Как ренессансный художник в командировку в гарем ездил
Однажды знаменитый итальянский художник эпохи Возрождения получил необычный заказ и был вынужден надолго покинуть родную Венецию. Благодаря этому сегодня у нас есть удивительная возможность взглянуть на исламский мир XV века глазами европейца, причем весьма талантливого.
Великий султан Мехмед II Завоеватель был первым исламским владыкой Стамбула. В 1470-е годы, когда его жизнь начала клониться к закату, враги были побеждены, а богатства стали неисчислимыми, он задумался о том, как украсить свою жизнь. А кто красивей всего умел жить в ту эпоху? Итальянцы! Поэтому султан решил пригласить к своему двору итальянских художников и архитекторов. Любопытный факт – один из представителей изящных искусств, которому Мехмед предлагал хороший контракт в Стамбуле – это Аристотель Фьораванте. Но не сложилось: в восточную столицу поехал его друг, инженер Филарете (Антонио Аверелино), а вот мы в итоге получили кремлевский Успенский собор. А ведь могло бы и не срастись!
А еще Мехмеду очень хотелось иметь собственный портрет – в первую очередь, в виде чеканного профиля на бронзовой медали, которые в ту эпоху стали невероятно модными (скульпторы Ренессанса воскресили этот жанр, глядя на античные монеты). Однако самому ехать в Италию позировать было несообразно, а вот с приездом мастеров в Стамбул все как-то не получалось. В 1461 году Мехмед попросил правителя Римини, прославленного Сиджизмондо Малатеста, прислать в Стамбул портретиста. И тот отправил Маттео де Пасти. Но, увы, венецианцы, которые тогда были правителями морей (по крайней мере, христианских), арестовали художника на Крите как шпиона и отправили обратно.
( Collapse )
Великий султан Мехмед II Завоеватель был первым исламским владыкой Стамбула. В 1470-е годы, когда его жизнь начала клониться к закату, враги были побеждены, а богатства стали неисчислимыми, он задумался о том, как украсить свою жизнь. А кто красивей всего умел жить в ту эпоху? Итальянцы! Поэтому султан решил пригласить к своему двору итальянских художников и архитекторов. Любопытный факт – один из представителей изящных искусств, которому Мехмед предлагал хороший контракт в Стамбуле – это Аристотель Фьораванте. Но не сложилось: в восточную столицу поехал его друг, инженер Филарете (Антонио Аверелино), а вот мы в итоге получили кремлевский Успенский собор. А ведь могло бы и не срастись!
А еще Мехмеду очень хотелось иметь собственный портрет – в первую очередь, в виде чеканного профиля на бронзовой медали, которые в ту эпоху стали невероятно модными (скульпторы Ренессанса воскресили этот жанр, глядя на античные монеты). Однако самому ехать в Италию позировать было несообразно, а вот с приездом мастеров в Стамбул все как-то не получалось. В 1461 году Мехмед попросил правителя Римини, прославленного Сиджизмондо Малатеста, прислать в Стамбул портретиста. И тот отправил Маттео де Пасти. Но, увы, венецианцы, которые тогда были правителями морей (по крайней мере, христианских), арестовали художника на Крите как шпиона и отправили обратно.
( Collapse )