Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Categories:

Ваза с картины Семирадского: вопрос национальности

Одна из картин на текущей выставке Семирадского в Третьяковке интересна своей загадочной деталью.

«Трудный выбор (женщину или вазу?»). 1887. Музей Фаберже, Санкт-Петербург. Согласно описанию на этикетке, римский патриций выбирает между покупкой рабыни и КИТАЙСКОЙ вазы.

Итак, поговорим о вазе.



Действительно ли эта ваза китайская? Интригует иконография. А на горлышке кто? Издалека вообще похоже на Дагона, но потом оказывается, что это не хвост, а верховой голубь.




Что за ваза? Откуда она в 1887 году? Новодел? Подлинник? Фантазия художника?

Я задала этот вопрос в своем фб, и в комментариях развернулось интересное обсуждение.

***

Анна Егорова, специалист по японской керамике (Музей Востока): чисто фантазийная штука: точно не Китай, и явно не Индия. Такая восточная вампука. Драконы какие-то тупорылые, пардон, на саламандр больше тянут. В Китае и ЮВА вполне узнаваемая драконья иконография, а тут и морда не вышла, и гребень, и лапы. Тут ещё дело в технике: тулово похоже на эмаль, но не перегородчатую, а расписную (ок, такое в Индии было), а горло - на слоновий бивень с инкрустацией (в Индии такое тоже было). Но чтобы вместе, да ещё и с ручками такой формы - это явная фантазия Семирадского.

Полина Коротчикова (Музей Востока): персонажи вообще из Юго-Восточной Азии. В общем,с восточным дизайном не задалось.

Я дополняю, что это, видимо, некий коллаж.

***

И тут пользователь под ником Akitsu Kitsu разгадывает ключевую тайну:
на горлышке изображен Кама-дева, индуистский бог любви. на верховом попугае, в руке сахарный тростник.



То есть хотя бы по этому признаку это точно не 100% China.



Марина Ситникова: А еще похоже на индуистского бога Вишну на его ездовом орле Гаруде - царе птиц. А в руках - флейта.



Igor Zavaruhin: Судя по слоникам и шапке ездока это может быть ближе к Тайланду. Сам дизайн тоже на этот регион больше похож. Раз Кама-дева, тогда точно в юго-восток смотреть нужно, они сочетают китайскую и индуистскую стилистику. Но раскраска очень тайская.

Татьяна Пелипейко обращает внимание на банальное хронологическое совпадение: во времена римской империи ни китайцы, ни другие азиатские страны еще не умели делать настолько высококачественное ДПИ. То, что изобразил Семирадский -- это технический уровень уже второго тысячелетия н.э.

***

А Олег Лекманов напоминает: Помните, про эту картину в «Докторе Живаго»?

  • Какое счастье! — думала Лара. Она не увидит Комаровского все то время, что они будут отрезаны от остального города! Она не может развязаться с ним благодаря матери. Она не может сказать: мама, не принимайте его. А то все откроется. Ну и что же? А зачем этого бояться? Ах, Боже, да пропади все пропадом, только бы конец. Господи, Господи, Господи! Она сейчас упадет без чувств посреди улицы от омерзения. Что она сейчас вспомнила?! Как называлась эта страшная картина с толстым римлянином в том первом отдельном кабинете, с которого все началось? «Женщина или ваза». Ну как же. Конечно. Известная картина. «Женщина или ваза». И она тогда еще не была женщиной, чтобы равняться с такой драгоценностью. Это пришло потом. Стол был так роскошно сервирован.



Tags: кусочек
Subscribe

Posts from This Journal “кусочек” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кусочек” Tag