On this day in journal — July 19th

1 dress

По литературным местам Москвы... Ну ладно

После выхода повести Карамзина "Бедная Лиза" о девушке, утопившейся из-за несчастной любви, москвичи стали совершать паломничества к озеру, которое считалось местом ее гибели (ок. м. Автозаводская). Деревья вокруг были сплошь покрыты вырезанными инициалами, оставленными влюбленными, сердцами, пронзенными стрелами и т.д. Но попадались и иронические надписи вроде:

В пруду погибла здесь эрастова невеста,
Топитесь, девушки, еще, для вас тут много места.
6 skia

Колобок. Начало (про сценарий альтернативного фильма ужасов)

Любимый Роман Шмараков цитирует средневековую литературу:

Местные жители рассказывают, что некий рыцарь влюбился в царицу, и поскольку не мог насладиться блудом с нею, тайно познал ее, когда она умерла и была погребена, и породил с нею чудовищную голову. В час ее зачатия рыцарь услышал голос в воздухе: «Порожденное ею погубит и истребит своим взором все, что узрит». По истечении девяти месяцев рыцарь, открыв могилу, нашел голову, но от лица ее всегда отворачивался, и когда показывал ее врагам, тотчас губил их вместе с городами. Наконец, плавая по морю, он заснул на коленях своей возлюбленной, а та втихомолку взяла ключ от ларца, где хранилась голова, и когда она, не по уму любопытная, взглянула на нее, тотчас погибла. По пробуждении рыцарь, известившись обо всем и пораженный скорбью, поднял голову и, встретив взгляд поднятого лица, погиб вместе с кораблем. С тех пор, говорят, голова каждые семь лет обращает взор кверху, и от этого на море возникают опасности для мореходов.

(Гервасий Тильберийский. Императорские досуги. II. 12)
6 skia

Как умирали Иван Грозный и другие русские цари - в картинах

Смерть самых могущественных людей Русского царства в шедеврах (и в ширпотребе) от Константина Маковского, Клавдия Лебедева, Ивана Билибина, Модеста Мусоргского и многих других.

В рамках традиционной рубрики по средам "омерзительное искусствоведение" (для новичков -- в ней мы смотрим убийства и расчлененку из лучших музеев мира, за обедом не читайте).



Collapse )
8 mouse

Проблемы освещения

Смотрите, как классно сделан портрет. Между прочим, английского короля, а не просто какого-нибудь дядьки. Неортодоксальный подход.


Годфрид Схалкен. "Портрет Вильгельма III Оранского", 1692-7.

Вообще в портретах такие эффекты редко осмеливались использовать.

Вот тут я уже немного рассказывала про светотень-кьяроскуро. Посмотрите под катом, несколько примеров хороших и плохих игр со светом, причем не только караваджистов, но и других стилей.
Collapse )
5 bilibin

Подходящее название для эффектной картины

См. апдейты!!!



Уважаемая mmekourdukova устроила конкурс на лучшее альтернативное название сего шедевра. Чем саботировала мне сдачу текста. И клавиатура вот у меня тоже, не знаю, просохнет ли от кофе, нельзя так смеяться-то.

Варианты из комментариев:

  • Это Царевна-Лягушка, говорящая: - Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай...

  • Сергей Павлович Дягилев объявляет условия нового контракта Иде Львовне Рубинштейн.

  • - Гулять? Хозяин сказал "Гулять"?

Collapse )
1 dress

Натюрморты с черепами

Если смотреть подряд много картин в жанре натюрморта, особенно — созданных в XVII веке, поражает, насколько часто в них попадаются человеческие останки. Почему? Что скрывает их шифр?


Sébastien Bonnecroy. Vanitas. 1641

Collapse )
1 dress

Тайна прошлого мистера Филеаса Фогга

Главный герой романа Жюля Верна "Вокруг света за 80 дней" -- персонаж крайне загадочный, однако до истины все-таки можно добраться.
И мы будем делать это, обдирая слоями, как луковицу.




Collapse )
1 dress

Как хакеры разводят иностранные музеи и частных галеристов на деньги

Американский журналист рассказывает о мошеннических схемах по переводу денег. Перевела для вас с англицкого.



Оригинал статьи:
Josie Thaddeus-Johns. How and Why Galleries Are Getting Hacked // Artsy

https://www.artsy.net/article/artsy-editorial-galleries-hacked

Collapse )
1 dress

Вып. 1. Перемещение "Троицы" Андрея Рублева в Лавру (2022)

16 июля 2022 «Троицу» Андрея Рублева вывезли из Третьяковской галереи в Троице‑Сергиеву Лавру. Икону предоставили для богослужений несмотря на протесты реставраторов. Икону поместили в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры на время торжественных мероприятий в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского, запланированных на 17 и 18 июля. Во вторник 19 июля икона вернулась в музей.

Фиксирую публикации на эту тему.


Источник фото: пресс-служба Патриархии

Collapse )
1 dress

Что бывает, когда ученые лезут в чужую отрасль без базовых знаний

На сей раз естественники -- в области искусствоведения.



Попался фрагмент в научной книжке. Книга интересная, насколько мне, неспециалисту по медицине видно, неплохая (автора специально называть не буду). Но вот кусочек, посвященноы человеческому телу, в частности про то, как плохо было у людей с зубами в древности, который касается как раз моей специализации. Автор цитирует строки поэта Жана Вольте (Jean Voulté), высмеивающие Диану де Пуатье:


  • "...Есть в нем и такие строки, весьма интересные для нас: "Ты раскрашиваешь лицо покупными красками, вставляешь в рот фальшивые зубы, скрываешь свои седины под накладными волосами в надежде, что за тобой последуют молодые люди". Диане было тогда сорок лет, а в борьбе за место возле французского короля придворные не брезговали ничем. Между прочим, на портретах этой фаворитки короля Франциска мы никогда не видим Диану улыбающейся. И причина этого была выяснена при исследовании косных останков этой женщины в 2008 г. французскими археологами и антропологами. Поэты, современники Дианы де Пуатье, оказались правы. У нее действительно были проблемы с передними зубами, которые Диана решала с помощью еще достаточно примитивного протеза из кости животного, крепившегося во рту золотой проволокой. Но это так, в качестве информации о том, сколько интересных данных получают историки, изучая средневековые погребения. Скорее всего, поэты были правдивы и в том, что эта фаворитка короля активно пользовалась косметикой".


Из этого абзаца видно, что автор не владеет элементарными базовыми познаниями по истории искусства, но тщится при этом использовать картины как важное доказательство своей стройной теории.

Где же тут лажа?

Collapse )