Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

1 dress

Какую русскую классику цитирует "Гусарская баллада"?

Интересное расследование про источники и аллюзии:



Уважаемая valya_15, которую я нежно люблю за заумь и умение глубоко копать, пишет:

Решила собрать в один пост свои соображения об источниках разных элементов сюжета пьесы "Давным-давно" и сценария фильма "Гусарская баллада". Некоторые, правда, не столько источники в прямом смысле, сколько литературные параллели. Еще что вспомню - допишу, вы тоже, пожалуйста, дополняйте.

1. Из истории Надежды Дуровой, чтобы не говорилось, - сам факт участия "женщины в мундире" в войне 1812 г. Плюс еще, наверное, эпизод "узнана, но получила разрешение власти продолжать". Только в пьесе вместо Александра I - Кутузов.

2. Линия "Шура - поручик Ржевский" - из оперы-водевиля Грибоедова и Вяземского "Кто брат, кто сестра или Обман за обманом", 1824 г. Ближайший, скорее всего, непосредственный источник.

3. Из "Горя от ума" взяты некоторые имена персонажей (Зизи и Мими, фамилия Горич).

4. Граф Нурин-Нулин - понятно, чей родственник. При этом его беседа на балу с Шуриными кузинами не только перекликается с беседой графа Нулина и Натальи Павловны о парижских радостях: "Как тальи носят? - Очень низко" и т.д., но и точно воспроизводит ситуацию французика из Бордо и из монолога Чацкого "В той комнате незначащая встреча...": Нурин думал, что после Парижа он всем будет здесь чужой, но был с восторгом принят...княжнами.Collapse )
8 mouse

Дефицитарные мифы и компенсаторные легенды

C большим интересом прочитала предпоследний детектив Татьяны Устиновой "Земное притяжение". Один из главных героев -- искусствовед. Зовут его Макс Шейнерман, он жгучий брюнет, красивый классической еврейской красотой (при этом россиянин). Шейнерман -- ВСЕМИРНО известный специалист по художникам "Мира искусства" (автор великолепной книги «Весёлый новый век»), все коллекционеры узнают его хотя бы в лицо, он постоянно мотается между лондонами, парижами, москвой и прибалтикой. Щеголь, который одевается в пальто на шелковой подкладке и носит трость. Действие книги происходит в наши дни, это важно.

По мере дальнейшего чтения книги мы узнаем, что сей Шейнерман (тут приготовьте валерьянку) -- это глубоко законспирированный суперпрофессиональный сотрудник особого отдела ГРУ.Collapse )
6 skia

Давайте предадимся буйству фантазии

Подруга вот пишет, что хотела бы аудиоверсию моей книги "Омерзительное искусство", Только говорит, обязательно, чтоб была записана голосом Николая Дроздова, для полноты эффекта.

В связи с этим у нас возникли другие, дополнительные варианты.
Итак, друзья-читатели, если бы существовала аудиоверсия моей хулиганской бредятинской книги про искусство, кто бы лучше всего ее начитал?

Чей голос подойдет лучше всего:

Диктор Левитан ("От советского информбюро...")
39(5.4%)
Николай Литвинов ("Здравствуй, мой маленький дружок! Сегодня я расскажу тебе...")
87(12.1%)
Николай Дроздов
198(27.5%)
Нет, лучше Лобков
17(2.4%)
Эдвард Радзинский
109(15.1%)
Какой-нибудь женский голос
33(4.6%)
О! Людмилы Касаткиной в роли Багиры
158(21.9%)
Главное, чтобы аннотации другой человек зачитывал
27(3.8%)
Свой вариант, пишу в комментарии
52(7.2%)
6 skia

Натурщицы для комиксов и карикатур

Посмотрели вчера как рисовали женское тело классики живописи, давайте теперь взглянем на ХХ век.



Собственно, уточню: когда я говорю, что в ХХ веке реалистическая живопись типа умерла, это я про большие картины маслом, которые столетиями были главным "форматом" произведений искусства. В прошлом безумном столетии эта почетная форма была завоевана авангардистами и оккупирована абстракционистами и прочими сугубо не реалистами (на которых люди с консервативным вкусом ругаются). Но твердая рука, школа, необходимость правильно рисовать и знать анатомию не испарилась. Она просто эмигрировала в другие жанры -- в первую очередь, в дизайн. Также комиксы, плакаты, карикатура -- везде еще нужно это мастерство.
Collapse )
8 mouse

Донжуанский список Пушкина

Бурное негодование у общественности вызвала вчера выложенное мною статья из "Нашего Наследия", в которой выяснялось, с Воронцовой был роман у Пушкина или с Вяземской. Комментарии читаются как песня: "а филологи, оказывается, хуже шоу у Малахова!", "так вот на какое копание в грязных простынях они тратят народные деньги", "как ни стыдно пушкинистам, не оставят поэта в покое".

