On this day in journal — January 16th

1 dress

Ты зловещ, Когда вращаешь в бешенстве глазами

Оказывается, Отелло страдал эпилептическими припадками.
Вращание глазами - это вот как раз симптом болезни, а не поэтическое преувеличение.
А вы все "доверчив, доверчив...". Справку просто из психдеспансера при тайном венчании надо спрашивать.
1 dress

Японская богиня верхом на лисе



Статуэтка «Инари на лисе» в киоте
XIX в., Япония
Божество Инари почитается как богиня изобилия, риса и вообще злаковых культур. Отличительной чертой культа Инари являются красные тории (священные ворота). Так же непременным её атрибутом выступает лиса, иногда как ездовое животное, а иногда как ипостась самого божества. Именно лиса является посланницей богини в мир людей. Музей истории религии
1 dress

Почему подделывать Малевича и других авангардистов на самом деле трудно?

Уважаемый читатель спрашивает:
— Вы вот недавно рассказывали про разоблачение очередной поддельной картины Малевича. И почему-то на реплики "да подделать Малевича  — элементарно!" вы отвечали, что это наивная точка зрения, и на самом деле подделать его достаточно трудно. Объясните почему, а то ваше мнение кажется абсурдом, это же реально легко, сразу видно.


Действительно, качествено, на высоком уровне подделать Малевича и других великих авангардистов трудно. Рассказываю, почему думать обратное (а тем более, озвучивать вслух) — это демонстрировать свою неискушённость.


Collapse )
1 dress

Фоторепортаж с подозрительной выставки русского авангарда в Генте (30 крупных фото)

А вот, кто не видел, мой текст на Артхиве про выставку в городе Гент, где наивный русский коллекционер представил коллекцию своих произведений, созданных по принципу "глаз на лапоть".

Группа специалистов по русскому искусству подписала открытое письмо, в которых работы, представленные в музее Гента, описываются как «очень сомнительные».
Ранее залах музея были представлены ранее неизвестные широкой публике работы, авторами которых значатся Александра Экстер, Эль Лисицкий, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Любовь Попова, Александр Родченко, Ольга Розанова и Владимир Татлин.

Читать целиком.
6 skia

Страшный-страшный экзорцизм у Гойи

В прошлый раз смотрели, как рисовали экзорцизм в средневековье, теперь подошла очередь более пугающих изображений, конца 18 - начала 19 века, мрачного романтизма.



Пальма первенства принадлежит в этом вопросе великому сумрачному Гойе.
Collapse )
1 dress

Русские писатели как щелкунчики

Деревянная раскрашенная скульптура работы Николая Ватагина. Пушкин, Гоголь и Набоков, какими вы их не видели никогда.

Для начала несколько фото из сети, которые часто публикуют. Тут весь парад русских писателей, в необычном жанре.

Николай Ватагин 01.jpg

Под катом продолжение галереи по алфавиту, а также моя собственная съемка с прошедшей выставки, редкие фото скульптур, которых в сети нету.
Collapse )
7 jump

Отказ быть повелительницей чичисбея



В продолжении разговора о том, что именно Татьяна Ларина "поняла" про Онегина, когда пробралась в его жилище и стала читать его книжки.
Все мы хорошо помним "уж не пародия ли он". Мол, она задалась вопросом, не строит ли он из себя байронического героя нарочито. Очевидно, эти размышления стали одной из ступенек ее "выздоровления".

Однако этот довод становится, на мой взгляд, важным с другой стороны, когда мы доходим до финальной сцены, где Татьяна отказывается вступать с Онегиным в affair.

Дело в том, что помимо "байроновского героя" практически в каждом произведении означенного типа существуют и "байроновские героини".Collapse )
7 jump

Шишкин и антропогенный ландшафт

Источник: https://www.facebook.com/gleb.simonov/posts/10223694285137636
Автор: Глеб Симонов

Так получилось, что любые ландшафты с большим количеством зелёного часто автоматически интерпретируются как “природа”, даже если этот ландшафт или полностью создан, или существенно изменён ещё на живой памяти. Живопись девятнадцатого века оказывается в этом смысле особенно острой, поскольку она совмещает и остаточные давления старорежимного национализма, и упёртый натурализм по форме.

То есть, если до, скажем, Констебла, пейзаж почти всегда будет сильно идеализирован и скомпонован (привет, голландские Альпы), то к 1880-м, и в том числе благодаря фотографии, пейзажистика приобретает формат, по которому реально можно судить об истории изображенного ландшафта. Неточно, условно, но можно.

Так вот, Шишкин. Мне стало интересно взять несколько известных картин, и посмотреть, насколько этот пейзаж природный и первозданный.


Fig. 1: «Дубовая роща», 1887.
Collapse )
1 dress

Древнеримское абортивное на вес золота

Илл.: Монета Кирены с изображением растения "сильфий".
INC-3001-r_Тетробол_Киренаика_Кирена_Магас_(реверс).png


Из книги: Джон О'Коннелл. "Энциклопедия специй. От аниса до шалфея":

...Став в 74 году до н. э. римской провинцией, Кирена быстро пришла в упадок. Два сильнейших землетрясения (262 и 365 годов) разрушили основные строения, включая здание библиотеки Цельса, и уже в конце IV века Кирена превратилась в город-призрак. Его руины являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, но с 2011 года, когда ситуация в Ливии стала нестабильной, раскопки и реставрационные работы там не проводятся.

Впрочем, положение Кирены стало шатким задолго до того, как ее разрушила природа. Дело в том, что город, добившийся статуса крупного торгового центра, строил свое благосостояние на экспорте единственного продукта – разновидности гигантского фенхеля (Ferula), который назывался сильфий. Сильфий столь высоко ценился как лекарство и усилитель вкуса греками (а позднее и римлянами, которые называли его laserpitium), что одно время по весу обменивался на серебро. На кубке из Спарты (Laconia), датированном примерно 565 годом до н. э., можно видеть царя Аркесилая II, тогдашнего правителя Кирены, который, сидя в кресле, наблюдает за взвешиванием и упаковкой готового к отгрузке сильфия. Стилизованное изображение, украшавшее монеты города, подтверждает данное Теофрастом (ок. 371 – ок. 287 до н. э.) описание сильфия: у этого растения «большой толстый корень, стебель как у гигантского фенхеля (почти сходный с ним по толщине), листья, похожие на сельдерейные». Выше всего ценилась смола, или сок, сильфия.

Collapse )