимент небольшой. Окунуться в океан ретро-изделий оказалось гораздо более захватывающим! Ну и зачем вообще поощрять перепроизводство.
Прямоугольная шкатулка Wedgwood из костяного фарфора, ок. 1963 г. Цена: 22,5 тыс. руб. Купить
— Антикварный / винтажный рынок Wedgwood имеет свои нюансы: во-первых, выбор так огромен, вариаций за века, десятилетия было так много, что собрать «весь Веджвуд» попросту нереально. Не нравятся бледно-голубые? Берите из чёрного базальта, фаянса любого цвета (например, тростникового). Количество материалов и стилей грандиозно: помимо привычного «британского», есть и ар-нуво, и минимализм 1960-х годов. Человек с ненатренированным взглядом не догадается, что перед ним Wedgwood.
— Примечательно, что большая в количественном выражении часть веджвудовских предметов попала на нашу территорию в новейшее время, т.е. за последние лет 20-30. Его активно привозили из-за рубежа и сейчас тоже продолжают потихоньку. Лично я, как правило, покупаю его у дилеров-антикваров, а не у частных лиц, так как у скупки есть свои особенности, которые «не моё».
Фарфоровая чайная пара Copeland (Spode), 1850-1890 гг. Цена: 25 тыс. руб. Купить
— Ядро моей коллекции – изделия Wedgwood, а вокруг – предметы других английских фабрик, которые вместе могут рассказать больше, чем по отдельности.
— Кто мои клиенты. Приходят «за Веджвудом» по разным поводам. Во-первых, ко мне часто обращаются те, кто ищет что-нибудь нетривиальное в подарок. Ведь в итоге получается «подарок с историей», что-то интересное, редкое, трудно находимое. Во-вторых, покупают «для себя». Одни, чтобы просто украшать дом, или иметь в быту функциональную и одновременно красивую вещь. Наконец, есть те, кто пополняют свою коллекцию. С некоторыми коллекционерами я сотрудничаю более десяти лет. Интересно смотреть, насколько у каждого «своя», особенная коллекция, со своей специализацией: например, определённый материал (яшмовая или чёрная базальтовая масса, париан), временной период (рубеж XIX-XX вв.), тематика (медальоны с выдающимися историческими личностями), красивые предметы, которые по особому случаю можно использовать (чайные и кофейные пары, чайники) и т.п. Я вот более всеяден, разнообразен — они более сфокусированы.
Чаще всего в подарок покупают предметы, которыми можно не только любоваться, но и пользоваться: вазы, шкатулки, чайные и кофейные пары, даже сервизы. Особым спросом пользуются кофейные пары с серебряными подстаканниками. Они очень изящно выглядят и превращают обычный утренний кофе в настоящий ритуал.
Кофе-сет Aynsley из костяного фарфора с серебряным подстаканником, ок. 1903 г. Цена: 20 000 руб. Купить
— Wedgwood становится и предметом научного исследования. За последние десять лет в России провели три веджвудовские выставки. Первой была выставка «Сентиментальное путешествие. Веджвуд в России»(2012-2013 гг.) в Эрмитаже (ведь его так много, в том числе эталонные предметы в единственном экземпляре). В той, которая в 2014-2015 гг. проходила во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, принимала участие и сама фирма. На выставку привезли музейные предметы из Великобритании, российские музеи предоставили на выставку экспонаты из своих собраний.
Медальон Wedgwood из чёрной базальтовой массы с портретом Екатерины II, ок. 1780 г. Эрмитаж
— Все мировые музеи регулярно пополняются Wedgwood, в том числе современным. Российские же музеи не очень активно приобретают новые экземпляры – в основном работают со старыми фондами, тем, что уже много лет находится в музеях. Бывают и приятные исключения: в 2021 г. частный коллекционер Анатолий Николаевич Зизин подарил Саратовскому государственному художественному музею более 200 предметов. Я принимал участие в подготовке описаний предметов, консультировал куратора. После того, как предварительная работа с коллекцией была завершена, в 2021 г. была организована выставка, немного позже был издан и солидный каталог.
Я тоже стараюсь вносить посильный вклад. В Саратовский музей я передал тарелку с печатным изображением Джозайи Веджвуда, основателя фирмы, а также флакон для духов рубежа XIX – XX вв. А Исторический музей получил от меня тематическое — тарелку с видом Московского Кремля.
Каталог выставки в Саратове
— Чем российский рынок отличается от международного: в современной России в силу исторической специфики коллекционирование развито достаточно слабо по сравнению с той же Англией, где коллекционируют все и вся, существуют десятки клубов по интересам. Один и тот же предмет за рубежом за 10 лет может неоднократно появиться на аукционных торгах. Чаще встречается такое: только предмет продают на одном аукционе, как спустя очень короткое время его выставляют заново. Коллекционеры всегда находятся в поиске, продают старое, чтобы купить новое, меняются с коллегами, стремглав бегут туда, где есть редкое изделие и т.п. А ещё наши коллекционеры даже зарубежные предметы предпочитают такие, где можно найти связь с Россией. Но надо сказать, что таких изделий в принципе не очень много, и этот подход серьёзно ограничивает рост коллекции.
— Хитрости, которые стоит знать, чтобы выбрать для себя самое лучшее изделие, просты. В первую очередь, как и с любыми покупками, стоит ориентироваться на финансовые возможности. Далее – предмет должен вам нравиться, чтобы в любой ситуации он доставлял вам радость. Покупать инвестиционно привлекательный предмет, который не вызывает никаких эмоций – другая история. И если вам нравится предмет, и цена у него подходящая, надо понимать, как обстоят дела с его сохранностью – не столько с точки зрения инвестирования (см. выше), сколько ради истинного понимания его состояния. Например, реставрация может быть крайне искусно закамуфлирована, но она все равно есть, и поэтому из чашки пить будет нельзя. О том, как распознать реставрацию и подготовиться к походу на блошиный рынок я писал в своём Telegram.
— Расскажу, как не промахнуться с подделками или предметами в «стиле Веджвуд». Знакомство с предметами лучше начинать с музеев. Там могут быть как уникальные экземпляры, так и вполне рядовые. Обязательно нужно изучать литературу – и если не идут трудные научные статьи, то изучайте каталоги выставок, где обычно есть ключевая информация об экспонатах. Так можно составить впечатление «от и до». Этот опыт пригодится, когда вы будете искать «своё» в салонах, на специализированных выставках или блошиных рынках. Чем больше вы видите, тем лучше – опыт так и приходит.
Как аксиому принять факт, что весь Wedgwood должен быть с соответствующей маркой. Собственно марки на поверхности предметов подделывают мало. Гораздо чаще случается, что предмет визуально похож на Wedgwood, и поэтому продавец выдает его за него. Причём это может быть абсолютно «легальный» предмет другой фабрики (Adams, Dudson и даже «Вербилки»), который из-за нечистого на руку продавца становится подделкой под Wedgwood, ей не являясь.
В очень редких случаях можно всё-таки встретить настоящий Wedgwood без марки, но каждый такой случай требует особого разбора (может быть образец, слишком маленький предмет – нет места для марки, предмет XVIII в., изготовленный на первой фабрике и т.п.).
***
Обращайтесь к Александру, если вы ищете винтаж или антиквариат в подарок или для себя.
Подписывайтесь на канал Александра в Telegram: там можно найти не только интересные предметы, но и полезную формацию о покупке, реставрации антикварных предметов, полезные советы и интересные истории.
Телеграмм-канал (+ магазин) Александра
https://t.me/ANJ_Collection
Галерея на "Ярмарке мастеров"