On this day in journal — June 3rd

1 dress

Федериго да Монтефельтро с супругой


Пьеро делла Франческо. «Урбинский диптих: Портрет Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца», 1465-72. Уффици

Запоминающаяся форма носа герцога -- результат работы хирургов, правда, не пластических, а военных: переносицу ему удалили после ранения. Также в бою этот успешный и жестокий кондотьер потерял один глаз, поэтому его изображают всегда в профиль. Напротив изображена его жена, чрезвычайно бледная -- возможно, уже покойная.

Collapse )
1 dress

Кокошники - черно-белая клюква

В 20 веке, особенно после революции, когда зарубеж хлынули эмигранты, кокошник стал непременным атрибутом а-ля рюсс.

Очень забавно смотреть, как он "преломлялся" и мутировал в эпоху немого кино, ар-деко и декаданса, как сочетался с макияжем другого времени.
Особенно в Голливуде.



Collapse )
1 dress

Когда российский фотопроект 90-х оказывается лучше современного иностранного

Вчерашнее обсуждение современных фотомоделей, чьи лица присобачили в знаменитые ренессансные портреты, вызвало неожиданно бурный интерес читателей. Я там ругалась: подиумные девки с глянцевым макияжем и надутыми губками изображали на фото портреты Рафаэля и Леонардо с выражением "я твоя, бери меня, я все горю".

А вот что происходит, когда наши современницы (и соотечественницы), но с более осмысленным лицом, наряжаются в старинные  платья и играют в старинные портреты.



Collapse )
6 skia

Посттравматический синдром в живописи

В английском языке есть такое выражение "Thousand-yard stare" - "взгляд на тысячу ярдов". Его используют для описания такого расфокусированного взгляда человека в шоке, не от мира сего, который как будто смотрит не на тебя, а на что-то, находящееся далеко-далеко.

Сначала оно относилось только к солдатам, чей взгляд стал отрешенным от психологической травмы во время боя, со временем так стали говорить про выражение лиц и других жертв ПТСР.

Выражение появилось после публикации в 1945 году в журнале «Life» репродукции картины американского художника, военного корреспондента Томаса Ли.

Tom_Lea_-_2000_Yard_Stare.jpg
Thomas C. Lea III. "Marines Call It That 2,000 Yard Stare". 1944, oil on canvas, 36″ x 28″ U.S. Army Center for Military History, Washington, D.C.

Collapse )
1 dress

Еще интересное про «Благовещение» фра Анжелико из Прадо



В дополнение ко вчерашнему краткому обзору деталей, вот принесли интересное в комментарии:

nataveres
Я читала про эту картину в книге историка искусств Даниэлья Арасса, и он пишет, что эта картина зря приписывается Фра Анжелико, и поясняет почему:

"Это вариация на тему Благовещения из Кортона и Сан-Марко, где Адам и Ева изгоняются из Рая. Но в мадридской версии Адам и Ева ведут себя очень плохо. В то время как на изначальной картине они изгоняются Архангелом, чтоб в пустынном мире добывать себе потом и трудом пропитание, здесь они вторглись в закрытый садик и топчут розы Марии. Очень странная концепция, особенно если учесть, что они расположились на пути спускающегося голубя. Вот оно, теологическое несоответствие. Так что, несмотря на то, что картина хороша, и скорее всего современница картин Фра Анжелико, она не должны быть приписана ему. Это скорее картина его почитателя, скорее всего друга Макиавелли - он видел Благовещения Фра Анжелико, но, скорее всего, они не были ему объяснены. Этот художник посчитал идею Адама и Евы интересной и поместил их на первый план, но разрушил теологическую концепцию. В этом нет никакого смысла, так что это не картина Фра Анжелико. Чтоб что-то приписывать Фра Анжелико, это что-то, прежде всего, не должно выглядеть абсурдно, несогласованно и неправильно."

В предыдущей главе он довольно подробно рассказывал как толкуется символичность "Благовещений", так что на этом примере показывает как она здесь нарушена.  Эта книга, к сожалению, есть только на французском. Если интересно, вот тут мой перевод главы:
https://nataveres.livejournal.com/319591.html



alexspet
Эту картину к выставке, которая открылась 28 мая в Прадо, отреставрировали, теперь правое крыло у ангела имеет правильный изгиб - симметрично левому.)) Вот здесь у меня отчёт о реставрации https://alexspet.livejournal.com/401267.html
6 skia

Друг ван Дейка со странной волыной



В игре "Попробуйте определить, которая из двух картин Рубенса дороже" очень многим приглянулась не принцесса, а этот портрет. Картина эта для Антониса ван Дейка, любителя гламура, глянца и кружев, не очень типичная, но действительно хорошая. Давайте узнаем, кто это.

А это был человек веселый, предприимчивый, на все руки мастер.
Звали его Франсуа Л'Ангуа (1589-1647).

Collapse )
1 dress

Ретабло любви

В одном испанском музее находится загадочная трехметровая картина с обнаженной натурой. В нем формат и обрамление, традиционные для средневековой католической живописи, совмещаются с отнюдь не христианской тематикой. В свое время, в 1910-е, это "Ретабло любви", разумеется, вызвало скандал.



Julio Romero de Torres. El Retablo del amor / El retaule de l'amor (1910). 398 x 284 cm. Museo Nacional de Arte de Cataluña

Collapse )
1 dress

Самые интересные выставки в Москве по моему выбору



Выставки, на которых я была, и которые вам рекомендую:
sort по дате закрытия

До 11 июня.
"Александр Григорьев. О прозрачности: Оптические среды. Собрание Романа Бабичева" (ММОМА на Петровке). Мой фотоотчет

До 9 июля.
«Зеркало души. Портреты и образы в русском искусстве». Галерея "Артефакт". Моя рецензия
Collapse )
1 dress

Пост обеления Эллочки-людоедки

Ни одна разумная женщина, конечно, не обменяла бы целый стул на одно-единственное ситечко, пусть и позолоченное. Эллочка в цене предметов роскоши разбирается.

Однако...
Collapse )