Антонелло да Мессина. "Мужской портрет". 1465-1470 гг.
Вот смотришь на портреты, где художник пытался изобразить улыбку, и всегда очень странное чувство испытываешь. Не сочетается улыбка с маслом! Не фотография это в 32 зуба в американском стиле. Диссонанс какой-то. Одна из причин -- в том, что на фото щелкают за секунду, а картину пишут долго-долго, техника такая -- месяц точно уйдет. Если взглянуть на старинные фото, для которых долго позировали, там тоже особой эмоциональной игры не заметно -- викторианские фотомодели усталые, с каменными лицами, облокачиваются на столик или на спинку кресла, потому что задолбались.
(Продолжаем обсуждать темы, всплывшие в обсуждении "портрета гомосексуалов" 16 века).
На первой картине в этом тексте -- очень необычный портрет, экспериментаторский. Да Мессина вообще был экспериментатором, не только в попытке изобразить мимику -- считается, что он первым из итальянцев бросил писать темперой и перешел на хайтековское письмо масляными красками, которое методом промышленного шпионажа спер у нидерландских художников.
Но в Ренессанс вообще улыбки у художников не особо получались, неправдоподобно смотрелись -- и всегда портреты с ними поражают своей необычностью.
Джованни Франческо Карото. "Мальчик с рисунком шарнирной куклы", 1-я пол. 16 века.
(Про этот портрет и почему он такой странный есть отдельная крутая история, могу как-нибудь рассказать)
Леонардо с улыбкой "Моны Лизы" идеально угадал.
Но позже он делал это выражение лица "брендом" и стал везде его впихивать. Получалось ужасающе порой, особенно у его последователей-леонардесков. Потому что они механически копировали, не проникшись собственно механикой мышц.
Салаи. "Иоанн Креститель" с оригинала Да Винчи. 1510-1520-е. Он же - "Мона Ванна" (Обнаженная Джоконда)
Франческо Мельци. "Флора"
Недостаток улыбок в портретной живописи объясняется тем, что улыбка -- собственно, это мимолетная эмоция, вот она проскользнула на губах, а вот ее нет. А портрет типа пишется на века, и гораздо важнее портретисту отразить другие, более незыблемые черты характера человека, чем какая-то там улыбчатость.
Поэтому смайлы обычно доставались не портретам, а другим жанрам, изображению мимолетного -- бытовым зарисовкам, картинам-типам.
Юдит Лейстер. "Смеющийся пьяница". Сер. 17 века
Александр Беридзе. "Улыбающийся старик". 1881
С детскими улыбками в портретах, впрочем, тоже все ок, если ты крутой мастер и вообще рисовать детей умеешь (очень многие не умели).
Бронзино. "Джованни Медичи". 1545
А так, у портретов с реальных людей, которые сидели и позировали, улыбки выходили плохо. Не справлялись мастера.
Даже у зубров рембрандтовской эпохи плохо выходило.
Рембрандт. "Улыбающаяся Саския". 1633
Неизвестный художник, ранее атт. Рембрандту. "Смеющийся молодой человек". Ок. 1629-30
Даже в конце 19 века, когда художники были очень прокачены с точки зрения мимики, мышц, анатомии, все равно выходило плохо.
Николай Неврев. "Портрет смеющегося мужчины". 1900 ?
Симон Холоши. "Смеющаяся девушка". 1883
Умный художник, если уж сильно хотелось позитива, на огромную лыбу не замахивался, писал полуулыбку.
Abraham de Vries - Portrait of Simon de Vos, 1635
Неизвестный худ. круга Рембрандта. "Неизвестный". 1660-е
Серджент. Мадам Поль Эскудье. 1882
Женщинам вообще более "дозволительна" в портретах полуулыбка, чаще встречается, и выходит натуральнее у художников (почему -- см. ниже).
Неизвестный художник. "Анна Волконская". 1790-е
***
Улыбка нередка и дозволительна автору на портретах тех, кто "носил" ее по работе -- профессиональных шутов. Тут художники не стеснялись, не паниковали ее рисовать, не начинался у них ступор.
Доссо Досси. "Шут". Ок. 1510
Впрочем, чисто технически писать такое сложное мимическое выражение научились не сразу.
Маркс Рейлих. "Шут". 1519-1520
Некоторые из профессиональных придворных шутов были одновременно психически больными, блаженненькими, поэтому "улыбка идиота" не сходила с их уст постоянно. Так их и рисовали.
Веласкес. Портреты шута Калабасаса, 1620-30-е
Гойя (атт.). "Сумасшедший"
***
Впрочем, действительно бывает, что улыбка настолько была свойственна человеку, что без нее его изобразить не получалось. В таком случае портретисту было сильно легче.
Морис Квентин де ла Тур. "Вольтер". 1735
Во-первых, у Вольтера явно было все время такое глумливое, улыбающееся лицо. Привычная мимическая "поза" -- поэтому долго позировать для портрета ему с этим лицом было не сложно, художник успевал зарисовывать. Во-вторых, это не масло, а пастельные карандаши, т.е. совсем другая скорость запечатления.
Но важен был и талант. Когда менее мастеровитый художник пытался это же выражение воспроизвести, скопировать -- не получалось!
Копии неизвестных художников
Но вообще в 18 веке улыбка была частью "хорошего лица", вежливого выражения, поэтому на портретах галантного века такое, глумливое, нередко можно встретить. У Левицкого, Рокотова такого много. Некоторые художники даже специализировались по приданию своим моделям одинаково узнаваемого выражения.
Левицкий. Портрет Г. Долгорукова. 1790
Женщины, причем все века, постоянно должны ходить с улыбающимися, "милыми", лицами -- это выражение при позировании им удерживать было проще, ну и художников оно психологически меньше смущало. Поэтому в искусстве улыбающихся женщин больше, чем мужчин. Гендерный перекос, связанный с принятыми ролями, стереотипами.
Доходило до пошлости.
Léon Perrault. "Юная красавица". 2-я пол. 19 века.
***
В поздние периоды улыбка -- это уже просто ради прикола.
Жозеф Дюкре. "Автопортрет". Ок. 1793
Причем над коммерческим заказчиком не особо поприкалываешься -- над собой проще как-то и безопаснее.
Розали Эмсли. "Автопортрет в образе уличной торговки", 1917
- Вот еще интересный материал: периодизация типичных улыбок для разных худ. стилей
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →