Гордец и бедняк, Пушкин к вопросу своей родовитости относился крайне болезненно. Напоминал, что род его известен со времен Александра Невского, вставлял Пушкиных в «Бориса Годунова», про героического арапа роман написал… Да и стихотворение «Моя родословная» полно яда в адрес тех, кто осмелился задеть его предков. (В конце там про семью Булгарина из публичного дома, если кто не помнит). Строка «водились Пушкины с царями» из этого стихотворения и стала названием выставки.
«Фаддей, ты не прав!», пытается доказать каждый экспонат в первом зале. Древние документы о том, как Гаврила Пушкин к Лжедмитрию катался, соборная грамота об избрании Михаила Федоровича, на которой Пушкины расписались, документы о пожаловании имений, рукописные каракули первого Ганнибала, и так далее. Ясно, что глагол «водились» характеризует эти контакты удачно – ведь он такой несовершенный, незаконченный. Тесную связь обозначать не может.
Тесная связь начинается лишь в следующем зале, при жизни самого поэта. Тут и автограф хрестоматийного «видел я трех царей» про картуз и камер-пажей, переписка Пушкина с царем насчет недовольства его своим местом, авторства нецензурных стихов и прочие деловые бумаги. Большой портрет Пушкина очень символично повешен между характеристикой, представленной о нем Бенкендорфом царю, и рукописью верноподданнического «Медного всадника». Подписи к экспонатам, как всегда в этом музее, читать увлекательно. Например, под портретом императрицы Александры Федоровны высказывание о ней поэта: «Я ужасно люблю царицу, несмотря на то, что ей уже 35 лет и даже 36».
Много экспонатов, посвященных одним Романовым, без Пушкина. Платье Екатерины Великой, личные вещи Александра I, редкие гравюры, пейзажные картины. Очень милы наивные царские портреты, какие-то копии с копий – как изображение Александра I на прогулке об руку с Елизаветой Алексеевной из Петергофского музея. (На выставке вообще много привозных экспонатов – но увы, тоже как часто в этом музее, многовато документов по сравнению с вещами).
Самое интересное – в последнем зале, о том, что было между двумя семьями после смерти поэта. Заглянем в переписку Николая I с зарубежной родней: ба, да царская семья сплетничала о дуэли ровно также пылко, как любая другая семья в Петербурге! Ну а что потом было между Романовыми и Пушкинами? В советское время об этом писали мало.
Конечно, мы помним, что император назначил вдове и детям пенсию. А что еще? Пушкинский «агент влияния» Василий Жуковский был воспитателем будущего императора Александра II, и формировал ему литературный вкус в верном направлении. Его брат вел. кн. Константин Николаевич так любил Пушкина, что выполнил множество иллюстраций к его работам – они представлены на выставке. В домашних театрах императорская семья ставила пушкинские пьесы. Страстный цениель музыки Александр III обожал сочинения Чайковского и Глинки по пушкинским стихам…
на илл.: редкий бюст с изображением графини Натальи Меренберг
Ну а дальше начинается связь между Пушкиными и Романовыми совсем интимная. Спасибо красоте Гончаровой, которая несколько поколений подряд наследовалась по прямой линии. Дочь Пушкина Наталья стала женой принца Нассауского. Их дети венчались с внуками Николая I. Софья де Торби – с великим князем Михаилом Михайловичем, а Георг фон Меренберг – с Ольгой Александровной Юрьевской. Об этом – экспонаты, подаренные музею потомками Пушкина. Это личные вещи и черно-белые фотокарточки. На них аристократические лица прекрасных дам начала ХХ века… На кого из предков они похоже больше – Наталью Гончарову или царицу 35-лет Александру Федоровну? Ходишь и гадаешь.
XXI века в витринах уже нет. Хотя добавить можно много: «Пушкины» продолжают водиться с «царями» – в самой монархической из сохранившихся стран. Правнучка Софьи де Торби – герцогиня Вестминстерская лет тридцать назад стала крестной матерью принца Уильяма. А помните свадебные фотографии Уильяма и Кейт? Крохотная девочка-ангелочек, стоя рядом с ними на балконе, в ужасе зажимает уши от шума – и вызывает умиление всего интернета. Ее зовут Грейс ван Катсем, она внучатая племянница герцогини и практически прямой потомок Александра Сергеевича.
до 14 июля 2013 года
Государственный музей А.С. Пушкина, ул. Пречистенка, 12/2
оригинал статьи