Мы помним эту звезду ар-деко, в частности, по зеленому бугатти, нэпманским флапперски коротким платьям и вызывающим обнаженным женским телам. А вот совсем другая тема.
В последние дни внимание австрийской прессы было приковано к истории, которую я сейчас перескажу.
Есть в Австрии такой городок - Траункирхен (Traunkirchen). Он находится в очень живописном месте. Если едешь на поезде, например, из Вены в известный курортный город Бад-Ишль, то сначала поезд едет по равнине - по долине Дуная, и только где-то далеко слева видны горы. Потом, проехав Линц, поезд поворачивает в сторону гор, доезжает до озера Траунзе (Traunsee) и идёт вдоль его берега. Прекрасный вид: ярко-синее озеро, и на другой стороне - горы. А Траункирхен ещё и расположен на небольшом полуострове, вдающемся в озеро - ну просто потрясающе красиво.
Из прижизненных изображений Ивана Грозного известны, кажется, всего два: фреска «Иван Грозный с боярами» в росписи Собора Успения Божией Матери на территории Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря и чеканный портрет на серебряной новгородской копейке. Так что живописцы последних пяти столетий, писавшие царя, опирались только на свое воображение. И всякие легенды, ходившие о царе. В том числе, самые неправдоподобные.
Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.
Судя по всему, самый древний и похожий из сохранившихся портретов царя. Все остальное — «воображаемые» портреты, написанные намного позднее. Ну что поделать — не было на Руси хорошей портретной живописи. Изображение похоже на икону — такие портреты называются «парсуной», от слова «персона». Сходство добавляет греческая кровь царя, ведь его бабушка была Палеолог, от нее он и унаследовал большие темные глаза и нос той самой формы, которую часто можно встретить на иконах.
Картине повезло дойти до наших дней, потому что хранилась она не в России. В 1677 году царь Федор III Алексеевич преподнес ее в качестве подарка датскому королю. Так парсуна попала в Национальный дворец Дании, где прекрасно себя чувствует. Впрочем, некоторые учёные вполне правдоподобно доказывают, что эта парсуна -- подделка конца 19 века на основе иконы с изображением лысоватого апостола Павла.
Иногда спрашивают, бывали ли такие художники, которых при жизни очень хвалили, а в наши дни о них совершенно забыли. Конечно. Вот один такой. Смотришь на эту картину и думаешь: боже, зачем вообще критик потратил на нее столько букв? Это интересно разглядывать разве с той точки зрения, что исторический комикс, не более того.
Ганс Макарт. "Въезд Карла V в Антверпен", 1878 ( Collapse )
Список моих публикаций на сайте газеты с 2018 по 2024 год (не всё). В список не включены проходные новостные заметки и переработанные пресс-релизы.
Я думаю, этот список пригодится студентам, изучающим журналистику и искусство, как некая база эталонных текстов, на которых можно обучаться стилистике и подаче с помощью сравнения. Ведь это статьи на сайте авторитетнейшей газеты, к которым, помимо меня -- автора, потом приложили руку от одного до трех профессиональных редакторов (обычно Светлана Янкина, Татьяна Маркина и Милена Орлова), а затем еще литред и корректор.
Темы: изобразительное искусство, искусство старых мастеров, реставрация зданий и экспонатов, музеи, интервью, арт-криминал. Форматы: интервью, новостные заметки, расследования, аналитические материалы (авторские колонки), подборки, рецензии на книги, обзоры выставок (арт-критика лайт).