Какого же рода был этот интерес?
***
Что именно является самым известным изображением чернокожего в русском искусстве -- точно сказать нельзя. Но я начну с того, что было им, по крайней мере, в моем окружении, когда я училась в университете -- картина Роберта Фалька его раннего, авангардистского периода.
Роберт Фальк. "Негр (артист цирка)". 1917. Национальная галерея Армении, Ереван
А теперь давайте рассмотрим историю негритянской тематики в русском искусстве по хронологическому порядку.
Картина, традиционно выдаваемая экскурсоводами (см. Довлатов) за портрет арапа Петра Великого, Абрама Петровича Ганнибала, им быть не может, потому что изображает мундир и ордена, у означенного Ганнибала никогда не имевшиеся.
Один из первых образцов -- целиком западноевропейская иконография, традиция портретов "с арапчонком" (о которой я подробно писала здесь).
К. Растрелли. Анна Иоанновна с арапчонком. 1741. ГРМ
Оригинал -- Гроот, 1743 (известно во множестве повторов). Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны с арапчонком-скороходом
Затем появляются романтические картины 1-й пол. 19 века, Для светского портрета в 19 веке арапчонок как атрибут уже был достаточно устарелым предметом, но Россия, как обычно, шла с некоторым отставанием, и поэтому этот одушевленный знак роскоши все еще встречается в картинах.
Карл Брюллов. Портрет Ю.П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. 1832—1834. Хиллвуд-музей
Карл Брюллов. Портрет Анатоля Демидова. Кристис. 1829
Хм. Похоже, что это была фишка только Карла Брюллова. Любопытно.
Карл Брюллов. Портрет детей Волконских. 1843. ГТГ
Карл Брюллов. Вирсавия. 1832. ГТГ
А, вот еще парочку других авторов нашла, но из той же компании.
Орест Кипренский. «Портрет графини Марии Александровны Потоцкой, сестры ее графини Софьи Александровны Шуваловой с мандолиной в руках и эфиопянки». 1834-6. Киевская картинная галерея
А вот это в интернетах числится как "Владимир Гау. Портрет Натальи Гончаровой-Пушкиной. 1841. ГРМ", но я думаю, что тут явная ошибка в имени модели: это не может быть вдова Пушкина, по внешности не похожа, возраст слишком молодой, да и не стали бы ей арапа на заднем плане пририсовывать, это насмешка какая-то была бы.
Обратите внимание, что арап в мундире.
Возможно, это человек, работавший на очень престижной должности Арап высочайшего двора. Любопытно, что Романовым прислуживали даже афроамериканцы.
Михаил Зичи. Передняя во дворце. 1865. Эрмитаж
Однако, как вы видите, в приведенных выше картинах арапы не являются главной темой изображения, они лишь второстепенные фигуры, которые даже можно не заметить иногда, если специально не вглядываться. Время для того, чтобы люди другой расы стали главной темой картин, наступит позже. В общем-то, и во Франции, которая тогда была самой передовой по темам, это произойдет лишь к концу 19 века. До этого во французской живописи они будут встречатся в обилии, но лишь как яркие экзотические атрибуты гаремных сценок, мускулистые слуги белокожих одалисок.
Главной темой именно портретов чернокожие модели глобально станут по алгоритму, аналогичному складыванию портретов шутов и карликов в 17 веке: художник обращает внимание на слугу, раба, обладающего очень яркой внешностью, характером. И пишет его портрет, быть может, по заказу хозяина, быть может, потому что это ему просто стало интересно. Если художник хороший, то получается круто (пример). Другой путь, менее интеллектуальный: когда иностранец обладает такой увлекательной, экзотической внешностью, что художник не может удержаться, чтобы не запечатлеть.
В России, в отличие от Парижа, такого обилия чернокожих натурщиков, не имелось, так что на карандаш они нашим художникам, скажем прямо, не напрашивались. С другой стороны, у наших и не было психологического блока насчет "гадкой" низшей расы, в отличие от западноевропейцев. Однако, чтобы увидеть такую натуру, нашему художнику в большинстве случаев требовалось покинуть зону комфорта, оказаться заграницей. Русские картины с изображениями чернокожих -- это практически всегда подчеркнутая инаковость, другой мир.
Самой ранней русской картиной такого рода, видимо, стоит считать полотно Репина. Но увы, в нем нет ничего "русского", это совершенно стандартная ориенталистическая картина во французском духе с обычными атрибутами из сувенирной лавчонки. Написана Репиным во время жизни в Париже. Впрочем, если мы вглядимся в лицо девушки, то станет полегче: в нем нет сусального любования экзотической красотой, оно весьма характерно.
И. Репин. Негритянка. 1875-6. ГРМ
И тридцать лет спустя, уже без спецэффектов.
Репин И.Е. Негритянка. 1907. Нижегородский государственный художественный музей
УПД + Поленов, тоже ранний.
В. Поленов. Египтянка. 1876. Сотбис
Критик Аполлон Матушинский писал о ней: «Негритянка изображена сидящею на земле, прислонясь спиною к стене какого-то египетского здания. Она окружена разными расписными сосудами, вероятно, выставленными для продажи. Возле нее в виде часового стоит задумчивый ибис. Если не ошибаемся, с этою самою негритянкою мы уже имели случай познакомиться на картине г. Репина <...>. Для нас гораздо интереснее вопрос, отчего оба наши даровитые художника избрали это ч*рн*м*з*е существо предметом для своих картин? Какие эстетические соображения руководили ими, когда они вздумали написать африканскую красотку?» [Упд. от 2022 года: в прилагательном гласные заменены звездочками, т.к. по решению суда оно может привести к удалению страницы].
А вот еще из 19 века, более интересное.
Кузьма Верещагин. Негр-натурщик. Этюд. 1889. Череповецкое музейное объединение
Александр Тиняков. Голова негра (этюд). Нач. 20 века. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
***
Отдельную крупную группу составляют изображения арапов и арапчонков, фактически являющиеся театральными костюмами "блэкфейс", т.е. для загримированных белых людей. Сейчас это политкорректно осуждается, но в ХХ веке было достаточно распространенным явлением. А для русского Императорского балета, в общем, и особо выбора-то и не было, чай, не в Чикаго располагался театр, неоткуда брать неславян.
Леон Бакст. Костюмы для балета "Клеопатра" (1908)
Александр Головин. Арапчонок. Эскиз костюма для I или III действия комедии Ж.Б.Мольера «Дон-Жуан». 1910.
Александр Бенуа. Эскизы костюма Арапа к балету "Петрушка". 1911, 1918
Бенуа А. Азбука в картинах Александра Бенуа. 1905
Эмиль Визель. Зарисовки к балету Петрушка.1934 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Михаил Бобышов (писала об этом забытом художнике Серебряного века тут). Арап. Эскиз костюма к балету «Эрос» на музыку П.И. Чайковского. Мариинский театр. 1914-1915 гг. Государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург.
Леон Бакст. Эскиз костюма к балету "Спящая красавица". 1922 UPD + Эрте Близок к этой орнаментальной трактовке декадент и символист Николай Калмаков, которого интересует только секс и насилие, а черная кожа -- это лишь щекочущая нервы экзотика. *** Любопытный материал дают поездки художников непосредственно на "черный континент". К. Петров-Водкин. "Африканский мальчик". 1907. Сотбис К, Петров-Водкин. Африканское дитя. 1907. Донецкий областной художественный музей К. Петров-Водкин. Негритянка. 1907. ГРМ К, Петров-Водкин. Роженица. 1909. Вероятно, уничтожена Более известна серия, выполненная Александром Яковлевым. Известна, в том числе, потому, что он выполнил какое-то совершенно невероятное количество зарисовок, и их очень много на рынке и в музеях. Выкладываю сюда лишь несколько работ. А. Яковлев. «Танец Кули-Кута, Ниамей». 1926. Сотбис Хромолитография из серии «Африканские рисунки и картины». Приложение к рекламному бюллетеню для подписки на издание: Париж, 1927 А.Яковлев. Тити и Наранге, дочери вождя Эки Бондо. 1926 Такой же "глянцевый" этнографический стиль у Серебряковой, в ее "марроканском цикле" (там много подходящих изображений, беру лишь некоторые). З. Серебрякова. Негритянские дети. 1928. ГРМ З. Серебрякова. Музыканты (араб и негр). 1928 З. Серебрякова. "Водонос". 1928. Собрание Е. Б. Серебряковой З. Серебрякова. Марроканка в белом. 1928. ГРМ З. Серебрякова. Солдат-сенегалец. 1928. Собрание Е. Б. Серебряковой З. Серебрякова. Девушка-шильх. 1932. Ч.с. З. Серебрякова. Марроканка в розовом. 1932. Собрание Е. Б. Серебряковой *** Давайте взглянем теперь на авангардистов. Наталья Гончарова. Обнаженная негритянка. 1911. ГТГ У Фалька, помимо упомянутого выше "Негра", есть и чуть более поздняя картина, изображающую Амру - девушку из смешанной русско-африканской семьи. Амра была увезена отцом в Париж и стала натурщицей, причем очень известной: позировала и Пикассо, и Матиссу. Р. Фальк. Мулатка Амра. 1918. ГРМ А. Куприн. Портрет негритянки. 1908-9. Частное собрание УПД + Натан Альтман. Негритянка (1929). Перейдем сейчас к "парижской школе", к уроженцам Российской империи, для которых Париж стал второй родиной и мастерской. Это одни из самых талантливых и сильных произведений на рассматриваемую нами тему, за счет высокого уровня художников. Характерна для них и другая черта: для Парижа 1-й пол. ХХ века африканцы, в общем-то, стали повседневностью. Их внешность, конечно, щекотала взор художников, привлекая своей яркостью, но уже не была экстраординарной, суперэкзотичной. Зато эта привычка взгляда позволяла художникам обратить внимание на другие параметры изображения. |
Мария Васильева. "Сципион-африканец". 1916. Собрание Франсуазы Ливинек, Париж.
Маревна. "Сенегальский солдат". 1936
***
Эмигранты, поселившиеся в краях со смешанным населением, по идее, должны были бы тоже писать чернокожих как яркую повседневность. Но вот полотно Фешина -- и мне кажется, тут все то же удивление от чужой эстетики, красивая картинка. (А вот в изображении американских индейцев, мне кажется, ему удалось от этого освободиться).
Н. Фешин. Негритянка с яблоком. 1923, Adkins Collection
Более поздние -- поглубже у него.
Н. Фешин. "Чернокожая танцовщица".
Н. Фешин. Каймойв (1940-е)
Известным художником стал сын Шаляпина Борис. Очень нравится мне этот его портрет, на котором изображен популярный джазовый музыкант Телониус Монк. Он станет обложкой журнала Time, но в масле выглядит круче, чем в полиграфии.
Б. Шаляпин. Thelonious Sphere Monk, 1964. NPG
Еще эмигрант, только не известный у нас: Владимир Третчиков (Vladimir Tretchikoff, 1913-2006), с родителями оказался в Харбине, а в 1946 году обосновался в ЮАР. Прославился изображениями азиатских красавиц, есть и африканские. (Вокруг него очень странная кампания раздута в интернете, пишут, что он очень знаменит и почти также успешен как Пикассо, гм).
Владимир Третчиков. Зулуска. 1959
В. Третчиков. Женщина ндебеле -1959
То же название, без даты
Swazi girl
Kwela Boy
***
Давайте посмотрим, что творилось в Советском Союзе.
Михаил Бобышов опять.
Эскиз костюмов к цирковому представлению «Пантомима». 1931 г. MacDougall's
Александр Дейнека. Негритянский концерт. 1935. ГРМ
Александр Дейнека. Юноша-негр. 1935. ГРМ
На основе рисунка мы можем сделать вывод, что Дейнека был в турпоездке.
А. Дейнека. "Негритянский бурлеск". 1935. ГРМ
В общем, это нормально: где еще наблюдать советскому художнику такую натуру? Только если они сами приедут.
Юрий Пименов. Гостья фестиваля. 1957
Юрий Пименов. "Служащий Лувра" (1958). Из серии "Рассказы о простой Европе" (сейчас на его выставке в ГТГ)
Наше время уже брать не буду.
Если у вас есть что еще интересное на примете, тащите в комментарии!
UPD:
Юрий Пименов. Подмосковная роща. 1970
Тарас Шевченко. Портрет актера Айры Олдриджа. 1858
Иллюстрация Н. Гончаровой к стихам Крученых
Константин Маковский и его, как оказалось, достаточно многочисленные (и ранние) картины, тоже путевые наблюдения, но в духе французского ориентализма гламурного.
Араб в чалме. 1882
Африканец. 1882
Этот, может, семит, непонятно.
Арабский мальчик с апельсином.
Египетский воин, 1871
Болгарские мученицы, 1877
UPD
Бурак Александр Филиппович "Мать Африки".1967- не позднее 1969. Нижнетагильский музей изобразительных искусств https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15355201
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →