UPD: много картинок поумирало, извините.
«Египетские ночи» – это единственный балет, музыку к которому создал Антон Степанович Аренский. Произошло это в 1900 г. – балет предполагалось поставить во время визита персидского шаха в Российскую империю. То, что выбор Дирекции императорских театров пал на А.Аренского, удивления не вызывает: хоть он прежде и не создавал балетной музыки, он написал немало иных произведений – романсов, фортепианных пьес, камерных и симфонических сочинений – пользовавшихся немалым успехом. Имел он опыт и в области музыкального театра: его «Сон на Волге» П.И.Чайковский называл «превосходной русской оперой», а С.Танеев – человек отнюдь не склонный к сентиментальности – признавался, что опера А.Аренского «Рафаэль» тронула его до слез… И вот теперь композитору предстояло создать балет.
В качестве литературной основы балета была выбрана новелла французского писателя-романтика Т.Готье «Ночь Клеопатры», воплощающая вечную тему любви и смерти. Либретто будущего балета разрабатывалось А.Аренским и Л.Ивановым, который должен был ставить спектакль.
Леон Бакст. Эскиз декораций к балету
Сюжет вращался вокруг легенды, сообщаемой римским историком Аврелием Виктором, о том, что знаменитая египетская царица Клеопатра могла даровать свою любовь на одну ночь – с условием, что избранник сразу после этого должен лишиться жизни. В сюжете балета это происходит с молодым египтянином Амуном, который разрывается между страстью к царице и жалостью к своей невесте Беренике – но в конце концов устремляется навстречу страсти, чтобы погибнуть, утолив ее.
А жестокая царица даже не вспоминает о нем, радостно встречая Антония, победившего эфиопов…
Эта история «рассказана» А.Аренским в ясных, эмоциональных мелодиях и ярких оркестровых красках, стилизованных в ориентальном духе, с использованием нескольких подлинных восточных мелодий.
Леон Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн
Запланированная постановка в Петергофе так и не состоялась, и теперь можно только догадываться, какой она могла бы быть. По свидетельству современников, предполагалось участие в ней М.Кшесинской и Марии Петипа – дочери известного балетмейстера… Первым балетмейстером, осуществившим постановку «Египетских ночей», суждено было стать не Л.Иванову, а М.Фокину.
Леон Бакст. Эскиз костюма для "еврейского танца" в синем и золотом
Леон Бакст. Эскиз костюма для "еврейского танца с тамбурином" к балету
К 1908 г. Фокин уже успел прославиться своим хореографическим новаторством. Ирония судьбы заключалась в том, что критики, писавшие о премьере «Египетских ночей», представленных в марте 1908 г., забыв о Т.Готье, связывали сюжет балета с одноименным произведением А.С.Пушкина (в нем используется та же самая легенда о Клеопатре, но разрабатывается этот мотив несколько иначе). Костюмы и декорации, созданные специально для этого спектакля, появились лишь год спустя – до этого использовались сборные.
Л. Бакст. Эскиз костюма сирийской танцовщицы
В 1909 г. балет был представлен в Париже в «Русских сезонах». Спектакль подвергся изменениям – в партитуру были включены наряду с музыкой А.Аренского отрывки из творений А.Глазунова, А.Лядова, Н.Черепнина и Н.А.Римского-Корсакова, Береника получила имя Таор, даже заглавие стало иным – «Клеопатра».
Леон Бакст. Эскиз костюма музыканта
В хореографическом решении этого балета М.Фокин отказывается от канонов классической балетной техники и заимствует позы с древнеегипетских фресок. Это было неожиданностью для публики, новым словом в искусстве.
Современное видео
Особенно эффектно появлялась на сцене Клеопатра: на сцену выносили саркофаг, открывали его, извлекали танцовщицу, завернутую в покрывала, как мумию, а затем эту «мумию» распеленывали – и глазам зрителей представала красавица-царица в открытом одеянии и голубом парике. Придумал такое эффектное появление художник Л.Бакст, а исполняла роль Клеопатры И.Рубинштейн – то был ее дебют.
М. Фокин. 1909
Спектакль «Клеопатра» сделал ее неимоверно популярной в Париже – и после этого уже трудно было поверить, что поначалу С.Дягилев вообще не хотел брать И.Рубинштейн в труппу, она ведь не была профессиональной танцовщицей, но обучавший ее М.Фокин, поддерживаемый Л.Бакстом, на этом настоял – и не ошибся.
Выступление ее в роли Клеопатры произвело впечатление на публику даже при том, какие у нее были блистательные партнеры: роль Амуна исполнял сам М.Фокин, партию Таор – А.Павлова, раба Клеопатры – В.Нижинский, а рабыни – Т.Карсавина. «Чаровницей, гибель несущей» называл Л.Бакст Клеопатру в интерпретации И.Рубинштейн.
Ида Рубинштейн в роли Клеопатры
А.Бенуа в своей статье, посвященной «Русским сезонам», описывает триумф «Клеопатры», который – по словам художника – превосходил даже успех Ф.Шаляпина. Неоднократно во время спектакля публика разражалась такими аплодисментами, что спектакль приходилось прерывать – даже оркестранты играть прекращали.
Л. Бакст. Эскиз костюма сирийского арфиста
Леон Бакст. Эскиз костюма вакханки к греческому танцу
Михаил и Вера Фокины
Леон Бакст. Эскизы костюмов к балету
Костюм сирийской женщины
Костюм раба
=
До этого все были рисунки Бакста, а вот новая редакция 1918 года работы Сони Делоне.
Источник текста: сайт "Музыкальные сезоны" (оч. хороший)
Источник иллюстраций Википедия и сайт Национальной галереи Австралии, и его же др. стр.
***
ввожу новый тэг "балет", оказывается у меня дофига про его визуалку