On this day in journal — March 1st

1 dress

"Кузина Бетта" (1998)

граф Монте-Кристо по-бабски.
Экранизация текста Бальзака, на мой взгляд, написанный именно как ответ Чамберлену.

Кузина Бетта (Джессика Ланж, непривычно крашеная в коричневый) -- несчастная старая дева, которой все помыкают. Живет в доме родственницы (Джеральдин Чаплин), которая помирает в начале фильма. Бодрый вдовец (Хью Лори, никому тогда не известный), жуткий подлец и придурок (весьма убедительный) обижает героиню. Его нимфетка-дочка (из "Старикам тут не место" жена с челюстью) обижает героиню. Его сын (милый-милый Тоби Стивенс) героиню не обижает, но поскольку он тоже тогда не был известен никому, в кадре отсвечивает мало. Банкир (Боб Хоскинс) не обращает на героиню внимания.

И только развратная певичка (Элизабет Шу), танцующая на сцене с красивой голой попой, становится ее подругой, вернее  -- послушным орудием. Бетта, после того, как у нее нимфетка-племянница отбила жениха, с беспощадной последовательностью мстит, доводя всю семью не то что до разорения, но до физического уничтожения некоторых членов.

Красиво, костюмно. Эмоциональненько.



1 dress

Как Пушкины в Романовых превращались

В музее Пушкина на Пречистенке открылась выставка к 400-летию дома Романовых. Разумеется, тут историю царской династии показали со своей колокольни – через отношения Романовых к Пушкиным.

Гордец и бедняк, Пушкин к вопросу своей родовитости относился крайне болезненно. Напоминал, что род его известен со времен Александра Невского, вставлял Пушкиных в «Бориса Годунова», про героического арапа роман написал… Да и стихотворение «Моя родословная» полно яда в адрес тех, кто осмелился задеть его предков. (В конце там про семью Булгарина из публичного дома, если кто не помнит).  Строка «водились Пушкины с царями» из этого стихотворения и стала названием выставки.

«Фаддей, ты не прав!», пытается доказать каждый экспонат в первом зале. Древние документы о том, как Гаврила Пушкин к Лжедмитрию катался, соборная грамота об избрании Михаила Федоровича, на которой Пушкины расписались, документы о пожаловании имений, рукописные каракули первого Ганнибала, и так далее. Ясно, что глагол «водились» характеризует эти контакты удачно – ведь он такой несовершенный, незаконченный. Тесную связь обозначать не может.

Тесная связь начинается лишь в следующем зале, при жизни самого поэта. Тут и автограф хрестоматийного «видел я трех царей» про картуз и камер-пажей, переписка Пушкина с царем насчет недовольства его своим местом, авторства нецензурных стихов и прочие деловые бумаги. Большой портрет Пушкина очень символично повешен между характеристикой, представленной о нем Бенкендорфом царю, и рукописью верноподданнического «Медного всадника». Подписи к экспонатам, как всегда в этом музее, читать увлекательно. Например, под портретом императрицы Александры Федоровны высказывание о ней поэта: «Я ужасно люблю царицу, несмотря на то, что ей уже 35 лет и даже 36».Collapse )

5 bilibin

Знаменитые няни-убийцы - в мировом искусстве. Вып. 2

Как выбрать няню и потом не пожалеть об этом? В Древней Греции тоже мучались этим вопросом, и тоже ошибались. Изучим нянь-убийц и нянь-вредительниц с помощью произведений искусства на тему античной мифологии -- картин Тициана, Рубенса, Гвидо Рени и традиционной рубрики по средам "омерзительное искусствоведение".



Collapse )
3 Chie Yoshii

Что писали о котах знаменитые русские писатели?

Что сочиняли русские писатели и поэты на самую важную тему в этой вселенной? Вспоминаем котов и кошек в литературе и разглядываем иллюстрации к книгам.

ГОВОРЯЩИЕ.

Во-первых, вне конкуренции коты волшебные, говорящие. В сказках есть Кот Баюн — по его прозванию сразу можно догадаться, что он умеет баять (разговаривать). Он сказочник и еще немножко людоед. Его ближайший родич — пушкинский кот ученый из предисловия к «Руслану и Людмиле», который «идет направо — песнь заводит, налево — сказки говорит». Поэт подхватил его из сказок Арины Родионовны.



