Люнеты, которые он успел создать, очень любопытно разглядывать: поскольку они предназначались для музея искусств, в них изображены знаменитые художники, причем трактованные в некоторых случаях аллегорически. А в некоторых -- вполне прямо.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2c/Hans_Makart_-_Hans_Holbein_the_Younger_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Hans_Makart_-_Hans_Holbein_the_Younger_-_Google_Art_Project.jpg)
Отгадывать, что использовано в качестве рефов, очень любопытно.
Альбрехт Дюрер
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/98/Hans_Makart_-_Albrecht_D%C3%BCrer_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Hans_Makart_-_Albrecht_D%C3%BCrer_-_Google_Art_Project.jpg)
Для мужской фигуры здесь использован знаменитый дюреровский автопортрет. А вот с женской -- забавно. Это очевидно -- Мадонна. Но только Дюрер таких не писал! У нее идеально правильные, скульптурные черты лица. А Дюрер любил таких, готических, настоящих реальных женщин.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3c/Albrecht_D%C3%BCrer_025_crop.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/58/D%C3%BCrer%2C_Albrecht_-_Maria_mit_Kind_%28Madonna_mit_der_Birnenschnitte%29_-_1512.jpg)
Рафаэль
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/59/Hans_Makart_-_Raphael_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Hans_Makart_-_Raphael_-_Google_Art_Project.jpg)
В женской фигуре соединены две картины -- из одной поза, из другой колорит. Лицо, впрочем, недостаточно круглое (в 19 веке это уже немодно).
Рафаэль. "Мадонна Лореттская" (1509), "Донна Велата" (1512-1515), "Автопортрет", 1504-6
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/30/Rapha%C3%ABl_-_La_Madone_de_Lorette_-_Google_Art_Project.jpg/752px-Rapha%C3%ABl_-_La_Madone_de_Lorette_-_Google_Art_Project.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0d/La_velada%2C_por_Rafael.jpg/596px-La_velada%2C_por_Rafael.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f6/Raffaello_Sanzio.jpg/751px-Raffaello_Sanzio.jpg)
Аллегория божественной и профанной живописи
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d7/Hans_Makart_-_Allegory_of_Religious_and_Profane_Painting_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Hans_Makart_-_Allegory_of_Religious_and_Profane_Painting_-_Google_Art_Project.jpg)
Это панно -- тоже про Рафаэля.
Слева - "Сикстинская мадонна", справа -- "Галатея" его же кисти.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d4/RAFAEL_-_Madonna_Sixtina_%28Gem%C3%A4ldegalerie_Alter_Meister%2C_Dresden%2C_1513-14._%C3%93leo_sobre_lienzo%2C_265_x_196_cm%29FXD.jpg/747px-RAFAEL_-_Madonna_Sixtina_%28Gem%C3%A4ldegalerie_Alter_Meister%2C_Dresden%2C_1513-14._%C3%93leo_sobre_lienzo%2C_265_x_196_cm%29FXD.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/61/Raphael_Galatea.jpg)
Аллегория закона и правды изображения
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/78/Hans_Makart_-_Allegory_of_the_Law_and_Truth_of_Representation_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Hans_Makart_-_Allegory_of_the_Law_and_Truth_of_Representation_-_Google_Art_Project.jpg)
А эта картинка -- не про конкретного художника. Аллегорическая фигура (Афина? без шлема, но с фигуркой Ники в руке), держит инструмент для рисования, рядом чистый холст. Слева -- мальчик с полированным щитом, в котором все отражается. Быть может, мораль в том, что отражение-то отражением, но в кривой поверхности щита реальность искажается? Не понимаю.
(В другом месте написано, что это аллегория Скульптуры).
В реальности, кстати, эти люнеты выглядят вот так, не порассматриваешь в деталях.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2050353/2050353_600.jpg)
Простенки ниже расписывал Климт, на этом фото видно, что к ним подводили леса для посетителей, для рассматривания. Климтовские, пожалуй, стоит отдельно выложить, но потом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2050265/2050265_600.jpg)
Всего их 12 штук, на каждой стене по три.
Антонис ван Дейк
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/02/Hans_Makart_-_Anthony_van_Dyck_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Hans_Makart_-_Anthony_van_Dyck_-_Google_Art_Project.jpg)
У ван Дейка много Страстей Христовых (но любим мы его отнюдь не за них теперь, не то, что раньше).
Антонис ван Дейк. "Оплакивание Христа" (1635). Королев. муз. из. иск. (Антверпен)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6b/Bewening_van_Christus%2C_Anthony_van_Dyck%2C_%281635%29%2C_Koninklijk_Museum_voor_Schone_Kunsten_Antwerpen%2C_404.jpg/1280px-Bewening_van_Christus%2C_Anthony_van_Dyck%2C_%281635%29%2C_Koninklijk_Museum_voor_Schone_Kunsten_Antwerpen%2C_404.jpg)
А вот лицо художника, на мой взгляд, не очень получилось. Автопортретов его сохранилось много, и на них он все-таки Арамис, а не Портос.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f2/AnthonyvandyckselfportraitFXD.jpg/1254px-AnthonyvandyckselfportraitFXD.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3f/Van_Dyck_-_SELF_PORTRAIT.jpg/1024px-Van_Dyck_-_SELF_PORTRAIT.jpg)
Еще есть версия, что это Мурильо. Серьезно?
Мурильо. "Автопортрет", ок. 1660
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b5/Autorretrato_de_Murillo.jpg/925px-Autorretrato_de_Murillo.jpg)
Диего Веласкес
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/21/Hans_Makart_-_Diego_Vel%C3%A1zquez_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Hans_Makart_-_Diego_Vel%C3%A1zquez_-_Google_Art_Project.jpg)
Этот художник еще более кривой, и "щитодержатели" к его творчеству никакого отношения не имеют.
Диего Веласкес. "Автопортрет" (до 1660)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/69/Vel%C3%A1zquez_Self-portrait.jpg/703px-Vel%C3%A1zquez_Self-portrait.jpg)
Рембрандт
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/53/Hans_Makart_-_Rembrandt_Harmenszoon_van_Rijn_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Hans_Makart_-_Rembrandt_Harmenszoon_van_Rijn_-_Google_Art_Project.jpg)
Автопортрет воспроизведен нормально, а вот щитодержатели опять, как и в случае с Веласкесом, ни к чему.
Гольбейн
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2c/Hans_Makart_-_Hans_Holbein_the_Younger_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Hans_Makart_-_Hans_Holbein_the_Younger_-_Google_Art_Project.jpg)
Автопортретов Гольбейна под рукой у Макарта видимо не имелось (и хорошо, потому что он не умеет их использовать). Впрочем, шляпа наводит на подозрение, что он-таки видел малоизвестный рисунок.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1f/Holbein-self1.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/df/Hans_Holbein_d._J._-_Self-Portrait_-_WGA11609.jpg)
А вот девочка вполне тюдоровская, если не считать того, что тогда таких безумных декольте не носили, сие дань моде 19 века. Ну и мимики, конечно, такой не носили тогда.
Гольбейн. "Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии", 1536-7
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/14/Hans_Holbein_the_Younger_-_Jane_Seymour%2C_Queen_of_England_-_Google_Art_Project.jpg/636px-Hans_Holbein_the_Younger_-_Jane_Seymour%2C_Queen_of_England_-_Google_Art_Project.jpg)
Леонардо да Винчи
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/66/Hans_Makart_-_Leonardo_da_Vinci_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Hans_Makart_-_Leonardo_da_Vinci_-_Google_Art_Project.jpg)
Леонардо тут относительно каноничный, а вот к барышне у меня вопросы: обнаженных теток в его творчестве всего одна штучка, и та не лежащая, а стоящая. Непонятно, зачем выбран этот мотив.
Картина "Леда и лебедь" работы Леонардо была утрачена. Копия ученика Франческо Мельци
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a0/Leda_Melzi_Uffizi.jpg/610px-Leda_Melzi_Uffizi.jpg)
Микеланджело
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/70/Hans_Makart_-_Michelangelo_Buonarroti_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Hans_Makart_-_Michelangelo_Buonarroti_-_Google_Art_Project.jpg)
А вот это намного лучше уже. Микеланджело, правда, тоже кривоват (зато кепочка ему пририсована подходящая к Ренессансу).
Портрет Микеланджело кисти Даниэле да Вольтерра (фрагмент), ок. 1544
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5e/Miguel_%C3%81ngel%2C_por_Daniele_da_Volterra_%28detalle%29.jpg/663px-Miguel_%C3%81ngel%2C_por_Daniele_da_Volterra_%28detalle%29.jpg)
А вот спина правильная, это намек и на микеланджеловскую Гробницу Медичи, и на Сотворение Адама, только только тут Адам развернут к своему создателю-художнику.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4c/%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F._-_panoramio_%2860%29.jpg/1280px-%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F._-_panoramio_%2860%29.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d3/Michelangelo_Buonarroti_017.jpg/950px-Michelangelo_Buonarroti_017.jpg)
Тициан
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/33/Hans_Makart_-_Titian_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Hans_Makart_-_Titian_-_Google_Art_Project.jpg)
Забавно сравнивать, как при очевидном подражании стилю и колориту мастеров 16 века, этот Макарт не способен написать женское тело столь же живым, дышащим, аппетитным, как это делали они. Его ню получаются ритмическими стилизациями женщины, а не женщинами настоящими.
Тициан, "Автопортрет", 1550, "Венера с зеркалом" 1655
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7a/Titian_Self_Portrait.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c8/Titian_Venus_Mirror_%28furs%29.jpg/854px-Titian_Venus_Mirror_%28furs%29.jpg)
Рубенс
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/27/Hans_Makart_-_Peter_Paul_Rubens_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Hans_Makart_-_Peter_Paul_Rubens_-_Google_Art_Project.jpg)
Рубенс стандартненький, в шляпе
Рубенс. "Автопортрет", 1623
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/db/Rubens_Self-portrait_1623.jpg/746px-Rubens_Self-portrait_1623.jpg)
А вот женскую фигуру проанализировать интересно: на первый взгляд это вполне себе рубенсовская вальяжность, однако все то, что и нам сегодня кажется слишком бодипозитивным (целлюлит, складочки), в 19 веке тоже уже смущало и убрано прочь. Женщина пышна, но гладка. Макияж тоже 19 века.
***
В общем, забавно анализировать. Некоторые художники прошлого Макарта явно дико вдохновили. А о других он как будто вообще ничего не знал -- хотя как можно не знать ничего о Веласкесе и тем более Рембрандте? Но вот, налицо такое слепое пятно. (Список фамилий ему явно выдали заказчики, а вот дальше он сам импровизировал).
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →