On this day in journal — August 18th

1 dress

Что могут рассказать черепа

Михаил Герасимов, конечно, был гений.
Сообразить о таких вещах в 30-е годы...

Вот его бюсты-реконструкции внешнего облика исторических персонажей из Тимирязевского музея (сорри за блики, но снимать там приходилось чуть ли не тайком, фотосъемка теперича там строго запрещена).

Collapse )
1 dress

Плач вдовы Дмитрия Донского св. Евфросиньи Московской


(реконструкция облика по черепу С. Никитина)

Зачем ты умер, жизнь моя, дорогой мой, меня вдовою оставив? Почему я не умерла прежде тебя? Погас свет очей моих. Где ты сейчас, сокровище жизни моей? Почему не поговоришь со мной, прекрасный свет очей моих?
Почему так рано увял, виноград многоплодный? Уже не подашь плода сердцу моему и сладости души моей!
Почему не посмотришь на меня, не промолвишь мне какого-нибудь слова? Ужели забыл меня? Почему не смотришь на меня и на детей своих, почему не отвечаешь им?
На кого ты меня оставил? Солнце мое, рано ты зашло, месяц мой прекрасный, рано ты померк. Звезда восточная, зачем на запад уходишь? (…)

Свет мой ясный, зачем померк ты? Если Бог услышит молитву твою, помолись обо мне, княгине твоей.
Вместе с тобой жила, с тобой и умереть хочу.
И юность еще не оставила нас, и старость не настигла. На кого оставляешь меня и детей своих? Недолго радовалась я с тобой: за весельем пришли плач и слезы, а за утехой и радостью — сетование и плач.
Почему не умерла я прежде тебя, чтобы не видеть смерти твоей и своей погибели! Слышишь ли, мой господин, слова мои печальные?
Почему не сжалишься над моими горькими слезами!
Звери в норы свои идут, птицы небесные к гнездам летят. Ты же, господин, из дома своего так внезапно уходишь. Кто я теперь? Осталась без своего царя.
Старые вдовы — утешьте меня, молодые вдовы — плачьте со мной: вдовья доля — самая горькая (…)

ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД
1 dress

Барышни, барышни!

Хочется снова стать школьницей и перерисовывать их из книжки.
Может, посадите своих дочерей за меня?



Александр Головин. Эскизы костюмов к постановке "Маскарада" Лермонтова в 1917 году Мейерхольдом в Александринском театре. Премьера состоялась в феврале, и оказалась последней роскошной постановкой императорской России.

"Маскарад" написан в 1835 году, т.е. художник здесь воспроизводит модный силуэт николаевского времени.
Collapse )
1 dress

Миф о том, что раньше по всей Европе женились рано из-за низкой продолжительности жизни

Уважаемый френд подробно рассказывает, почему фраза "в Европе в 17-18 веках рано женились из-за того, что жили мало, и выдавать девочек замуж в 13 лет было нормально" -- ошибочна, и вообще миф.



Collapse )
6 skia

"Голубая кровь" -- фильм, где много улыбается Колин Ферт

Ой, а кто мне посоветовал этот прелестный фильм, Relative Values (2000)? Спасибо огромное!
Точно помню, как эта рекомендация звучала: я написала, что мол, "Вальмон" - это единственный фильм, где будущий мистер Дарси улыбается. А мне ответили, что нет, есть еще "Голубая кровь". И это действительно прелесть.

А Ферт, несмотря на то, что после "Гордости и предубеждения" уже пять лет прошло, там второстепенный (!) и комический (!) персонаж. И да, много улыбается.



Это такая достаточно british комедия, но добрая, легкая, безо всякого надрыва. Сюжет простенький - американцы, приезжающие в английское поместье в 1953 году, когда аристократия еще в самом соку. Снят по аутентичной пьесе тех годов самого Ноэля Коварда. Костюмы-декорации дешевенькие (на Ферте неподогнанный смокинг!!!!!!), но это вообще не мешает.

Великая Джулия Эндрюс - вдовствующая герцогиня. Дживс - преданный дворецкий. Колин Ферт - кузен.
Не тот Болдуин - голливудская суперзвезда, девушка из "Фирмы" - тоже. Еще куча знакомых приятных лиц.
Очень рекомендую на вечер.
1 dress

Какую русскую классику цитирует "Гусарская баллада"?

