«Тимофей»
Ян ван Эйк. «Тимофей» (Leal souvenir). 1432. Национальная галерея, Лондон.
(Обратите внимание - он лысый, и как Мона Лиза - без бровей и ресниц. А эффект совсем другой)
Возможно, не является случайностью, что самый ранний сохранившийся портрет работы ван Эйка[31] датирован (10 октября 1432), поскольку временная отметка является важным аспектом этой работы и c другой точки зрения.
Следы течения времени – в виде трещин, сколов или выбоин камня и sgraffito (выцарапанных рисунков) – заметны на прилагающейся доске, парапете-обманке (trompe-l'œil), который служит предметом, направляющим движение взгляда зрителя (repoussoir) и создает раму, отодвигая модель вглубь – хотя и не очень далеко – от первого плана картины. Даже твердый, явно долговечный материал не является вечным – что за тщетные надежды для человечества запечатлены здесь!