Сотрудники Русского музея — о том, как устроена система контроля за температурно-влажностным режимом, и что делать, если предмет много лет сохранялся в «неправильной» для себя среде https://www.fontanka.ru/2021/12/01/70287530/
Книга, озаглавленная «Последний гений ХХ века», подробно описывает симптомы гениальности, рисует увлекательные картины советской науки как змеиного социума, а также неопровержимо доказывает, что каждому гению необходимы учителя, друзья и семья.
Рецензия на книгу: Галина Ершова. Последний гений ХХ века. Юрий Кнорозов. Судьба ученого. М., РГГУ, 2019. ISBN: 978-5-7281-2517-4
Эта биография писалась в течение двадцати лет, вышла толстенной, и даже при этом видно, что автор вместила в нее отнюдь не все, что могла бы сказать о любимом учителе. В итоге книга представляет собой сплетение нескольких историй и даже жанров, превращаясь в "американские горки", увлекающие внимательного читателя и вызывающие самые разные сильные чувства.
Сначала о жанре: первая половина книги -- это как бы стандартный биографический нонфикшн, в которой автор (сам не присутствовавший при описанных событиях) исследует жизнь своего героя с помощью привычного научного метода, архивных документов, разговоров со свидетелями. Обычно подобные книги пишутся отстраненно, по прошествии многих лет, и мы привыкли, читая их, испытывать некоторое ощущение прохладцы. Однако для Ершовой все эти люди, которые либо помогали Кнорозову, либо мешали ему -- совершенно не посторонние (даже Путина она судит исходя из параметра "как он относился к Кнорозову"). Сильный характер рассказчицы и ее личная предвзятость по отношению к некоторым фигурантам придает этому сухому и в основе своей научному тексту удивительный задор, непривычный для такого жанра. Она не шпильки там врагам учителя подпускает, а прямо-таки осиновые колья.
Как известно, у Нобелевской премии не существует номинаций в области изобразительных искусств, причем намеренно. Если художникам хотелось стать лауреатами (или этого хотелось их почитателям), то приходилось искать другие номинации. Художникам Герману Гессе и Гюнтеру Грассу, например, пришлось романы писать, и тем заработать Нобелевки по литературе.
Русские живописцы шли по другой колее, правда, с гораздо меньшим успехом.
Первым русским художником, который НЕ получил Нобелевскую премию мира, хотя весьма хотел, был ( Collapse )
Оказывается, анекдоты псевдо-хармса в 1994 году перевели на венгерский!
Тут вышла первая научная (литературоведческая) рецензия на нашего псевдо-хармса. Что удивительно, ее автор -- венгерский литературовед Zsófia Kalavszky, текст написан на венгерском (но гугл-переводчик наш друг), и для венгерского Института литературоведения
Очень бы хотелось, чтобы книга была бы оценена учеными и российскими. Мы реально гору своротили.
Заодно выпишу сюда один из моих любимых отзывов. Елизавета Новикова (ГМИИ): "Я считаю, что это прорыв для ниши популярного нон-фикшена: комментированное издание памятника плюс культурологическое и антропологическое исследование в одном флаконе. Причем о тексте, так скажем, апокрифическом, если не сказать прямо - маргинальном".
Не секрет, что люди, выступающие публично, постоянно сталкиваются с потоком обсценных высказываний онлайн как по поводу содержания своего выступления, так и по поводу внешности/цвета волос/манеры говорить. Я не исключение. Вчера я не сдержалась и написала пост про это, и в процессе обсуждения хейтерства меня заинтересовали два предположения из личного опыта пострадавших:
1) комменты на Youtube всегда злее, агрессивнее, чем на других площадках 2) поток хейтерских замечаний в адрес спикеров женского пола, занимающихся наукой, будет сильнее, чем в адрес мужчин.
Но так ли это в реальности или это лишь самообман жертвы-лектора на youtube? Я решила выяснить вопрос с цифрами в зубах. ( Collapse )
Загадок про картины и угадаек не будет еще некоторое время: отдыхаю, поднадоело, вдохновения нету.
Те, кто читал четверговые посты ради обучения, имейте в виду, что обучение пока переехало в инстаграм, хэштег урокисмотреть. Начинать вот с этого поста и мотать к сегодняшнему дню, уже вышло 20 выпусков, по одному каждый день.
Сформулировали тут с однокурсницами и коллегами, что есть несколько разных типов искусствоведов.
Для прочего мира заметней всего, что искусствоведы бывают "говорящие" и "неговорящие". Впрочем, на самом деле окружающий мир замечает только "говорящих" искусствоведов, публичных персон, а 95% остальных, истинных трудяг, которые и делают выставки, пишут каталоги, занимаются реставрацией и исследованиями -- не замечают. Увы.
Опишу "говорящих".
У говорящих искусствоведов есть две главные школы: 1) "школа слез и восторгов" 2) "школа теорий и терминов"