Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Страшный-страшный экзорцизм у Гойи

В прошлый раз смотрели, как рисовали экзорцизм в средневековье, теперь подошла очередь более пугающих изображений, конца 18 - начала 19 века, мрачного романтизма.



Пальма первенства принадлежит в этом вопросе великому сумрачному Гойе.


Вернее, не так, кликбейт, сорри.
Данная картина Гойи гуглится на слово "экзорцизм", но когда я посмотрела на нее внимательно, оказалось, что это ошибочка интернетная, и на самом деле здесь изображено нечто другое. Хотя демоны пугающие вполне себе в наличии.

"Святой Франсиско Борха и нераскаявшийся грешник"  (1788). Собор, Валенсия


Об этом достопочтенном кабальеро, сеньоре Борхе, я уже писала в тексте "Как вонь сделала человека святым" (гляньте, кто не видел, там омерзительно).

Здесь изображен немного другой сюжет: примерно такой же, который мы недавно разглядывали на картине Босха (по ссылке подробно). Человек умирает, и на его душу претендуют и хорошие, и плохие.



У Гойи испанский святой на полоте силой своей молитвы борется за душу умирающего, но идет это дело со скрипом. Демоны, которые готовятся утащить душу в ад, уже сидят у его изголовья и чуть ли не облизываются.

Это эпизод из жития святого, написанного в 18 веке кардиналом Альваро Сьенфуэго "La heroica vida, virtudes, y milagros del grande S. Francisco de Borja". О! в умном журнале написано, что некоторое время картина действительно считалась изображением экзорцизма, так что не будем на интернет пенять.

Заметьте, что на обоих картинах важную роль играет распятие, от которого исходят некие струи -- у Босха струи света, а у Гойи будто струи крови.
На этом предварительном эскизе это видно отчетливей, что это не струи не пойми чего, а конкретно капли.

Этюд картины в частной коллекции маркиза де Санта-Круз


В житии конкретно описывается это резное распятие, которое действительно начало чудесным образом кровоточить (я так понимаю, поправьте меня, кто разбирается в теологии, кровоточить даже именно что "кровью Христовой"?).

Но чудо не помогло. Душа умершего была такой гибнущей, что даже святой Франсиско Борха её не спас. Демоны забрали ее.



Любопытно, что хронологически это самое раннее произведение Гойи, в котором появляются фигуры демонов, которые займут такое важное место в "Капричос" десятилетие спустя.

Так что теперь, когда вы будете пересматривать вампирскую сагу "Сумерки" (я знаю, вы же наверняка будете это делать, каждый второй, не отпирайтесь), то сразу угадаете, что это там маячит на заднем плане.

Кадр из фильма "Сумерки. Сага. Новолуние".


И на закуску: вот картина под названием "Экзорцизм", написанная анонимным последователем Гойи и ныне хранящаяся в Прадо.

Вот здесь все канонично: женщина лежит на земле, её корежит (выходят демоны), а священник рядом её отмаливает.





Tags: искусство испанское, омерзительное искусствоведение
Subscribe

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag