Как и все "истории прараневскую" она, конечно, апокрифична. Бумажные сборники анекдотов про Раневскую и "ее" метких острот, а порой хамских и сальных, помню, были очень популярны в 1990-е - начало 2000-х годов. Они издавались в таком количестве, что возникало резонное недоумение, кто же это за ней ходил и так тщательно записывал.
Правда в данной истории, вероятно, только в том, что москвичи могли видеть картину, когда ее в 1974 году привозили в ГМИИ.
"Анекдоты от Раневской" выдумывались с нуля либо же сочинялись переиначиванием чужих историй. Более удобно.
Мне захотелось узнать, был ли исходник у истории про "Джоконду".
Оказывается, все уже выяснилось!
В 2007 году мой любимый писатель Владимир Березин задался этим же вопросом.
В комментариях ему подсказал bbb
Березин (человек-кремень) сходил ножками в библиотеку и нашел эту историю в бумажной книге, посвященной остроумию на сей раз советского поэта:
Игин И. Улыбка Светлова. Альбом. - М.: Советский художник, 1968. С.17.
"Режиссер, известный своей привеженностью к наиновейшим течениям в живописии. сказал о Сикстинской мадонне:
- Удивляюсь, - её столько столетий нахваливают, а между тем она мне не очень нравится.
- Столько столетий она нравится всему человечеству, - возразил Светлов, - что теперь имеет право выбирать, кто ЕЙ нравится".
***
Так что вот.
Не Раневская, и не Джоконда.
Но меткое слово все-таки было сказано.
Сикстинская мадонна на выставке в ГМИИ в 1955 году
UPD: sinli (в том же 2007 году) уточняет
Канонизация версии Раневская-Джоконда относится к ноябрю 1978-го, Андрей Миронов на "Творческом вечере в концертной студии "Останкино". И Раневская как острящая старуха вошла в массовое сознание после этой передачи.
UPD2: есть телезапись, как анекдот о Раневской -- и "Сикстинской мадонне" рассказывает Аркадий Райкин в художественно-документальном фильме "Аркадий Райкин" 1967 года реж. В. Катаняна https://www.youtube.com/watch?v=kNC5sdsujgM
Еще один пост Березина, продолжение:
...Там была ещё отдельная история с "Байками от Домогарова", где говорилось ""выставили "Джоконду" Рафаэля"...
...Что из этого следует? Да то, что механизм общественной мифологии работает как часы - всякое бон мо присваивается выбранной произвольным образом фигуре. Ну, ещё и то, что всегда есть иерархия картин - к чёрту слова о худжественном восприятии: мы имеем дело с лейблами. В отместку за выбор,, что делают женщины на картинах, мы тоже выбираем их, и оказывается, что "Джоконду" вполне можно заменить "Сикстинской".
А вот что пишет просвещённому человечеству romov об этой истории:
Николай Николаевич Жуков в своей книге вспоминал, как "в 1961-ом году попал в Лувр, и было ему отведено на Лувр полтора часа всего, и пошёл он к Джоконде, и всё никак дойти не мог - то на мулатку в сером сари заглядится, то на двух нелепых монахов, то - "едва успев посмотреть два-три произведения, я вдруг увидел женщину - живой шедевр портретного искусства кисти Манэ и Дега. Сила их таланта как бы соединилась и образовала такое волшебство живописи, что я не мог оторвать глаз. Это была молодая женщина лет 25, с высокой шеей, делающей осанку горделивой, с постоянно меняющейся комбинацией пластичных линий. (...) Следуя за ней, я оказался в четвёртом зале, ничего не посмотрев".
"Но вот, наконец, знаменитая "Джоконда". Вспоминаю всё, что я читал о ней, и не нахожу подтверждения. Не хочу обвинять никого в неискренности и в преувеличениях, но согласитесь с тем, что картины, так же, как и люди, имеют свою судьбу и разные доли счастья. Да простят меня все, кто будет читать эти строки, но здесь я невольно вспомнил, как один из товарищей, вернувшись из Парижа в Москву, спросил у А. М. Герасимова: "Простите моё невежество, дорогой Александр Михайлович, но я был в Лувре, смотрел знаменитую "Джоконду" Леонардо, и что-то она не произвела на меня должного впечатления". Вот что ответил тогда Герасимов: "Милый человек, сколько ж веков-то прошло, теперь уж мадонна сама выбирает, кто ей понравится"". (И дальше размышляет Жуков о том, что тайна картины погасла, "ушла за обратную сторону холста")" Н. Н. Жуков Из записных книжек... - М.: Советская Россия, 1976. - 160 с. (п) 75000 экз..
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Bestnict46
January 4 2021, 17:28:31 UTC 3 years ago
Фраза «…может сама выбирать» появилась в печати в 1967 г., и именно в связи с Джокондой: «Один умный человек сказал o Джоконде, что она восхищала своей бессмертной красотой стольких людей, что теперь она уже может сама выбирать, кому нравиться, а кому не нравиться. В такой же мере это можно отнести и к “Мадонне Литта”». — Татьяна Тэсс в статье «С экрана говорит жизнь», по поводу знаменитого документального фильма Павла Когана «Взгляните на лицо» (посетители Эрмитажа смотрят «Мадонну Литта»). — «Искусство кино», 1967, № 2, с. 27.
Версию с Раневской приводил знакомый с ней В. Катанян, правда, по рассказу Райкина: «Снимая фильм о Райкине [а это 1967 год], я включил в картину его рассказ о Раневской, который с тех пор стал широко известен: «Когда привезли в Москву «Сикстинскую мадонну», ее пришли смотреть чиновники из Министерства культуры. Один из них и скажи: «А, знаете, на меня она не производит такого уж впечатления…» Фаина Раневская, стоявшая неподалеку, заметила: «Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет!» («Прикосновение к идолам», 1997).
Так что авторство остается проблемой.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →