On this day in journal — January 20th
Грибоедовская Москва в письмах М.А. Волковой к В.И. Ланской. 1812-1818 гг.
Оригинал взят у sad_covers в Грибоедовская Москва в письмах М.А. Волковой к В.И. Ланской. 1812-1818 гг.
Грибоедовская Москва в письмах М.А. Волковой к В.И. Ланской. 1812-1818 гг.
пер. с фр. М. Свистуновой, предисл., коммент., указ. имен Е.Н. Савиновой
Серия Вглядываясь в прошлое
Издательство Государственная публичная историческая библиотека России, Москва, 2013
459 стр., 60х84 1/16
ISBN 978-5-85209-291-5
___________________
Нельзя не поприветствовать издание подобных письменных источников.
Тем более, что письма Марии Александровны/Аполлоновны Волковой (1786—1859) к петербургской подруге и родственнице Варваре Александровне Ланской были у Льва Толстого, послужив ему материалом. В ранних редакциях романа письма Марии Волконской к Жюли Карагиной почти дословно повторяют письма Волковой к Ланской.
Однако при оформлении обложки, наверно, все же стоит учитывать, что считанные интеллигентные люди, которые заходят купить и прочитать такую книгу, - это ровно те же считанные люди, которые знают, что на обложке - портрет доброй пушкинской приятельницы Долли Фикельмон и ее сестры Екатерины Тизенгаузен, дочерей Елизаветы Хитрово и внучек Кутузова.
С нетерпением ожидаем продолжения серии книгой "Рассказы бабушки" Благово с портретом прототипа "Пиковой дамы" Натальи Голицыной. А чо? Пол, возраст, страна и эпоха же подходят.
Грибоедовская Москва в письмах М.А. Волковой к В.И. Ланской. 1812-1818 гг.
пер. с фр. М. Свистуновой, предисл., коммент., указ. имен Е.Н. Савиновой
Серия Вглядываясь в прошлое
Издательство Государственная публичная историческая библиотека России, Москва, 2013
459 стр., 60х84 1/16
ISBN 978-5-85209-291-5
___________________
Нельзя не поприветствовать издание подобных письменных источников.
Тем более, что письма Марии Александровны/Аполлоновны Волковой (1786—1859) к петербургской подруге и родственнице Варваре Александровне Ланской были у Льва Толстого, послужив ему материалом. В ранних редакциях романа письма Марии Волконской к Жюли Карагиной почти дословно повторяют письма Волковой к Ланской.
Однако при оформлении обложки, наверно, все же стоит учитывать, что считанные интеллигентные люди, которые заходят купить и прочитать такую книгу, - это ровно те же считанные люди, которые знают, что на обложке - портрет доброй пушкинской приятельницы Долли Фикельмон и ее сестры Екатерины Тизенгаузен, дочерей Елизаветы Хитрово и внучек Кутузова.
С нетерпением ожидаем продолжения серии книгой "Рассказы бабушки" Благово с портретом прототипа "Пиковой дамы" Натальи Голицыной. А чо? Пол, возраст, страна и эпоха же подходят.
Запретные слова - антисловарик для событий культуры
КАК НЕЛЬЗЯ НАЗЫВАТЬ ВЫСТАВКИ
Один мой приятель, который работал в хорошей фирме по продаже недвижимости, рассказывал, что у них в офисе на стене висел список слов, которые запрещено произносить продажнику: "Элитный, Эксклюзивный, Уникальный и т.п."
Мне захотелось составить и свой словарик, который пригодится всем труженикам культуры: не надо так называть свою книгу, концерт, лекцию и т.п. В первую очередь, впрочем, это -- памятка галеристу, художнику, сотруднику музея, выставочного зала -- как не надо называть свою выставку.
(Ну либо наоборот, универсальный конструктор, из которого за 5 сек. можно склепать попсовое название).
( Collapse )
Один мой приятель, который работал в хорошей фирме по продаже недвижимости, рассказывал, что у них в офисе на стене висел список слов, которые запрещено произносить продажнику: "Элитный, Эксклюзивный, Уникальный и т.п."
Мне захотелось составить и свой словарик, который пригодится всем труженикам культуры: не надо так называть свою книгу, концерт, лекцию и т.п. В первую очередь, впрочем, это -- памятка галеристу, художнику, сотруднику музея, выставочного зала -- как не надо называть свою выставку.
