Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Перемещение "Троицы" Андрея Рублева в Лавру (2022)

16 июля 2022 «Троицу» Андрея Рублева вывезли из Третьяковской галереи в Троице‑Сергиеву Лавру. Икону предоставили для богослужений несмотря на протесты реставраторов. Икону поместили в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры на время торжественных мероприятий в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского, запланированных на 17 и 18 июля. Во вторник 19 июля икона вернулась в музей.

Фиксирую публикации на эту тему.


Источник фото: пресс-служба Патриархии



10 июня
Телеграм-канал Ксении Коробейниковой "ку-ку" сообщает https://t.me/courierofculture/3370

приписываемая Андрею Рублеву «Троица» стала яблоком раздора между Третьяковкой + Минкультом и администрацией президента (АП) + РПЦ. Дело в том, что Московская патриархия уже неоднократно просила музей и ведомство выдать икону на день (не навсегда, как писали каналы!) празднования Святой Троицы 12 июня.

Галерея наотрез отказалась, сославшись на отсутствие бюджета. РПЦ моментально решила этот вопрос, обратившись к госкорпорации, и снова постучалась в Третьяковку. Та опять отказала, но уже без разъяснения причин. А Минкульт умыл руки, дав понять, что в ведомстве этим заниматься некому и вообще главный столичный музей сам решает подобные вопросы.

Короче, патриарху пришлось звонить главе АП Антону Вайно и просить разобраться в ситуации. А она такова, что музейщики и чиновники от культуры (как и с кейсом Морозовых не могут выстроить диалог, определить зоны отвественности и прийти к чему-то общему. Если так и дальше продолжится, подозреваю, в АП примут решительные меры.

12 июня
Там же https://t.me/courierofculture/3375

Троицы одноимённую икону, приписываемую Андрею Рублёву, не отправили ни в Троицу-Сергиеву лавру, ни в Храм Христа Спасителя. Но и не оставили на обычном месте в Третьяковке. На три дня празднования её по традиции перенесли в Храм Святителя Николая в Толмачах. Это особенный храм-музей, где хранится и Богоматерь «Владимирская». Он обладает статусом домовой церкви при галереи и входит в состав РПЦ.

Просьба патриарха о её выдаче на праздничную службу, что совпала ещё и с Днём России, не удовлетворена. Музейщикам и чиновникам от культуры в очередной раз хватило ума и смелости, отбить икону. Но не удалось развеять недопонимание с представителями РПЦ, даже на встречах в лавре и Минкульте.

Я так понимаю, альтернатива с показом иконы в Толмачах не сильно устраивает РПЦ. Всё-таки это не копия раки Александра Невского, придумав которую Михаил Пиотровский гениально вышел из щепетильного положения. И оригинал сохранил в музее, и церковников вроде как успокоил. Но да ладно, Эрмитаж — государство в государстве, и до находчивости и дипломатичности Михаила Борисовича пока никто недотягивает из коллег. Но и не им решать подобного рода вопросы.

История — про политику. То есть это уровень Минкульта. А в нем, как я уже писала, этому сейчас особо некому заниматься. Министр Ольга Любимова в командировке, хотя это и не в её сфере ответсвенности. А замминистра по музейным делам и внешним вопросам Алла Манилова, которая по идее и должна разруливать подобные вопросы, в отпуске. При этом ситуация возникла не вчера и, по сути, даже не в этом году — было бы логично разобраться и всех успокоить ещё некоторе время назад. В итоге — у важных людей недопонимание и перевозбуждение. Ещё же дёрнули представителей администрации президента и госкорпорации. И как выяснилось — понапрасну.
Так себе подарочек к празднику

***

(Примерно месяц спустя)
14 июля
Там же https://t.me/courierofculture/3748

Сотрудники древнерусского отдела Третьяковской галереи находятся сейчас на рабочем месте и готовят к транспортировке «Троицу», приписываемую Андрею Рублеву, на однодневное богослужение в Троице-Сергиеву лавру. Теперь речь идёт о менее веском поводе — дне памяти Сергия Радонежского.

Ещё до обеда коллеги из галереи, готовые пойти на увольнения, пытались отстоять икону. Но им дали понять, что приказ пришел «сверху» (какого именно, мне ещё предстоит узнать), и сопротивляться ему бесполезно.

Главная проблема — любые передвижения губительны для иконы, как мне только что пояснили реставраторы. А «саркофаг», который молниеносно смастерили специально для этой перевозки, не гарантирует сохранности.

Первые вопросы, которые я задала коллегам, — где Зельфира Исмаиловна и как это возможно, пока она директор музея? Мне ответили, что она ушла в отпуск и оставила вместо себя зама как ио, а он не противостоит. (Как это было во время закрытия выставок Гриши Брускина и «Выход в красную дверь», когда у неё тоже были отпуска. Не хочется в это верить.

15 июля
Там же https://t.me/courierofculture/3759

культурныйшок
продолжается из-за «Троицы», приписываемой Андрею Рублеву. Завтра произойдёт историческое событие — икона покинет стены Третьяковки и уедет в Троице-Сергиеву лавру. А это значит, что
1) чиновники больше ни во что не ставят музейщиков, даже таких как Зельфира Трегулова;
2) распоряжаются вещами из музеев как личными, бездумно и как заблагорассудится;
3) есть риск потерять самый знаменитый памятник русского искусства, который с трудом дошёл до нас.
Но обо всем по порядку:

Сторона РПЦ

Церковники не получили икону на празднование Троицы 12 июня, зато теперь решили взять «своё» на день памяти Сергия Радонежского 18 июля. Но как с ним связана «Троица» и зачем это надо, не совсем понятно. Для привлечения внимания? Но у «Троицы» в отличие от Владимирской иконы нет статуса чудотворной. Никакого религиозного смысла брать ее нет.

Не исключаю, что представители Московской патриархии вслед за священником Всеволодом Чаплиным, который бился за «Троицу», путают ее с той же Владимирской. Они, живя в Москве, разве не в курсе, что икона раз в год выносится на богослужение в домовую церковь Третьяковки? (Владимирская, кстати, хранится там же.) И это как раз акт компромисса.

Доставка в Лавру сейчас еще опаснее, так как несколько участков дороги ремонтируют. Для видимости их могут залатать за ночь, но для памятника, который дышит на ладан, это сильно не поможет. Еще из дополнительных рисков: в Троицком храме, куда вывезут икону, нет ни охранной, ни пожарной сигнализаций. Про создание киота из антивандального, безосколочного стекла уже молчу.

Сторона Минкульта

В ведомстве этим вопросом занимается первый замминистра Сергей Обрывалин, на котором охрана культурного наследия и то самое военно-историческое общество. Мой собеседник в Минкульте сказал, что это не инициатива чиновника, ему спустили поручение «сверху». Речь идёт об администрации президента, руководителю которой Антону Вайно звонил патриарх по этому делу?

В тот раз решение оставили за галереей, а в этот раз не прокатило. Тогда и сейчас якобы Трегулова передавала эту задачу реставраторам. Их выслушивают, но к из мнению не прислушиваются. При этом дополнительно эксперты привлекались самые разные: от Центра Грабаря до музеев и Андрея Рублева.

Именно там хранится лучший список «Троицы», то есть ее воспроизведение. Это он ездил на выставку «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в музеи Ватикана. Не знаю, почему чиновники и РПЦ не запрашивают его или не удовлетворяются ещё двумя иконами «Троицы», которые хранятся в лавре. Это тоже список с иконы, сделанный по заказу Бориса Годунова, и отличная копия 1920-х иконописца, с точностью повторившего оригинал.

Сторона Третьяковки

В галерею принесли не приказ и не распоряжение, а документ «О временной выдаче музейного предмета» за подписью Обрывалина. В нем есть фраза о том, что Минкульт разрешает в порядке исключения организовать галереи перемещение иконы. Трегулова случайным образом снова (как при преждевременном закрытии последних выставок) в момент икс оказалась в отпуске, поэтому все согласовал ее зам по строительству Ринат Шигапов.

Хранители и реставраторы боролись, сколько могли, но сдались, когда поняли, что руководство умыло руки. Кто-то готов уволиться, но сначала подготовить и сопроводить икону. Ее доски после деформаций можно сберечь только при неизменных условиях их пребывания в музее. Это же касается хрупкой и подвижной системы грунта и красочного слоя. После любых действий они вспучиваются, отслаиваются, осыпаются. Сберечь икону можно только, не трогая ее + сохраняя температуру и влажность.

По «саркофагу», в котором хотят перевести «Троицу», нет сертификата и понимания, соответсвует ли он требованиям. Если с иконой что-то случится, виновных мы знаем. А на месте тех, кто ловко уходит от ответственности, я бы подала в отставку. Не знаю, чем они могут быть полезны, когда главная миссия деятеля культуры — сохранять — нарушается.



-- 16 июля --
Большая публикация в "Медиазоне" (тоже признана иноагентом) https://zona.media/article/2022/07/16/rublev/

...В 2008 году РПЦ впервые попыталась получить написанную в XV веке «Святую Троицу» Андрея Рублева для богослужений в Троице-Сергиевой лавре. Тогда сообществу искусствоведов и реставраторов удалось отстоять икону, и «Троица» осталась в музее. В 2022 году противостоять церкви уже не получилось...

...Икону вывезли из музея вечером 16 июля, сообщили «Медиазоне» два сотрудника музея.

Икону Рублева поместили в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры на время торжественных мероприятий в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского, запланированных на 17 и 18 июля. Богослужения проведет сам патриарх Кирилл.

Сотрудники Третьяковской галереи, исследователи и реставраторы с мая сопротивлялись передаче памятника в распоряжение РПЦ. Они уверены, что любое перемещение и изменение условий хранения могут привести к необратимым повреждениям написанной в XV веке иконы. Однако к середине июля разрешение на выдачу «Троицы» дал Минкульт, а руководство галереи отдало приказ о ее транспортировке.

Первоначально РПЦ попыталась получить икону еще к 12 июня, на праздник Троицы, совпавший в этом году с Днем России, рассказал «Медиазоне» сотрудник Третьяковской галереи. «Впервые письмо от патриарха в Минкульт пришло еще год назад, — замечает он. — Галерея ответила отказом, приложила все обоснования. Мы решили, что на этом вопрос исчерпан, однако он был снова поднят в мае этого года».

24 мая в Третьяковской галерее прошел расширенный реставрационный совет, в нем приняли участие не только научные сотрудники и реставраторы из галереи, но и известные искусствоведы, специализирующиеся на древнерусском искусстве. Участники совета пришли к выводу, что перевозить икону опасно.

«Даже кратковременное изменение условий хранения, в частности, в связи с запросом присутствия иконы на богослужении в соборе Троице-Сергиевой лавры, объективная непредсказуемость условий такой транспортировки — все это может катастрофическим образом сказаться на дальнейшем состоянии древнего хрупкого памятника», — сказано в протоколе совета, копия которого есть в распоряжении «Медиазоны».

Главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова во время совета отмечала, что сейчас в музее сохранность иконы поддерживается в жестких температурных условиях и при определенной влажности, которые необходимо все время поддерживать.

«Мне кажется, нужно сформулировать более жестко, резонно окончательный диагноз, описывающий, что состояние сохранности спокойное, пока памятник не трогают, — высказался тогда доктор искусствоведения Лев Лившиц. — Вся его структура, начиная от доски, левкаса, живописного слоя, находится в напряженном состоянии, и любое неаккуратное движение может дать толчок к непредсказуемым изменениям для его состояния».

В июне, после заседания реставрационного совета, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова снова попыталась объяснить Минкульту, что позиция у музея прежняя — передача иконы Рублева невозможна, рассказывает «Медиазоне» один из сотрудников галереи. На совещании музейщики еще раз подробно объяснили, чем это угрожает памятнику.