Их потомок, конечно, — говорящий кот Василий с наследственно-склеротической памятью, живущий при Изнакурноже — из романа «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. А вот в Кыси Татьяны Толстой проявились, скорее, людоедские черты.

ОБОРОТНИ

Самые запоминающиеся коты — это связанные с нечистой силой, оборотни (поляки придумали для них специальное слово — «котолак»). Вне конкуренции — кот Бегемот из романа Булгакова «Мастер и Маргарита», названный в честь демона плотских желаний из библейской Книги Иова. Но самым первым, кажется, был оборотень из «Лафертовской маковницы» Антония Погорельского 1825 года. В этой повести (первой русской романтической фантастике) в кота перекидывается жених, титулярный советник Аристарх Фалелеич Мурлыкин. Книга вышла всего несколько лет спустя после немецких «Житейских воззрений кота Мурра» Эрнста Теодора Амадея Гофмана — столпа мировой «кошачьей» прозы.
Collapse )
1 dress

Окромя Джоконды

Жуткие вещи, которые происходят с портретами, когда художник пытается заставить свою модель улыбнуться. Или про то, чем еще картина отличается от фотографии.


Антонелло да Мессина. "Мужской портрет". 1465-1470 гг.

Вот смотришь на портреты, где художник пытался изобразить улыбку, и всегда очень странное чувство испытываешь. Не сочетается улыбка с маслом! Не фотография это в 32 зуба в американском стиле. Диссонанс какой-то. Одна из причин -- в том, что на фото щелкают за секунду, а картину пишут долго-долго, техника такая -- месяц точно уйдет. Если взглянуть на старинные фото, для которых долго позировали, там тоже особой эмоциональной игры не заметно -- викторианские фотомодели усталые, с каменными лицами, облокачиваются на столик или на спинку кресла, потому что задолбались.
Collapse )
6 skia

Загадки о фаворитах русских императоров-4

Поиграем?
Угадайте фаворита/фаворитку (ну или любовницу/любовника) императора или же императрицы из династии Романовых.




1.

Он завел ее для здоровья
Своего и своей жены,
Голубую кровь с красной кровью
Он смешал, позабыв чины.
Collapse )
8 mouse

Как страшно жить: Промзона в московском музее

Крутая выставка живописи (я подчеркиваю это слово) от современного художника.



Я уже рассказывала об этом художнике, когда обьясняла, почему "рисовать как Шишкин и Айвазовский" сегодня -- плохо? . Очень рекомендую заглянуть на нее тем, кто хочет понять, что происходит с живописью сегодня. Даже если вы принципиально не ходите на выставки тех, кто родился после Второй мировой.

Фотографии не передают ощущение от выставки никак. Надо очутиться внутри. Невероятные ощущения, эмоции.
Collapse )
3 Chie Yoshii

Кто все эти люди в «Весне» Боттичелли?

Хотя картина названа в честь одного-единственного времени года, на ней тусуется большое количество народа. Кто все эти люди?


Картина, написанная в 1482 году, хранится в Уффици (Флоренция)

Впрочем, что это я лукавлю. Во-первых, картина названа не в честь конкретного времени года весна, а в честь её аллегории. Во-вторых, изображенные тут персонажи — отнюдь не люди. А кто?
Collapse )
7 jump

Алла Пугачева в творчестве художников позднего СССР

Великие люди часто служат точкой преломления великих идей. Или не очень  великих. Персона Аллы Пугачевой, масштаб которой для советского человека нам сегодня,  в 2021 году, представить сложно, в то время, эпоху своего расцвета, часто становилась темой творчества самых разных художников.

Самые распространенные изображения, конечно, это то, что мы сегодня называем "фан-арт", то есть портреты, неумело перерисованные с фотографий. Почти столько же картинок "арбат-стайл", сделанных по тому же методу, только чуть профессиональней. Есть еще картины, созданные "коммерческими парадными портретистами", типа Никаса Сафронова, некоторые из них даже висят на квартине у Пугачевой, судя по фото интерьеров.

Мне же захотелось здесь собрать то, что делали именно профессионалы живописи, причем в самых различных стилистиках, включая наив, лубок и откровенный стеб.


Худ. Аркадий Петров. "Алла Пугачева". 1981

Collapse )