На Крымском валу
Сегодня открылась огромная выставка Нестерова.
Я его дореволюционный период не слишком люблю, слишком он по мне символистский и слащавый.
Даже "Видение отроку Варфоломею".
Но, как оказалось, это в репродукции. Когда я сегодня перед ней встала, то я застряла минут на пятнадцать. Картина так прекрасна, так светла, что даже Фродо и назгул с нимбом на ней кажутся совсем малозначительными деталями.
По сравнению с потрясающей красотой травинок, лесочка, речки, неба. Вот честно, у меня от живописи редко наворачиваются слезы.
Обязательно сходите.
(на илл.: вариант картины из частной коллекции, не гарантирую, что подлинник).
А вот моя анонсная статья - так, просто, байки из жизни Нестерова:
* * *
«Видение отроку Варфоломею» – пожалуй, самая известная картина художника. Когда Нестеров выставил ее на 18-й выставке передвижников, она вызвала изумление. Павел Третьяков, главный меценат и коллекционер того времени, сразу захотел ее купить. Но картина отличалась от всего, что пропагандировали передвижники – не обличала ни пороки общества, ни мрачную российскую жизнь, ни тиранию властей.
И поэтому «строгие охранители чистоты», художники, критики и писатели Стасов, Мясоедов, Григорович, Суворин, устроили над ней настоящий трибунал. Картина, мол, подрывает рационалистические устои, вредная и даже опасная своим мистицизмом и религиозностью. (К православной церкви «в приличном обществе» тогда было примерно такое же критическое отношение, как сейчас). Третьякову долго пели в уши, что полотно никчемное, и покупать его совсем не стоит. Но он не послушался. И правильно – теперь это одна из жемчужин его галереи.
Юность преподобного Сергия. Деталь
( Collapse )
Я его дореволюционный период не слишком люблю, слишком он по мне символистский и слащавый.
Даже "Видение отроку Варфоломею".
Но, как оказалось, это в репродукции. Когда я сегодня перед ней встала, то я застряла минут на пятнадцать. Картина так прекрасна, так светла, что даже Фродо и назгул с нимбом на ней кажутся совсем малозначительными деталями.
По сравнению с потрясающей красотой травинок, лесочка, речки, неба. Вот честно, у меня от живописи редко наворачиваются слезы.
Обязательно сходите.
(на илл.: вариант картины из частной коллекции, не гарантирую, что подлинник).
А вот моя анонсная статья - так, просто, байки из жизни Нестерова:
* * *
«Видение отроку Варфоломею» – пожалуй, самая известная картина художника. Когда Нестеров выставил ее на 18-й выставке передвижников, она вызвала изумление. Павел Третьяков, главный меценат и коллекционер того времени, сразу захотел ее купить. Но картина отличалась от всего, что пропагандировали передвижники – не обличала ни пороки общества, ни мрачную российскую жизнь, ни тиранию властей.
И поэтому «строгие охранители чистоты», художники, критики и писатели Стасов, Мясоедов, Григорович, Суворин, устроили над ней настоящий трибунал. Картина, мол, подрывает рационалистические устои, вредная и даже опасная своим мистицизмом и религиозностью. (К православной церкви «в приличном обществе» тогда было примерно такое же критическое отношение, как сейчас). Третьякову долго пели в уши, что полотно никчемное, и покупать его совсем не стоит. Но он не послушался. И правильно – теперь это одна из жемчужин его галереи.
Юность преподобного Сергия. Деталь
( Collapse )