Но 30 июня, по словам сотрудника, руководство получило письмо от наместника Троице-Сергиевой лавры епископа Фомы, который просил согласовать график мероприятий, необходимых для вывоза иконы в лавру. Единственным основанием для этого в письме было названо благословение патриарха Кирилла, отмечает собеседник, официального согласия на транспортировку иконы Третьяковская галерея тогда не давала.

12 июля Минкульт прислал в Третьяковку разрешение на выдачу иконы «в исключительном порядке». Документ «О временной выдаче музейного предмета» подписал Сергей Обрывалин, координирующий работу департамента государственной охраны культурного наследия; именно он принимал участие в июньских совещаниях о судьбе иконы. В ведомстве Обрывалин также курирует Российское военно-историческое общество, возглавляемое Владимиром Мединским — помощником президента и бывшим министром культуры...

...Уже 14 июля заместитель директора Третьяковки Ринат Шигапов подписал приказ о перевозке иконы в Сергиев Посад. Сама директор галереи Зельфира Трегулова в этот момент неожиданно оказалась в командировке...

«С приказом все интересно, — говорит сотрудник музея. — Все вывернуто так, как будто это галерея решила сама вывезти икону, бумага подписана и. о. генерального директора [Шигаповым], так как Зельфира Исмаиловна [Трегулова] в экстренной командировке».

Еще 8 июля, до получения документа из Минкульта, Шигапов отправил в Минкульт письмо с просьбой вывезти икону в Сергиев Посад, ссылаясь на «схожую практику».

13 июля около 20 сотрудников Третьяковской галереи направили ее руководителям Трегуловой и Шигапову докладную записку. Они замечают, что по соглашению с наместником Троице-Сергиевой лавры епископом Фомой всю ответственность за безопасность и сохранность иконы на себя берет Третьяковская галерея, а лавра лишь предоставляет место для ее размещения — а обеспечить там необходимые условия для «Троицы», по их мнению, невозможно. Кроме того, сотрудники музея убеждены, что подписание соглашения между Шигаповым и наместником о вывозе иконы в Троице-Сергиеву лавру «фактически является должностным преступлением».

В этой записке сотрудники музея отмечают, что Троицкий собор, куда везут икону, не соответствует требованиям пожарной безопасности. «Пассивная климатическая витрина, поверхностное описание которой имеется в письме ООО "АРТ-Курьер", не дает никаких гарантий поддержания необходимых параметров температуры и относительной влажности в рабочем объеме витрины, — добавляют они. — Просим вас незамедлительно вмешаться в сложившуюся ситуацию и сделать все возможное для того, чтобы сохранить великую национальную святыню, икону "Святая Троица" Андрея Рублева».

Один из сотрудников объясняет «Медиазоне»: «Древесина, грунт и красочный слой привыкли к определенному климату. Если климат меняется, материалы, к тому же древние, начинают капризничать. Ссыхаться, например. А это трещины, а где трещины — там и осыпи».

Но протест работников музея и реставраторов на ситуацию не повлиял. Поздним вечером 16 июля «Троицу» упаковали и вывезли в Сергиев Посад.

«Икона "Троица" написана в XV веке и за свою долгую жизнь пережила множество реставраций разного качества, — говорит "Медиазоне" один из реставраторов. — Это очень хрупкий памятник, но его нынешнее состояние стабильно благодаря нахождению в музейном климате. Для памятника, особенно такого древнего, любые движения создают дополнительные напряжения в местах скрепления досок, что, безусловно, создает опасность утрат красочного слоя».

По его словам, даже в стенах музея очень сложно поддерживать стабильную температуру и влажность.

«В дороге, а также в действующем храме, при большом скоплении верующих и зажженных свечах это задача повышенной сложности, а любые, даже незначительные, изменения могут губительно сказаться на состоянии сохранности памятника, — опасается он. — Спрогнозировать, где образуются новые аварийные участки левкаса и красочного слоя, невозможно».

Договор Третьяковской галереи с настоятелем Троице-Сергиевой лавры предполагает, что обратно икону Андрея Рублева отправят вечером 18 июля.

