Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

1 dress

«Едут на выборы»

1947. Аркадий Пластов



Не то, что сейчас-та загнивающие потомки. Никакого энтузиазьму!

UPD: qyzyl_burysh подсказывает, что это тонкий стеб автора:
"Боярыня Морозова", только мальчика бегущего слева. юродивого, старушку и пару женщин в богатой одежде из первого ряда взяли в сани.

1 dress

Позорище смердящее

Немного об Умберто Эко.

Вот придешь домой с мороза, обуешь вышитые турецкие туфли с загнутыми носами, залезешь в кресло под теплый плед. Вместо хереса нацедишь себе рюмку этилосодержащего сиропа от кашля. И, предвкушая приятный вечерок, раскроешь "Историю красоты" под редакцией Умберто нашего Эко.
А там...
Collapse )
1 dress

Книга Экклезиаста как цитатник из Книги Мертвых

Как-то неправильно у нас преподают Египет. Он в мозгах он встает особняком: вот был такой, длинный-длинный, и закончился. И ничего не осталось, кроме выветренных пирамид и мелких финтифлюшечек в музейных витринах. Культурной преемственности не ощущаем никакой.

Даже при чтении Библии. Не важно, что евреи в Египте несколько веков просидели: это просто сюжетообразующий элемент, никакого привкуса не видно. Могли и в Ливии просидеть, и в Эфиопии -- театральный задник мог быть любым. Даже шумеро-аккадская мифология культурному человеку как-то ближе. Во-первых,  потому что в отличие от египетской, о ней он вообще ничего не знает. И поэтому не пугается чуждой мертвечины (victorsolkin, прости). Во-вторых, потому что о активном влиянии "Эпоса о Гильгамеша" на историю о Ноевом потопе и т.п. культурный человек все-таки помнит. А Египет - всё; загерметизированный отсек подводной лодки. Прекрасный, элегантный, но совершенно чуждый.

Однако попалась мне случайно тут в руки книга доцента Минской духовной академии. Открываю наугад и читаю:
Отголосок монотеистической эпохи Эхнатона сохранился в 103 псалме, написанном под значительным влиянием «Большого гимна Атону» (стр. 17)

Я пришла в недоумение. Срочно открыла Псалтырь. А теперь и вы перечитайте начало этого псалма. Только вот с этими картинками:


Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;
Ты одеваешься светом, как ризою,
простираешь небеса, как шатер;
устрояешь над водами горние чертоги Твои,
делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.
Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.
Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

Это начало псалма. Дальше идут совсем другие детали: "дикие ослы утолят жажду свою; птички совьют гнёзда; Горы высокие – оленям, скала – убежище зайцам." Мне кажется - это уже что-то умилительно местечковое; мировоззрение, контрастирующее с имперским началом псалма.

Дальше -- больше: про Книгу Притч и «Премудрости Аменемопе», а также любимое сочинение всех мизантропов - Экклезиаст, и его схожесть с текстами "Песни Арфиста", которые высекали на стенах гробниц.
Collapse )
1 dress

Иосиф Бродский. Собрание сочинений

Оригинал взят у sad_covers в Иосиф Бродский. Собрание сочинений


Пострадавшая картина: Джованни Беллини.
Портрет фра Теодора Урбинского в образе Святого Доминика. 1515 г.




Почему святой Доминик? Уж хотя бы - святой Франциск, на него Бродский был душою похож больше
1 dress

Эстетизация насилия в православии

980-е годы. Блистательный Константинополь. Для доброго императора Василия Болгаробойцы составляют иллюстрированный календарь в картинках.
Это сейчас в этом жанре - глянцевая полиграфия, котики и цитаты из Ежи Станислава Леца и Раневской. Тогда все было пооднообразней. Святцы. Жизнеописания невинноубиенного святого плюс жизнерадостная картинка об этом.
Тоже назидательность, конечно, и заряд бодрости на день, но в другой тональности.

В книге этой 430 картинок. Страницы покрыты золотом, пурпуром, киноварью. Крылья у ангелов с лазоревыми подкрыльями, очи у девственниц с поволокой, святые воины изящны талией и бровьми союзны, дворцы беломраморны, пыточные пилы выписаны беглыми штрихами, кресты для распятий рассчитаны по золотому сечению.

После крестовых походов "Минологий Василия II" (см. энциклопедическую статью) всплыл у какого-то загребущего генуэзца. Потом оказался у герцога Лодовико Сфорца -- того самого, любовника леонардовской Ферроньеры и Дамы с горностаем. Картинки были красивые, а вот текст -- неразборчивые греческие кракозябры. Не зачитаешься. В итоге бессмысленную красоту подарили папе римскому. Сейчас фолиант так и хранится в Ватиканской библиотеке. Предполагают, что это первый том календаря - с сентября по февраля, а второй утерян. Что крайне интересно, каждая миниатюра подписана именем художника. Их работала целая бригада. Уникальный случай исключения из православной авторской анонимности.

Изысканность стиля миниатюр, в котором еще очень много от античности, эффектно контрастирует с сюжетами. Мы видим тут:


  • сожжения заживо (одиночные и коллективные)
  • отрубание головы
  • порка
  • избиение палками
  • раздробление коленей
  • побиение камнями
  • распятие в самых разнообразных формах
  • утопление
  • пожирание львами
  • привязывание к дикой лошади
  • поднимание на рога коровой
  • и так далее


Collapse )
1 dress

Они меня заколебали

Неизвестный шедевр Леонардо да Винчи нашли на шотландской ферме

Возможно, это последняя работа великого итальянского художника. Ее стоимость оценивают в 156 млн долларов. Полотно было обнаружено, когда шотландский врач Фиона Маккларен принесла его для проведения экспертизы.
На неизвестной картине да Винчи изображена женщина с младенцем. Полотно принадлежало семье Маккларен с 1960-х годов и висело на их ферме вот уже 11 лет. Полотно было подарено отцу Фионы, который тоже был врачом, одним из его пациентов. «Долгие годы мы полагали, что на нем изображена Дева Мария с Иисусом, однако исследования показали, что красный цвет одеяний женщины указывает на то, что это Мария Магдалена», - сказала Маккларен.

Гарри Робертсон, глава шотландского офиса аукционного дома Sotheby's, считает, полотну около 500 лет, и на нем изображена библейская героиня Мария Магдалена вместе с сыном. Цена картины кисти да Винчи может превысить 156 млн долларов. Последнее слово в вопросе авторства картины принадлежит специалистам из Hamilton Kerr Institute при университете Кэмбриджа, но даже сейчас ученые единодушно заявляют, что даже если эта работа была только начата Леонардо да Винчи, а затем была отдана художником своему ученику, - это нисколько не умалит ее культурной ценности. (с)

Расширенная версия новости

английская
_________________

Что за бред?!
с каких это пор красный цвет одеяний указывает на Марию Магдалину? как насчет красной пряжи в Храме, которую пряла Богородица до замужества? как насчет красного мафория Богородицы? как насчет красного как символа принесенной ей жертвы - тела сына? Ну и в руках гвоздика - тоже атрибут не Магдалины.

библейская героиня Мария Магдалина вместе с сыном. Дэн Браун торжествует - Леонардо да Винчи точно знал правду. Интересно, от кого это Магдалина родила этого самого сына? Это, видимо, тот самый Иосиф Сладчайший Исусович, придуманный альбигойцами. Ай-ай-ай, для кого это Леонардо написал такую подозрительную картину? В англоязычной новости: "мы считаем, что эта картина была еретической, и поэтому ее прятали на протяжении веков". Отличная отмазка "почему ее не упоминали в источниках".

ну и отдельный вопрос, ежели это Магдалина, то нафига там малютка Иоанн Креститель с посохом-распятием, одетый в шкуру и с овечкой? К этому времени этот старший современник Христа и Магдалины уже давно вырос, поступил с Саломеей как Пушкин с Идалией Полетикой, за что и расплатился. И отрубленная голова его как раз лежит под Елеонской горою и тлеет.

Ну, после этих гениальных идей предположение того же самого аукциониста, что это подлинный Леонардо - как-то не даже обсуждать не охота.
1 dress

Феофан Затворник (1815-1894)

Какой ум православный и какой немецкий?

Ум православный не умничает, а только изучает и усвояет готовую, данную ему Святою Церковию истину, приемля ее с полною покорностию и благочестием, боясь прибавить или убавить йоту какую-нибудь из начертанного уже образа исповедания веры.

Ум немецкий только умничает, у него нет нормы веры, и он все ищет ее; не изучать берется он веру, а изобретать и построевать, и даже построивши, не успокоивается раз навсегда, а еще ищет, еще ищет, не удовлетворяясь найденным. Как у драчуна руки чешутся, а у говоруна язык, так у немца чешется мозг и не дает ему покоя. Дух новизны и непрестанного поновления составляет существо немецкого ума. Православный же ум, изучив и усвоив истину, почивает в ней и услаждается созерцанием ее божественного лика.

http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_SiR.htm#_Toc146627775
1 dress

Иконостас на гастролях

В Кремле выставили забытые шедевры с 500-летним стажем. Эти младшие «братья» рублевской «Троицы» собрались вместе впервые за столетие. Увидеть уникальный комплекс можно в течении двух месяцев, потом иконы снова разойдутся по разным музеям страны.

Единственный экспонат выставки — иконостас Кирилло-Белозерского монастыря, созданный в лучший период русской иконописи, в конце XV века. Цельных иконостасов этого времени до нас дошло всего 3-4 штуки, хотя отдельных икон сохранилось достаточно много. Какая разница для зрителя между иконой и иконостасом? Такая же, как между арией и оперой. Фрагмент может быть бесконечно прекрасен, но полностью оценить замысел мы сумеем, только увидев произведение целиком.

То, что мы можем насладиться великолепием Кирилло-Белозерского иконостаса — результат долгого труда ученых. Этому иконостасу, который когда-то насчитывал более 60 икон, не повезло. В XVIII веке он оказался не модным — не влезал в роскошные резные рамы с позолотой. Все «лишнее» убрали из Успенского собора в другие церкви монастыря, а то и в соседний сарай.

Постепенно его начали расхищать, например, чтобы продать зажиточному крестьянину в красный угол. Так украли «Снятие с креста»: в итоге доска оказалась в московской старообрядческой церкви, откуда потом ее изъяли в ГРМ. После революции иконы свалили в неотапливаемый арсенал с выбитыми стеклами. Чтобы спасти хоть что-то, советские ученые-подвижники увозили иконы на реставрацию в Москву и Ленинград. В итоге из 57 сохранившихся досок иконостаса в Кириллове осталось всего 34: остальные осели в Третьяковской галерее, Русском музее и Музее Рублева.

Collapse )