А Сильвестр Медведев (1641-1691) был хороший по своему времени поэт:
"Россия Великая, о царе великом
Откуду начну плач мой, и коим языком
Скорбь мою изглаголю? От слез и стенаний,
Несмь довольна изрещи словесных гаданий (...)
Откуду начну плач мой? аще ли от века,
В младом веке старого разум человека
Имел в себе, могл мудре державу хранити,
Паче старец разумех, могл ся похвалити. (...)
Откуду начну плач мой? аще ко убогим
От твоея щедроты, щедр был еси многим.
Откуду начну плач мой? аще от утешных
Словес твоих, утешал еси ими здешних.
Откуду начну плач мой? аще от твоея
Любве ко всем, кто есть неизвестен ея".
В Европе тогда были Кальдерон, Спиноза, мадам де Ла Файет, Гоббс, Фонтенель, Ньютон и Локк. Вполне себе архаичные персонажи, на современный взгляд, если их перечитывать сейчас, однако имена их
навечно вписаны в скрижали.
Немного литературной демонизации, и Сильвестр мог бы стать нашим Кристофером Марло (который умер на 98 лет раньше): хороший писатель, полезший зачем-то в политику и интриги, и погибший от них. Царевна Софья при этом становится аналогом Елизаветы Тюдор: кстати, Сильвестр в своих стихах к царевне её с этой английской королевой же и сравнивал.
Однако посмертную славу творит окружение: Марло читали современники-поэты, восхищались и жалели о его смерти, творя ореол. На Руси ж, понятно дело, при молодом Петре было не до этого, так и сгинул Сильвестр, не оставив образа в памяти. Есть только у Алексея Толстого:
"... рассказывали, что, тоскуя по Василии Васильевиче, Софья взяла наверх ученого чернеца, Сильвестра Медведева, и он вроде как галант и астроном: ходит в шелковой рясе, с алмазным крестом, шевелит перстнями, бороду подстригает, - она у него - как у ворона и хорошо пахнет. Во всякий час входит к Соньке, и они занимаются волшебством..." Грустно, товарищи.
Вирши Сильвестра Медведева онлайн