17 июля

Доставка иконы в Лавру. Видео в телеграмм-канале "Вперед. Сергиев Посад" доступно по ссылке.
Оттуда же текст https://t.me/vperedsp/1368


Шедевр мирового искусства, достояние России икона "Троица" Андрея Рублева снова в Лавре, в стенах древнего Троицкого собора! Впервые с 1917 года, когда образ был вывезен из монастыря сначала на реставрацию, а потом на вечное хранение в Третьяковскую галерею.
Сегодня ночью икону, привезенную с жёсткими мерами предосторожности, встретили депутат Госдумы Сергей Пахомов, глава округа Михаил Токарев, братия обители.
"Троицу" разместили в специальном стеклянном саркофаге справа от входа в алтарь, так, чтобы все желающие приложиться к раке, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского, смогли поклониться и иконе. На месте будут работать многочисленные волонтёры, они будут помогать и направлять потоки верующих.
Канонический образ пробудет в Троице-Сергиевой лавре 17 и 18 июля. Не пропустите!

11.jpgБез имени-1.jpg

Пост депутата Сергея Пахомова
https://vk.com/wall710209145_814


Почти 100 лет она не была в своём родном доме. «Троица» Андрея Рублёва. Величайшая святыня православия, шедевр мирового искусства. Наше национальное достояние.

Да, в Третьяковке она в безопасности, её хорошо видно, там хороший свет и пространство, необходимые для сохранности температура и влажность.
Но! Создана она была для того, что бы из века в век эти три одновременно спокойных, задумчивых и трагичных ангела в мерцающем свете лампад вели свою безмолвную и таинственную беседу над могилой «великого старца»... Здесь её место и её дом — в Троицком храме Троице-Сергиевой Лавры рядом с тем, для кого она и была написана.

Пусть она здесь не навсегда, а всего лишь на несколько дней. Но учавствовать в этом — особые ощущения, для описания которых не хватит ни одного существующего ныне на земле алфавита.

Фото из его вк
Без имени-1.jpg

Видео в телеграмм-канале "Вперед. Сергиев Посад" доступно по ссылке. Оттуда же текст. https://t.me/vperedsp/1370

Около полуночи 16 июля икона "Троица" Андрея Рублёва вернулась домой — в стены Троице-Сергиевой лавры. Её выгрузили прямо на Соборной площади и тут же внесли в Троицкий собор. Собравшихся на время попросили покинуть храм.
Братия, насельники и гости монастыря смогли увидеть святой образ позже, когда он уже был установлен в специально подготовленный саркофаг. Тогда же был прочитан Акафист, а наместник Лавры Епископ Фома обратился к собравшимся. Он отметил, что пусть и краткосрочное возвращение святыни на своё историческое место, возможность преклониться перед ней в стенах собора, для которого икона и была написана, даны всем православным в знак утешения в это трудное время и необходимости молитвенно нести тот крест, что выпал на долю каждого.

Скриншот видео


Пресс-служба ГТГ (заявление)
https://t.me/GT_Gallery/1948


Понимая огромную значимость для всего православного мира «Троицы», главного шедевра древнерусской иконописи, написанного Андреем Рублевым и хранящегося в Государственной Третьяковской галерее, после всесторонней оценки рисков, связанных с транспортировкой, было удовлетворено прошение руководства Русской Православной Церкви предоставить икону для богослужений в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, приуроченных к 600-летию обретения мощей святого Сергия Радонежского.

Транспортировка проведена с соблюдением всех необходимых предосторожностей, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре икона помещена в специально созданную для этих целей капсулу, которая поддерживает привычный для нее климат. В начале следующей недели «Троица» вернется в Государственную Третьяковскую Галерею.

Пресс-служба Минкультуры (заявление)
https://culture.gov.ru/press/news/ikona_svyatoy_troitsy_andreya_rubleva_stala_chastyu_torzhestvennykh_bogosluzheniy_k_600_letiyu_obret/


Одна из наиболее почитаемых русских икон Святой Троицы кисти Андрея Рублева впервые была доставлена из Государственной Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру на торжества, посвящённые 600-летию обретения мощей преподобного Сергия.

Для подготовки к транспортировке и экспонированию Министерством культуры Российской Федерации была создана специальная комиссия, главной задачей которой стало обеспечение сохранности великой святыни. Икона была перевезена в специально изготовленной климатической витрине. После завершения церковных торжеств икона будет доставлена обратно в Третьяковскую галерею.

17-18 июля 2022 года Свято-Троицкая Сергиева лавра и вся Русская Православная Церковь торжественно празднуют 600-летие обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и основания Троицкого собора Лавры.

Центральным событием юбилейных мероприятий, проходящих в течение 2022 года, станут торжественные богослужения на Соборной площади Троице-Сергиевой лавры, которые совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении архипастырей и духовенства.

17 июля, накануне дня памяти обретения преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

В Троицком соборе Лавры Патриарх поклонился мощам Сергия Радонежского, чудотворной иконе Святой Троицы, которая была написана преподобным Андреем Рублевым в начале XV века. Затем в Троицком соборе Предстоятель возглавил служение малой вечерни с чтением акафиста Преподобному Сергию.


  • NB: обратите внимание, что в пресс-релизе ошибочно использовано слово "чудотворная", хотя "Троица" Рублева этой функцией никогда не обладала, такие вещи документируются.


Источник фото: Министерство культуры

Без имени-1.jpg
Без имени-1.jpg

Пресс-служба Патриархии
http://www.patriarchia.ru/db/text/5944596.html


17-18 июля 2022 года Свято-Троицкая Сергиева лавра стала центром общецерковных торжеств, посвященных 600-летию обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, и основания Троицкого собора обители.

17 июля, накануне дня памяти обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Лавру. В Троицком соборе обители, где покоятся честные мощи преподобного Сергия, Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение малой вечерни с чтением акафиста Преподобному. Перед началом торжеств, посвященных 600-летию обретения честных мощей преподобного Сергия и основания Троицкого собора Лавры, в древний собор из Третьяковской галереи была принесена знаменитая икона Святой Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. (...)

На богослужении присутствовали: заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Ю. Кузнецова; первый заместитель министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалин; депутат Государственной Думы ФС РФ, председатель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С.А. Пахомов.

В соборе молились архиереи, священнослужители, монашествующие и паломники, прибывшие на торжества в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

На телеканалах «Союз», «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция из Троицкого собора. Многочисленные паломники также молились за Патриаршим богослужением, наблюдая за трансляцией на больших экранах, установленных на Соборной и Красногорской площадях Лавры.

По завершении вечерни с чтением акафиста Святейший Патриарх Кирилл поклонился мощам преподобного Сергия и чудотворной иконе Святой Троицы, а затем обратился со словом к участникам богослужения:

«Дорогие владыки! Отцы, братья, матушки игумении, сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с началом празднования памяти святого богоносного и преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского!

В этом году по моему ходатайству перед властями наш праздник украшен пребыванием в этом святом храме чудотворного образа Святой Троицы, написанного преподобным Андреем Рублевым. Это великая святыня земли нашей. Она соединяет нас с временем преподобного Сергия, тем самым временем, когда наша Русь, находясь в большой опасности от врагов внешних и внутренних, сосредотачивалась для того, чтобы по милости Божией стать в будущем великой державой. И мы знаем, что так и произошло.

Но никогда жизнь нашего Отечества не была спокойной, потому что враги внешние, да и внутренние, стремились к тому, чтобы понизить роль и значение России не только на европейском континенте, но и во всем мире. И мы знаем, что все мировые войны, самые страшные и самые разрушительные, были связаны с тем, что иные силы и иные власти стремились, в первую очередь, разрушить нашу страну. Но мы выдерживали этот невероятный по силе натиск и побеждали. Конечно, не только потому, что у нас были прекрасные военачальники. Конечно, даже не только потому, что мужественным был наш солдат, но потому что такова была воля Божия.

И сегодня для нас очевидно, почему была над нами такая воля Божия: чтобы это значение и это служение Отечества нашего всему миру продолжалось. А служение заключается в том, чтобы не ушла из жизни людей вера в Господа; чтобы христианские ценности, принесенные через заповеди Самого Господа и Спасителя, продолжали вдохновлять людей и на подвиг жизненный, и на изменение своей жизни, и на свое совершенствование духовное и нравственное.

Вот и сегодня, когда наступили, как вы знаете, неспокойные времена, как важно, что вместе с нами образ Святой Троицы. Образ, который не только свидетельствует о единстве и силе Божией, но и являет некий идеал совместной жизни, который выражается в духовном единстве людей.

Так пусть Отечество наше, народы наши, Церковь наша сохраняют то единство, без которого нет силы у земли Русской. И верим, что по молитвам преподобного Сергия Радонежского, под Покровом Пресвятыя Богородицы сохранятся держава Российская и народ наш в единстве, вере и духовной силе. Аминь».

Малая вечерня с чтением акафиста также была совершена клириками Лавры в Сергиевском трапезном храме обители.

Видеозапись службы

Источник фото: пресс-служба Патриархии


[Еще фото под катом]








Левон Нерсесян, сотрудник Третьяковской галереи, благодаря активности которого удалось остановить аналогичную ситуацию в 2008 году. Пост в фбуке + комментарии

Ну, да... упреждая вопросы, которые уже начали поступать от тех, кто в курсе сегодняшней новости...
О том, почему я не... или почему мы не...
Мы делали всё, что могли, за исключением апелляции к общественному мнению. Мы только тихо попискивали, пока нас душили в темной комнате.
Почему мы молчали? Потому что общественного мнения больше нет (...)

+ из комментариев:

  • Наталья Комашко. Левон, ты не прав. Молчали Третьяковцы только потому, что был запрет со стороны администрации выносить сор из избы.

  • Левон Нерсесян. Наташа, это ты МНЕ будешь рассказывать про запреты?? Ты часом галерею с Минкультом не перепутала? Или с администрацией президента? Были обсуждения - долгие, многочасовые, с взвешиванием всех "за" и "против". И то, что соцсети за последние два года превратились в слезливое истерическое г*вно - было далеко не последним соображением

  • Наталья Комашко. Понимаю твой праведный гнев, но факт остаётся фактом. Запрет сотрудникам говорить об этом вовне был.

  • Левон Нерсесян. Чистейшая неправда. Была совместная договоренность молчать, потому что трезвонить не имело никакого смысла. Не надо клеветать на нормальных людей, которым и так пришлось не просто. И если что - администрация галереи - это не только З.И. А я точно не похож на человека, которому можно что-нибудь запретить.

  • Татьяна Краснова. Вы говорите чушь, причем безапелляционным тоном "информированного" человека. Протокол РАСШИРЕННОГО ученого совета был разослан его участникам немедленно по окончании совета. Кто угодно мог отдать его любому изданию для публикации. Все эти дни люди очень напряженно и коллективно думали, как будет лучше. Лучше НЕ ВЫШЛО. Но то, что вы пишете, звучит как упрек в трусости. Вот уж точно НЕ ПО АДРЕСУ. (...) И думаю, хватит на этом. Я же говорю: "не так летели, не так свистели". Плохо самосожглись. Не под теми лозунгами.

Источник фото: пресс-служба Патриархии.


18 июля

Ксения Коробейникова пишет
https://t.me/courierofculture/3780


Близкий к патриарху человек из Московской патриархии объяснил мне, зачем нужна была «Троица»:
«Настоял Святейший. История — более, чем политическая. В обмен на поддержку спецоперации восстанавливается византийский статус лояльного патриарха. Он теперь может давать указания чиновникам, как и сам император. В Галерею был спущен «приказ». Тут же доложили, что всё сделано. Святейший даже не заметил.

«Троица» — это повод принять новую реальность. Ещё в XIX веке разного рода патриоты обьявили её вершиной древнерусского искусства. Вот Святейший и хочет пользоваться таким символом, иметь под боком, когда надо. Вопросы пиара и идеологии — она ведь не чудотворная. В Ватикане службы проходят и с Микеланджело, и с Рафаэлем. А наш очень ревнует к блеску Рима.

Неудивительно, что Святейший не удержался и публично объявил о своей роли в истории. Церковь получила сигнал, что Патриарх теперь обладает ещё не виданным административным ресурсом.

Алексий II, не смотря на доверительные отношения с Ельциным, этого добиться не смог. Ни для кого не секрет, что нынешний Президент недолюбливает Святейшего и комфортнее себя чувствует в общении с митрополитом Тихоном (Шевкуновым), но данный факт позволит Патриарху уже открыто игнорировать синодальное (коллегиальное) управление Церковью, утверждая «папизм». Он перестаёт быть просто стилем принятия решений. Так что иконы могут быть животворящими и даже политговорящими».

На фото «53 новости» видно, что икона выглядит «забинтованной». Она приехала и экспонируется в профилактических заклейках на местах соединения досок. Это сделали после последнего расширенного реставрационного совета 15 июля. Для защиты левкаса и красочного слоя + «минимизации рисков утрат».

Источник фото: пресс-служба Патриархии. На этом снимке видны предохранительные заклейки


Пресс-служба Патриархии
http://www.patriarchia.ru/db/text/5944975.html


18 июля 2022 года, в день 600-летия обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом (...)

«Мы знаем, что преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского пойти на Куликово поле и дать там первое сражение татаро-монголам. Это было очень рискованное предприятие, как были рискованными и действия преподобного Сергия. А что, если враг вновь окажется сильнее? Что же тогда благословение преподобного, молитвы Церкви, молитвы народа нашего? Вот почему речь тогда шла не только о военной победе — речь шла о победе духа, в каком-то смысле о победе нашей веры (...) Но в наш лукавый век существует много других способов сокрушить людей, лишить их национального самосознания, лишить их веры, лишить их чувства патриотизма. Мы знаем, что сегодня многие силы работают для того, чтобы именно так воздействовать на наш народ и на нашу страну. Почему? А потому что мы продолжаем оставаться другими (...)».

19 июля

Пресс-служба Третьяковской галереи (заявление)
https://t.me/GT_Gallery/1951

Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева вернулась из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Государственную Третьяковскую Галерею в привычные и необходимые для нее условия хранения.

Сейчас ее изучают реставраторы, видимых признаков ухудшения состояния этого важнейшего произведения древнерусского искусства не выявлено.

После детального и всестороннего обследования иконы будет принято решение о сроках возвращения «Троицы» на привычное место в экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Фото: пресс-служба ГТГ


Ксения Коробейникова в своем канале
https://t.me/courierofculture/3791


несмотря на то, что приписываемая Андрею Рублеву «Троица» вернулась в Третьяковку предварительно (!) без видимых ухудшений, она уходит на полугодовое наблюдение. После, в случае удовлетворительного состояния сохранности, икону разместят в экспозиции галереи, но не раньше следующего года.

То есть из-за 1,5 дней её бессмысленного пребывания в Троице-Сергиевой лавре (прежде всего, потому что икона не является чудотворной), общественность утратила возможность видеть памятник минимум 6 месяцев.

На вопрос — как это возможно, ведь все, кто в курсе ситуации, понимали последствия — мой собеседник из Московской патриархии резюмировал: «Святейший рассчитывал на присутствие первого лица на знаменательной службе. Поскольку месяц назад пришёл однозначный отказ, была найдена равноценная замена музейного достоинства».

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Tags: 2022, иконы
Subscribe

Posts from This Journal “2022” Tag

  • 121 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestshakko.ru

July 20 2022, 12:15:12 UTC 2 months ago

  • New comment
20 июля

Глава думского комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов назвал прецедентом передачу рублевской иконы "Троица" в Троице-Сергиеву лавру и предложил обдумать механизм передачи храмам святых образов:

«Важно понимать, что иконы - это объекты поклонения, это не художественные произведения в классическом смысле. Это часть нашего религиозного мировоззрения. Вместе с тем необходимо проработать механизм постепенной передачи икон в храмы с сохранением бюджетного финансирования в рамках обеспечения условий хранения и безопасности, реставрации святынь. Если потребуется, мы готовы внести соответствующие изменения в законодательство».
  • 121 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author

Posts from This Journal “2022” Tag