Картина "Пушкин и фейспалм"


Да, граждане, это действительно важно -- подробности личной жизни поэта. Поскольку одно дело, если он написал "Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам!" про 15-летнюю девочку, с которой у него никогда не было ничего, и значит, эмоция, которая вызвала эти стихи -- одна, и фантазия там определенного сорта. Или про гранд-даму, с которой у него был серьезнейший роман и якобы внебрачный ребенок, и тогда там совсем другой подтекст и надрыв. Как-то так. Дело не в сексе, а в эмоциях.

Для желающих помучаться еще на малаховском шоу про великого поэта. Есть такая очень известная штука, как "Донжуанский список Пушкина". И не надо ругать бедных литературоведов. Он первый начал. Начал сам. Донжуанский список Пушкина — два параллельных списка женщин, которыми увлекался А. С. Пушкин и/или с которыми был близок, в хронологическом порядке. Пушкин сам составил их в 1829 году в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой.

Collapse )
1 dress

Шокирующие открытия пушкинистики

Вот так продолжаешь верить в какой-нибудь общекультурный штамп, а вдруг оказывается, что профессионалы уже лет тридцать от него отказались, но оповестить широкие массы забыли.

Миф: отношения А.С.Пушкина с Е.К.Воронцовой и Реальность: А.С.Пушкин и В.Ф.Вяземская
(Статья О. Видовой)

До сих дней устойчиво держится легенда о любви А.С.Пушкина и графини Е.К.Воронцовой. Несмотря на предпринятые попытки Г.П.Макогоненко разрушить ее, она продолжает жить в пушкинистике.

Однако при ближайшем рассмотрении фактов, связанных с графиней и ее отношением к Пушкину, мы не находим даже малейшего намека на легендарные предания. Больше того, вместо Воронцовой обнаруживается другая женщина — княгиня Вера Вяземская.


Слева: Воронцова, худ. П. Соколов; справа Вяземская, худ. Молинари
Collapse )
6 skia

Комикс "Кожа да Кости" -- летопись субкультур 2000-х

Культовый в свое время веб-комикс, создавался примерно в 2008-2010 годах.

Сегодня смотрится уже как National Geographic. Где те готы? Где те блэкари? А эмо, помните, были такие?

Kozha da Kosti 053.jpg
Kozha da Kosti 047.jpg

Осторожно, на рисунках встречаются неприличные слова и жесты. И элементы человеческой анатомии.
Collapse )
1 dress

Составила для "Теорий и практик" список страшных книг

«Теории и практики» продолжают рассказывать о длинном списке премии «Просветитель-2018». Номинанты этого года советуют источники знаний по своей теме: что посмотреть, почитать или на кого подписаться. В этом выпуске искусствовед, арт-блогер, автор книги «Омерзительное искусство. Юмор и хоррор шедевров живописи» Софья Багдасарова рассказывает, какая литература поможет взглянуть на классическое искусство по-новому и избежать при этом штампов: : история уродства, роль секса в античном мире, отношение европейцев к смерти, «Одиссея» в пересказе полковника в отставке и искусство глазами собак.

https://theoryandpractice.ru/posts/16792-strakh-razvrat-renessans-chto-pochitat-chtoby-nauchitsya-videt-yumor-i-khorror-v-klassicheskom-iskusstve
5 bilibin

Вопрос про книжки с картинками

Итак, мои дорогие любители изящных искусств, "Апокалипсис" мы дочитали. Что будем дальше читать? У кого-нибудь есть идеи? Чтобы была интересная большая книжка, которую часто иллюстрировали. Или, например, автор со многими произведениями. (Религиозное -- не хочу, надо отдохнуть).
Collapse )
7 jump

Премия "Просветитель" объявила лонг-лист. И я в нём!

Из пресс-релиза.
Опубликован длинный список премии «Просветитель». В этом году в него вошли 24 книги, каждая из которых может стать лучшей научно-популярной книгой нового сезона:


1. Владимир Алпатов, «Языкознание от Аристотеля до компьютерной лингвистики», М.: Альпина нон-фикшн, 2018;
2. Ольга Арнольд, «Люди и звери: мифы и реальность», М.: Альпина нон-фикшн, 2018;
3. Ольга Астапова, «Истоки сакрализации власти. Священная власть в древних царствах Египта, Месопотамии, Израиля», М.: РИПОЛ классик, 2017;
4. Софья Багдасарова, «Омерзительное искусство. Юмор и хоррор шедевров живописи», М.: Эксмо, 2018;
Collapse )