Интересное расследование про источники и аллюзии:



Уважаемая valya_15, которую я нежно люблю за заумь и умение глубоко копать, пишет:

Решила собрать в один пост свои соображения об источниках разных элементов сюжета пьесы "Давным-давно" и сценария фильма "Гусарская баллада". Некоторые, правда, не столько источники в прямом смысле, сколько литературные параллели. Еще что вспомню - допишу, вы тоже, пожалуйста, дополняйте.

1. Из истории Надежды Дуровой, чтобы не говорилось, - сам факт участия "женщины в мундире" в войне 1812 г. Плюс еще, наверное, эпизод "узнана, но получила разрешение власти продолжать". Только в пьесе вместо Александра I - Кутузов.

2. Линия "Шура - поручик Ржевский" - из оперы-водевиля Грибоедова и Вяземского "Кто брат, кто сестра или Обман за обманом", 1824 г. Ближайший, скорее всего, непосредственный источник.

3. Из "Горя от ума" взяты некоторые имена персонажей (Зизи и Мими, фамилия Горич).

4. Граф Нурин-Нулин - понятно, чей родственник. При этом его беседа на балу с Шуриными кузинами не только перекликается с беседой графа Нулина и Натальи Павловны о парижских радостях: "Как тальи носят? - Очень низко" и т.д., но и точно воспроизводит ситуацию французика из Бордо и из монолога Чацкого "В той комнате незначащая встреча...": Нурин думал, что после Парижа он всем будет здесь чужой, но был с восторгом принят...княжнами.Collapse )
7 jump

Испанский фальсификатор: преступник, которого не поймали

Человек, настоящее имя которого до сих пор неизвестно, именуется искусствоведами "Испанским фальсификатором" (Spanish Forger, Le Faussaire espagnol), по одной из первых его опознанных подделок . Он очень активно писал в 1890-1920-е годы и обжулил множество коллекционеров и музеев. Разоблачение случилось в 1930-х, но тогда никто не подозревал, какие масштабы оно приобретет. В настоящее время ему приписывается около 350 различных произведений, что делает его одним из самых производительных идентифицированных поддельщиков. Занимался он подделкой средневековой религиозной живописи и миниатюр в манускриптах.


коллаж крупно

Если рассматривать его работы внимательно, то получается интересно (то же самое, что с "вермеерами" Хана ван Меегерена): то, что в ту эпоху казалось аутентичным древним, сейчас имеет четкий авторский почерк не только поддельщика, но и стиля той эпохи, в которой он в реальности жил.

Collapse )
1 dress

Почему современное искусство не любят в России

В связи с продолжающейся дискуссией утащу в уютненький мнение театрального критика Павла Руднева, которое достаточно точно описывает происходящие процессы.

Два скандала вокруг театра и скульптуры свидетельствуют о очевидной проблеме, которая никак не покидает общественное мышление. Это порожденные железным занавесом представления о функциях искусства и глубокая неизученность того пути, которое искусство прошло в XX веке. Хотя, казалось бы, мы живем в открытом и доступном информационном пространстве. Проблемной зоной оказываются два стереотипа:

1. Произведение искусства должно что-то непременно обозначать, нести какой-то определенный, быстро схватываемый, лозунговый смысл, быть наполнено в каждую секунду ясным содержанием.

2. Герой на сцене - это образец социального поведения. Герой на сцене призывает к чему-то, преподносит какой-то урок, воспитывает нас. Хорошее искусство - это когда про хороших положительных людей, плохое искусство - когда про плохих. Появление зла и порока на сцене - это призыв повторять стратегию его поведения.

Collapse )
1 dress

Угадайте экспонат №7

Вот и наступил предпоследний четверг лета, что чрезвычайно вгоняет в грусть, конечно. Так что не сидите перед компьютером, если есть у вас такая возможность, а ловите миги на природе. Ну а ежели сидите, и деваться некуда, тогда вот проведите этот день со мной, вернее, с моею загадкой, призванной развлечь вас и приободрить.

В одной красивой горной стране, откуда нет спасения байроническому узнику и выдачи еврейского золота и картин из фрипортов, жил-был бородатый мужик с мощными руками, который мощно так воздействовал на психику композиторов. Угадайте, о котором его произведении идет речь, если известно, что:

Collapse )