Григорий Козлов пишет в своей интереснейшей статье о трудных годах ГМИИ:
...Как только контролеры вернулись в ГМИИ имени Пушкина, который стал теперь выставкой подарков Сталину, они получили докладную директора-распорядителя музея Иллариона Барашко. Он писал, что вся научная и учетная работа просто парализована. При катастрофической нехватке специалистов из музея уволены 29 сотрудников. Это были люди, не прошедшие проверку органов (выставка подарков была режимным объектом). Так что горы трофеев стало просто некому учитывать и хранить.
Как в живописи XVI-XIX веков художники писали мужчин, переодетых в женщин, и женщин, переодетых в мужчин?
Для начала важное уточнение. Современная эпоха отличается максимальной откровенностью и сексуализированностью. Люди принялись рассказывать о себе абсолютно всё (см. хештег «мир должен знать, что я ем»), в том числе о гендере, сексуальных предпочтениях и привычках. А сексапильность оказалась таким удобным способом продавать любые товары, что детей наедине с гаджетами теперь можно оставлять только при включении функции «родительский контроль». В тот же период европейского искусства, о котором пойдет речь в данной статье, всё было совсем не так. Негетеросексуальная ориентация персонажей картин Нового времени могла подразумеваться — но это не являлось обязательным условием. Хотя члены «тайного клуба» умели считывать скрытые намеки в картинах и довольно улыбаться — это были лишь намеки, а не транспаранты с крупными буквами поперек картины. Не посвященный в тему ЛГБТ зритель смотрел на эти картины и не видел ничего двусмысленного.
Мои выписки (Р.М. Кирсанова. "Портрет неизвестной в синем платье) и мысли по прочтению:
В своих мемуарах о России Виже-Лебрен подробно описывает свое эстетическое бодание с Екатериной Великой, делая ее фактически, одним из своих антагонистов (в духе "две одинаково великие женщины не сошлись характером"). ( Collapse )
Человек, настоящее имя которого до сих пор неизвестно, именуется искусствоведами "Испанским фальсификатором" (Spanish Forger, Le Faussaire espagnol), по одной из первых его опознанных подделок . Он очень активно писал в 1890-1920-е годы и обжулил множество коллекционеров и музеев. Разоблачение случилось в 1930-х, но тогда никто не подозревал, какие масштабы оно приобретет. В настоящее время ему приписывается около 350 различных произведений, что делает его одним из самых производительных идентифицированных поддельщиков. Занимался он подделкой средневековой религиозной живописи и миниатюр в манускриптах.
Если рассматривать его работы внимательно, то получается интересно (то же самое, что с "вермеерами" Хана ван Меегерена): то, что в ту эпоху казалось аутентичным древним, сейчас имеет четкий авторский почерк не только поддельщика, но и стиля той эпохи, в которой он в реальности жил.
Отец художника Судейкина был очень талантливым полицейским, жандармским подполковником. Одним из главных его успехов была вербовка революционера Сергея Дегаева, который стал его агентом и сдал ему множество террористов-народовольцев, включая Веру Фигнер.
Именовался ли в географических сочинениях конца XVI в. остров Рюген прямо Русией? Откуда взялась «мекленбургская генеалогия» Рюрика? Был ли Одоакр «русским князем»? Что за «рутены» проживали во Фландрии в раннем Средневековье? Наблюдал ли художник Ерменев штурм Бастилии? Был ли «владелец влесовых дощек» Изенбек туркменским беем, а известный антинорманист Савельев потомком болгарских царей? В какого Юпитера веровал еретик Эмон де ла Фосс? Был ли киевский воевода Адам Кисель потомком киевского же воеводы Свенельда?..