1 dress

Римский император Гелиогабал и современная толерантность

Нет, это не первоапрельская новость:

Один британский музей заявляет, что он примет во внимание исследование, доказывающее, что древнеримский император Гелиогабал идентифицировал себя как трансгендера. И на своих экспозициях, этикетаже и каталогах в дальнейшем будет называть правителя «она». Использование нового набора местоимений для обозначения Гелиогабала основано на античных текстах, согласно которым император просил называть себя «госпожа».

Речь, слава богу, идет не о том самом "Британском музее" (я сразу не поняла это, и немного поседела, пока второй раз не перечитала текст). Это заявил Музей Северного Хартфордшира (North Hertfordshire Museum).

Далее по ссылке (англ. яз.)
1 dress

Безбожное гонево про Древний Рим от известного советского поэта

Например, о скорости римских легионеров: "их шаг 7,2 км в час, 100 км в сутки норма перехода"

Прочитала эссе известного советского поэта Виктора Сосноры (1936-2019) под названием "Речь о Катулле" (1991). Испытала глубочайшее ошеломление.

Например, биография Цезаря выглядит у него там совершенно конспирологически:

"Когда за крупные победы Цезарю предлагают ряд высокооплачиваемых должностей, он не берет ни одну, а просит чести быть верховным жрецом. Ничего себе честь, ни гроша плюс насмешки, ни один полководец не брал эту должность, и в голову не приходило, бездоходна, да и римляне атеисты. Однако при разборе египетских дел этот малозаметный жрец Цезарь принимает и египетское посвящение, и не надо удивляться, что он с одним легионом, то есть с тысячью матросов, взял Александрию, за стенами которой стояло 400 тысяч великолепного войска, в полной готовности.

Говорят, что ему открыли морские ворота иудеи. Не думаю, в Александрии центр посвященных. Когда же в конце пути Цезаря избирают пожизненным консулом, то первое, что он делает,—отстраняет консульский жезл и надевает на голову пурпур первосвященника Мира. Об этой детали забыто. Ни один консул не смел и думать о том, что Цезарю досталось само собой: прижизненное обожествление, официальное. И если посмотреть биографии убийц Цезаря, нити их тянутся в Александрию, но со знаком минус, как у Кальва, Цинны, Кассия и др."

Collapse )
1 dress

Африка и Византия



В нью-йоркском музее Метрополитен проходит выставка, тема которой — ловите подсказку —сегодня идеально вмастила бы в современную российскую выставочную повесточку: влияние православной Византии на страны Африки.

"Africa & Byzantium" (до 3 марта)

Collapse )
1 dress

Автопортреты в Уффици

Любопытная и в чем-то знаковая новость.

Один из главных музеев мира — флорентийская галерея Уффици. С 17 века там существует "галерея автопортретов": коллекция автопортретов художников. Попасть в нее — большая честь для мастера, из наших там, кажется, лишь Брюллов и еще пара человек.

И вот на днях было объявлено, что коллекцию автопортретов Уффици пополнили работы Фрэнка Миллера — комиксиста, создателя Sin City и многих других книг, а также известного художника фэнтези и хэви-метала Луиса Ройо (источник).

Как заинтересованный наблюдатель проникновения поп-культуры в высокую сферу считаю новость любопытной. Директор Уффици, разумеется, знал, что именно делает, торжественно принимая такие дары.

1 dress

Переезд экспонатов

В комментарии к обсуждению греческого арт-шоу на Олимпиаде-2004 любезный читатель принес ссылку на видеоролик про то, как классно в 2009 оформили открытие нового Музея Акрополя.

Клип на 8 минут про переезд экспонатов (изображения в прямом смысле перебираются с Акрополя в свой новый дом).

https://www.youtube.com/watch?v=IaGdJrbOKes
1 dress

Вся история искусства Древней Греции в одном театрализированном шоу

Церемония открытия летних Олимпийских игр в 2004 году в Афинах была потрясающей с точки зрения визуального (2004 Summer Olympics in Athens, Friday, August 13, 2004).



Ее важную часть составили ожившие произведения искусства, которые на стадионе проиллюстрировали историю искусства Греции, начиная с древнейших времен.

Давайте посмотрим это в деталях.
Collapse )
1 dress

Крито-микенские костюмы на живых людях

Как они выглядели, хорошо известно по фрескам, однако мне понравились эти фотографии на живых людях и манкенах, в реальном текстиле (а также гриме).


Это кадры с открытия олимпиады в Афинах, была очень классная постановка с воспроизведением всех эпох греческого искусства.

Collapse )
1 dress

Более ста картин в Прадо повернули задней стороной

В испанском музее Прадо открылась выставка "Reversos" (до 3 марта 2024), посвященная тому, что скрывается на оборотах картин. Благодаря ей можно увидеть тыл и "Менин", и "Герники". Кураторы считают, что таким путем мы узнаем о картинах гораздо больше и, главное, избавимся от одного из "глюков" цифровой эры, когда произведение искусства подсознательно воспринимается двухмерной картинкой, а не трехмерным осязаемым объектом.



Collapse )
1 dress

По поводу списка Казанской иконы я поговорила с сыном коллекционера Сергея Воробьева

Он рассказал историю появления списка Казанской иконы в семье:

"Разговор тогда шел не о даре конкретно патриарху Алексию, а о вкладе в Казанский собор на Красной площади, который незадолго до этого, в 1990–1993 годах, был возведен заново на месте взорванного. Он был очень воодушевлен тем, что икона вернется в тот храм, где она должна быть".

Много всего другого далее в моей статье по ссылке

https://www.theartnewspaper.ru/posts/20231108-lnfs/
1 dress

Сканы документа о дарении списка Казанской иконы Сергеем Воробьевым и экспертизы 2001 года

Вот сканы экспертизы списка семьи Воробьевых, сделанные в музее им. Андрея Рублева в 2001 году.

И, что еще интересней, благодарственное письмо от предыд. патриарха дарителю с обещанием поместить икону в Казанском соборе (которое за прошедшие годы не было выполнено).

Collapse )