On this day in journal — November 27th

1 dress

Какая связь между Парашей Жемчуговой и Сергеем Прокофьевым



Музыкальное воспитание молодого Прокофьева взяла на себя мать, Мария Григорьевна (урождённая Житкова), которая была хорошей пианисткой.

Она родилась в 1855 году (до отмены крепостного права).
И, внимание!, происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке.
Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству.
_____

Вот удивительно, да?
что крепостной театр Шереметьевых привел к такому отростку-черенку.
6 skia

Как устроены нормальные памятники

Что не так с современной российской скульптурой и как это можно изменить (напалм не предлагать). Наглядное объяснение в 8 пунктах. Осторожно, не подавитесь кофе: мой новый полный злобы и искусствоведения текст.

Из всех искусств для нас важнейшим является монументальная скульптура, судя по всплескам общественного гнева при новостях об установке очередного памятника. Ну действительно -- кинематограф и книги давно уже перешли в разряд кулинарии, эдаких развлекательных ремесел, поэтому их обсуждение -- уже сплошное потребительство. А вот у скульптуры такой полезной цели, как "убить время" нет, она просто так существует, типа для услаждения взоров. И поэтому народные споры об ее эстетических достоинствах вселяют в меня особенную гордость за это вот общество, которому не все равно.



Для усложнения уровня грядущих дискуссий по поводу неотвратимо грядущих на нашу голову памятников попробую сформулировать несколько принципов, по которым нормальный памятник должен быть сделан.Collapse )
6 skia

Почему Гитлер — все-таки плохой художник?

Уважаемый читатель спрашивает:

— Почему вы говорите, что Адольф Гитлер плохо умел рисовать? Я видел его работы, они же хорошо нарисованы, мне нравятся, я бы, может, даже такое повесил. И вообще, если бы ему дали стать художником, как история бы изменилась!


Caricature of Adolf Hitler by Louis P. Hirshman - 1937

Вообще я не хотела на эту тему писать, но этот тезис часто всплывает в репликах комментаторов.
То есть мы имеем дело с расхожим мифом об искусстве; значит, о нем все-таки надо поговорить.

Итак: Адольф Гитлер — низкокачественный художник, но при этом его рисунки могут нравиться, и это совершенно нормально.
Ну а тезис о том, как бы изменилась история, если б он пошел по академической художественной стезе — это отдельная бредятина, даже не в том смысле, что история не терпит сослагательных наклонений. А совсем в другом.

А теперь подробно.
Collapse )
6 skia

Как Репин делал это

Продолжая вчерашний разговор о композиции картины, куда надо впихнуть много людишек, давайте посмотрим, как это делал великий наш мастер Илья Ефимович Репин.

Вот, я накидала на коленке в пейнте несколько схемок, которые показывают, как он заставляет путешествовать взгляд зрителя по своим полотнам. И делает он это круто!
Collapse )
1 dress

«Купание красного коня» и проблемы с размерами

Шедевр Петрова-Водкина сегодня является одним из символов Третьяковской галереи, да и вообще, русского искусства ХХ века в целом. Но знаете ли вы, что "свой дом" эта картина обрела с трудом. Никто не хотел брать!

Эпиграф:  Чеховскую «Чайку» долго не могли поставить на сцене МХАТа, пока, наконец, уже поцарапав крыло, не догадались поставить в гараже. (Андрей Кнышев)




Картина была написана в 1912 году. Через два года её отправили на "Балтийскую выставку" в Швецию вместе еще с шестью его работами. Но тут началась Первая Мировая война. И все! Картина сгинула. Петров-Водкин её больше не увидел. А ведь он (совершенно справедливо) считал её одной из важнейших своих работ.

Потом была Гражданская... В 1939 году художник умер. Потом была Вторая Мировая война. Она закончилась. А "Купание..." все там же, в Швеции.
И вот...
Collapse )
1 dress

Выставка, посвященная современному Большому театру, открылась в московской галерее

Проект «#Bolshoi Театр Сегодня», представляющий произведения современных художников на тему балета и театра, открылся в московской галерее "Вместе" (до 12 декабря).


Collapse )
1 dress

Мультфильм "Русалочка" Диснея (1989) как документация семейного насилия

Посмотрела диснеевскую "Русалочку" (1989), впервые примерно лет с десяти. Теперь выясняется, что это удивительный мультфильм про семейное насилие, создатели которого не знают, что он про насилие. Но оно сочится из всех дыр.

Русалочка Ариэль живет в токсичной семье. Мать отсутствует (почему -- умолчание), отец царь Тритон -- постаревший плейбой, которому нравится демонстрировать свой голый торс, он неудержим в гневе и проявляет его постоянно. Несколько старших сестер не разговаривают с Ариэль и никак не поддерживают ее, очевидно она -- паршивая овца. Из друзей у нее только забавный питомец. Естественно, что мир семьи (водный мир) кажется ей холодным, и она отчаянно алчет наружного мира, интересуется всем "человеческим". Естественно, что она влюбляется в первого же человека из наружного мира, с которым соприкоснулась, без разницы, какие у него качества.
Collapse )