(Ну либо наоборот, универсальный конструктор, из которого за 5 сек. можно склепать попсовое название).
( Collapse )
Рококо сейчас
Вчера попалась очень красивая фотосессия, давайте еще из нее посмотрим.
Авторство -- Alexia Sinclair https://alexiasinclair.com/collections/rococo
( Collapse )
Авторство -- Alexia Sinclair https://alexiasinclair.com/collections/rococo
( Collapse )
Советский художник-реставратор пилит ножовкой икону в Третьяковской галерее
Дивов пишет: "Советский художник-реставратор пилит ножовкой икону в Третьяковской галерее". Примерно 1984 год. Кровавый режим Черненко.
Из комментариев: "Что пилит, то мы и сами видим, а вот хорошо это или плохо, - откуда нам узнавать прикажете?"
О.Д.: Ну, если доску терзает ножовкой отдел древнерусской живописи Третьяковки, дело точно хорошее. Вопрос, хорошо ли его делают. Человек на фото, выражаясь современным языком, "запилил обратно" Николу Чудотворца из такого состояния, что икона площадью в квадратный метр стала гвоздем выставки "Реставрация музейных ценностей в СССР" 1985 года.
Реставратор спас памятник 16 века, накрытый позднейшей записью 19-го, вернув его фактически из небытия. Доска была полностью убита, проблема не решалась в принципе. А он придумал, как ее решать. Создав для этого целую технологию.
Что такое реставрация, зачем нужна, и почему это круто, я вам сейчас растолкую на пальцах раз и навсегда, а потом расскажу, как пилили Николу, хорошо?
( Collapse )
Из комментариев: "Что пилит, то мы и сами видим, а вот хорошо это или плохо, - откуда нам узнавать прикажете?"
О.Д.: Ну, если доску терзает ножовкой отдел древнерусской живописи Третьяковки, дело точно хорошее. Вопрос, хорошо ли его делают. Человек на фото, выражаясь современным языком, "запилил обратно" Николу Чудотворца из такого состояния, что икона площадью в квадратный метр стала гвоздем выставки "Реставрация музейных ценностей в СССР" 1985 года.
Реставратор спас памятник 16 века, накрытый позднейшей записью 19-го, вернув его фактически из небытия. Доска была полностью убита, проблема не решалась в принципе. А он придумал, как ее решать. Создав для этого целую технологию.
Что такое реставрация, зачем нужна, и почему это круто, я вам сейчас растолкую на пальцах раз и навсегда, а потом расскажу, как пилили Николу, хорошо?
( Collapse )
Прекрасные испанские мальчики
Хочу поотдыхать взглядом. Пусть это будут лучшие мужские портреты 17 века -- эпохи заката Золотого века Испании, когда мрачные кабальеро пока еще владели миром, а их черные строгие наряды составляли мрачный контраст с яркой мужской модой всей остальной Европы.
Мурильо. Портрет неизвестного. 1665-70
( Collapse )
Мурильо. Портрет неизвестного. 1665-70
( Collapse )
Затылки и темечки древних римлянок
Аристократки Римской империи носили очень сложные прически, которые были признаком их высокого социального статуса. Часто это были парики, сделанные из роскошных волос рабынь из северных варварских земель. Как именно выглядели эти прически спереди, мы в принципе представляем благодаря бюстам и фотографиям с них.
Но как же эти штуковины выглядели сзади?
Вот, я наткнулась на любопытный цикл фотографий, который позволит это рассмотреть.
( Collapse )
Но как же эти штуковины выглядели сзади?
Вот, я наткнулась на любопытный цикл фотографий, который позволит это рассмотреть.
( Collapse )
Самый трогательный автопортрет с сестрой в русском искусстве
Один из самых трогательных русских автопортретов: картина, на которой Борисов-Мусатов написал свою сестру, а себя -- в уголке.
Борисов-Мусатов В. Э. Автопортрет с сестрой. 1898. ГРМ.
Холст, темпера, масло. 143 x 177. Ж-2032. Пост. в 1909 от А. Н. Веретенникова
( Collapse )
Борисов-Мусатов В. Э. Автопортрет с сестрой. 1898. ГРМ.
Холст, темпера, масло. 143 x 177. Ж-2032. Пост. в 1909 от А. Н. Веретенникова
( Collapse )
Прелесть дореволюционного перевода
С "Лунным камнем" Уилки Коллинза у меня была та же история, что с "Портретом Дориана Грея": я была в курсе, что это считается великим романом, классикой, столпом, но совершенно не могла понять, чего в нем хорошего можно найти теперь, и относилась с почтительным уважением, как к похороненному покойнику, при жизни заслуженному, о котором ныне можно помнить, но вот использовать никак.
Я в юности честно прочла эту книгу, единожды. Часть, написанную от лица дворецкого (половина текста) осилила с большим трудом, так неприятен был мне этот человек и все его интонации. Еще более омерзителен был текст от лица мисс Клак, она бесила невероятно. Развитие же сюжета (благодаря бесчисленным продолжателям детективного жанра и тому, что автор еще не знал, что подозреваемых надо впихивать побольше) выглядело невероятно предсказуемым, разгадка ясна, а следственный эксперимент -- натянут и малоубедителен.
Прошли годы. На прошлой неделе на "Горьком" вышел обзор Марии Сарабьяновой из цикла Alexandra Borisenko "Аннотации к переводам" https://gorky.media/context/annotatsii-k-perevodam-lunnyj-kamen-uilki-kollinza/
Из него я узнала, что "Лунный камень", издававшийся в советское время, все-все тиражи -- это перелицовка Мариэтты Шагинян, которая взяла дореволюционный перевод анонима и "причесала" его. Сделала из него Классику в советском понимании этого термина. Все речевые эксцессы персонажей сглажены, экспрессия снижена. Части, написанные от разных лиц с разными речевыми характеристиками, в стилях от болтовни до юридического жаргона, внезапно будто оказались написанными одним человеком, достаточно занудненьким. В рецензии много примеров.
Вдобавок еще и христианские темы цензурненько убраны, как и суицидальные настроения.
( Collapse )
Я в юности честно прочла эту книгу, единожды. Часть, написанную от лица дворецкого (половина текста) осилила с большим трудом, так неприятен был мне этот человек и все его интонации. Еще более омерзителен был текст от лица мисс Клак, она бесила невероятно. Развитие же сюжета (благодаря бесчисленным продолжателям детективного жанра и тому, что автор еще не знал, что подозреваемых надо впихивать побольше) выглядело невероятно предсказуемым, разгадка ясна, а следственный эксперимент -- натянут и малоубедителен.
Прошли годы. На прошлой неделе на "Горьком" вышел обзор Марии Сарабьяновой из цикла Alexandra Borisenko "Аннотации к переводам" https://gorky.media/context/annotatsii-k-perevodam-lunnyj-kamen-uilki-kollinza/
Из него я узнала, что "Лунный камень", издававшийся в советское время, все-все тиражи -- это перелицовка Мариэтты Шагинян, которая взяла дореволюционный перевод анонима и "причесала" его. Сделала из него Классику в советском понимании этого термина. Все речевые эксцессы персонажей сглажены, экспрессия снижена. Части, написанные от разных лиц с разными речевыми характеристиками, в стилях от болтовни до юридического жаргона, внезапно будто оказались написанными одним человеком, достаточно занудненьким. В рецензии много примеров.
Вдобавок еще и христианские темы цензурненько убраны, как и суицидальные настроения.
( Collapse )
Бог Атлант был бы сегодня регбистом
Пошла посмотреть, что там с великим эротическим календарем "Les Dieux du stade" (Боги стадиона), для которого позируют французские регбисты. Все плохо: последний выпуск был в 2020 году, и реанимации не предвидится.
Имеется инстаграмм со старыми фото. И там вижу родное! Косплей античной статуи под названием "Атлант Фарнезе", изображающую древнегреческого титана, поддерживающего на плечах небесный свод (в виде шара, потому что так композиционно удачней, чем "край неба" держать).
Фото: Ludovic Baron. Модель: Giovanbattista Venditti (2018)
( Collapse )
Имеется инстаграмм со старыми фото. И там вижу родное! Косплей античной статуи под названием "Атлант Фарнезе", изображающую древнегреческого титана, поддерживающего на плечах небесный свод (в виде шара, потому что так композиционно удачней, чем "край неба" держать).
Фото: Ludovic Baron. Модель: Giovanbattista Venditti (2018)
( Collapse )