Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Categories:

Федериго да Монтефельтро с супругой


Пьеро делла Франческо. «Урбинский диптих: Портрет Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца», 1465-72. Уффици

Запоминающаяся форма носа герцога -- результат работы хирургов, правда, не пластических, а военных: переносицу ему удалили после ранения. Также в бою этот успешный и жестокий кондотьер потерял один глаз, поэтому его изображают всегда в профиль. Напротив изображена его жена, чрезвычайно бледная -- возможно, уже покойная.


Избирая диптих в качестве уместной формы для портрета, художник адаптирует традиционное средство формирования ощущения общности, использование которого можно проследить вплоть до античности.  Римские консулы часто могли преподносить двойные портреты на скрепленных пластинах дерева, металла или слоновой кости (т.н. «консульские диптихи») в качестве дара императорам, сенаторам или влиятельным друзьям[52].



Диптих Ареобиндуса, 506 год н.э.

Данная картина тоже могла быть подарком, но на самом деле о ее ранней истории ничего не известно. Картина впервые задокументирована в 1631 году, когда Урбинское герцогство, вместе с имуществом правящего дома делла Ровере, было аннексировано Ватиканом. В этот период картину отвезли во Флоренцию, где она нашла свою дорогу в Уффици[53].

Формально говоря, работа представляет собой портрет мужчины и его жены. Однако, ее предмет, в отличие от «Портрета четы Арнольфини» ван Эйка 1434 года (илл. с. 32), не вмещается на одной доске. Картина не является и документацией важного эпизода из жизни пары – например, обручения или свадьбы.

Партнеры позируют раздельно, взирая друг на друга намеренно архаичным манером: герцог с правой стороны, неким образом отзеркаленный своей супругой.  Оба показаны в жестко оконтуренном профильном бюсте – типе портрета, являющимся реминисценцией к медалям Пизанелло.


Пизанелло. Медаль Лодовико III Малатеста, 1447; медаль Чечилии Гонзага

Портрет избегает контакта взглядов между моделями и зрителем. Несмотря на свое соседство, Федериго да Монтефельтро и его жена Баттиста Сфорца кажутся отдаленными друг от друга, их взаимоотношения непонятны. Их одеяния демонстрируют достоинство и достаток.



Красная цилиндрическая biretta герцога с ее слегка выдающимся донышком и сочетающаяся с ней простая верхняя одежда подчеркивают его властное присутствие, его могущество и величие. Его суровая простота предвосхищает идеал, сформулированный четвертью века позднее Бальдассаре Кастильоне (илл. с. 80), также урбинцем, в его книге об gentiluomo, то есть придворном кавалере.

Жена Федериго да Монтефельтро, бледная лицом, носит белое покрывало, искусно вплетенное в закрученные «в улитку» косы. Ее дорогие жемчуга и прекрасно ограненные драгоценности демонстрируют ее значительное богатство. Однако, ее жемчуга также являются аллюзией на добродетели Богоматери. В эту эпоху Деву часто писали украшенной богатым жемчужным убором, чтобы проиллюстрировать ее статус как regina coeli (Царица небесная) – ван Эйк, например, в «Гентском алтаре».

Гентский алтарь (фрагмент)

Герцог и герцогиня так далеко отставлены от фона картины, что работают как предметы, направляющие движение взгляда зрителя (как repoussoir) далеко вдоль бесконечного, холмистого ландшафта с редкими сосенками. Панорамный вид является реминисценцией на пейзажи долины Арно кисти Антонио Поллайоло; он показывает местность вокруг урбинского двора, в 20 милях от Адриатического побережья между Лорето и Римини.




Антонио Полайоло. "Геркулес и Гидра". Ок. 1475. Отдельных пейзажей его работы я что-то не нашла, но здесь на фоне он виден.

Апеннинские предгорья едва видны на фоне, колеблющемся в сфумато. Укрепления и корабли вдоль побережья предназначены для демонстрации военной доблести этого командира наемников, чья армия сражалась под стягами Неаполя, Милана и Ватикана.


Укрепления – вереница крепостей, сверкающих на солнце – также заметны в пейзаже позади Баттисты Сфорца.

Пейзажный мотив повторен на реверсе досок, только здесь он переведен на язык мифологической аллегории.





Пара белых коней и пара гнедых единорогов изображены запряженными в триумфальные колесницы, влекущие Добродетели, герцога и герцогиню через каменистое плато – символ супружеской верности.



Федериго написан одетым в рыцарский доспех, коронуемый Славой и окруженный т.н. «кардинальными добродетелями»  – Правосудием, Мудростью, Мужеством и Умеренностью.

Баттиста, читающая молитвенник, сопровождается тремя т.н. «теологическими добродетелями» – Верой, Надеждой и Любовью, а также Целомудрием. Амуры (символы супружеской любви) держат вожжи, стоя на облучках в виде рогов изобилия перед оглоблями каждой из колесниц.



Высокопарные латинские надписи на парапетах-архитравах в под пейзажами, помпезно превозносят славу этого «прославленного суверена», который, как государь и держатель скипетра очевидно является ровней величайших из королей. Достоинства его дамы, в свою очередь, восхваляются как заслуга ее мужа.

Тот славен едет в блестящем триумфе, кого,
равного высоким князьям, прославляет достойно
вечная слава как держащего добродетелей скипетр

Та, которая в счастье придерживалась правил
великого супруга, на устах всех людей,
украшенная славой подвигов


Иконографически мотивы связаны с «Триумфами» Петрарки, которые были написаны около 1352 года и появились в Венеции в 1470[54], всего лишь несколькими годами спустя после создания Пьеро делла Франческо этих портретов.


Франческо Песелино. "Триумфы Любви, Целомудрия и Смерти", ок. 1450.

Дидактические аллегории Петрарки, экземпляром которых возможно, владел Федериго, собиратель редких изданий и манускриптов, чью знаменитую коллекцию позже приобрела Ватиканская библиотека, описывают триумф шести аллегорических фигур. В их число входит Triumphus pudicitiae (целомудрия), здесь ассоциируемый с Баттистой Сфорца, и Triumphus famae (славы), изображенный на реверсе портрета Федериго.

"Триумф Целомудрия" (15 век)
"Сила (мужество)" - карта т.н. "Таро Карла VI" (15 век). Одна из аллегорических фигур, сопровождающих герцога, узнаваемая по сломанной колонне, вполне фрейдистскому, как мне подсказывают, символу.

Несмотря на маленький формат, панели являются впечатляющим свидетельством жажды славы герцога, который самоуверенно изобразил себя в качестве fortis sapiensque, «доблестным и мудрым», экспертом сразу и в войне, и в науке – качества, требуемые от идеального правителя средневековым и ренессансным «кодексом государя»[55].



Сандро Боттичелли. "Федериго да Монтефельтро и Кристофоро Ландино". Ок. 1450.  Герцог держит книгу и беседует с известным гуманистом.

Возможно, что портреты были написаны лишь после 1474 года, когда Федериго, ранее просто Синьор да Урбино, был коронован герцогом. Акцентация на скипетре как на знаке новоприобретенного ранга кажется доводом в пользу этого. В то же время, это может означать, что портрет Баттисты был выполнен посмертно, поскольку известно, что она скончалась в 1472 году.



Пьеро делла Франческо. "Алтарь Монтефельтро". 1472. Картина была посвящена Мадонне в знак благодарности за наконец родившегося наследника и в знак скорби по умершей в родах Баттисте Сфорца.



Герцог здесь изображен в полном доспехе, также, как и на реверсе портретного диптиха, где он восседает в колеснице.

Совершенное время (
tenuit) в надписи под аллегорией Баттисты поэтому возможно используется в мемориальном значении. В этом случае ее лицо не стоит воспринимать в качестве аутентичного изображения с натуры, а как копию с раннего портрета.

Педро Берругете. "Портрет Федериго да Монтефельтро с сыном Гвидобальдо".

Федериго, с другой стороны, кажется примерно того же возраста, как в его изображении работы Педро Берругете, написанном в 1477 году, где он изображается читающим ценный кодекс.

Источник: Norbert Schneider. The Art of the Portrait: Masterpieces of European Portrait-painting, 1420—1670. Taschen 2002. P. 48-51
Перевод: shakko.


См. также
http://ru.wikipedia.org/wiki/Урбинский_диптих

http://ru.wikipedia.org/wiki/Алтарь_Монтефельтро

Tags: art of the portrait (taschen), портреты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments