Фернан Кормон. Скитания Каина с семьей. 1880. Орсе
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/03/Cormon%2C_Fernand_-_Cain_flying_before_Jehovah%27s_Curse.jpg/1280px-Cormon%2C_Fernand_-_Cain_flying_before_Jehovah%27s_Curse.jpg)
Чем вызван такой странный выбор темы для картины?
Оказалось, что художник написал это полотно по мотивам стихотворения Виктора Гюго "Совесть":
Собрав всклокоченных детей, одетых в шкуры,
Сквозь бурю и грозу, косматый и понурый,
Брел Каин, трепеща пред гневом Иеговы.
Когда спустилась ночь на скалы и на рвы,
Остановился он над пропастью у края.
Жена и сыновья, без сил, изнемогая,
Сказали: «Ляжем здесь на землю и уснем».
Он не уснул: сидел и думал об одном.
Вдруг, голову подняв, раскрытое широко
Он в небе гробовом, во тьме, увидел око,
Что зорко на него глядело между скал.
«Мы мало отошли», — он, задрожав, сказал.
И, растолкав детей, подняв жену седую,
Он вновь пустился в путь сквозь темноту ночную.
Бежал он тридцать дней и столько же ночей,
Без сна, без отдыха, гоня жену, детей,
Не смея посмотреть назад, дрожа от шума,
Таясь и крадучись. И вот пред ним угрюмо
Простерся океан. Промолвил Каин: «Тут
Мы остановимся; тут мы найдем приют,
Здесь край земли; ничьей мы здесь не встретим мести».
Присев, он увидал опять, на том же месте,
Все тот же зоркий глаз в суровых небесах.
И черным трепетом в него ударил страх.
«О! Спрячьте же меня!» — он завопил. И дети
Глядят отец дрожит, как зверь, попавший в сети.
Он крикнул Явелю, отцу племен степных,
Что меж песков живут в палатках шерстяных:
«Здесь, с этой стороны, меня прикрой палаткой!»
И дети облекли его стеною шаткой,
Прижав ее концы камнями и свинцом.
«Теперь исчезло все?» — склонясь к нему лицом,
Спросила Цилла. «Нет! — ответил он сурово
Прекрасной внучке. — Нет! Меня он мучит снова!»
Ювал, отец племен, живущих в городах,
Придумавших игру на гуслях и рожках,
Сказал: «Я за стеной его укрыть сумею».
И стену медную воздвигли, и за нею
Лег Каин и сказал: «Он все-таки глядит!»
Сказал Енох: «Тогда возьмемся за гранит,
И город выстроим в кольце высоких башен,
Чтоб всех отпугивал, чтоб черен был и страшен,
Построим цитадель, закрыв навеки вход».
Отец всех кузнецов, сам Тувалкаин, — тот
Построил грозный град, чудовищный, громадный.
Пока работал он, другие братья жадно
Ловили всех, кого родил Енос иль Сиф,
И отпускали их живыми, ослепив;
И стрелы по ночам пускали в купол звездный.
И город стал похож на город адской бездны:
Взамен степных шатров сложен гранитный склеп,
И глыбы связаны кольцом железных скреп;
От тени черных стен ночь залегла в просторы;
Строй башен поднялся, огромных, точно горы;
И надпись выбили: «Для бога вход закрыт».
Когда закончили крепленье глыб и плит,
Был Каин помещен средь келии гранитной,
Но дик был вид его. «Исчез ли ненасытный
Тот глаз?» — спросила дочь, припав к его ногам.
И Каин отвечал: «Нет, он все время там!»
Потом он стал кричать: «Копайте подземелье!
Укрыться я хочу навек в подземной келье!
Незримым стать для всех и видеть только мрак!»
И яму вырыли, и Каин подал знак,
Что рад он, и его в провал спустили темный.
Когда ж простерся он, косматый и огромный,
И каменный затвор над входом загремел, —
Глаз был в могиле той и на него глядел.
(Перевод Г. Шенгели)
***
Оказалось, Фернан Кормон (1845-1924) вообще отличался специфическим выбором сюжетом для исторических картин.
Например, вот внезапно -- сцена из "Рамаяны".
Смерть Раваны. 1875
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b9/Fernand_CORMON_-_La_Mort_de_Ravana_-_Mus%C3%A9e_des_Augustins_-_2004_1_139.jpg)
Но вот, впрочем, и типичные ориенталистские сценки, которые в 19 веке обеспечивали французских художников хлебом с маслом и икрой.
Гарем
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d3/Cormon_Fernand_Le_harem_Oil_On_Canvas.jpg/1236px-Cormon_Fernand_Le_harem_Oil_On_Canvas.jpg)
Отвергнутая фаворитка
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1a/Fernand_Cormon_-_La_Favorite_D%C3%A9chue.jpg)
Убийство в серале
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fb/Murder_in_the_Seraglio_by_Fernand_Cormon_%281874%29.jpg/1280px-Murder_in_the_Seraglio_by_Fernand_Cormon_%281874%29.jpg)
Любопытно, что в его мастерской Париже, где он преподавал, училось много русских -- Виктор Борисов-Мусатов, Николай Рерих, Эмиль Визель, Констатин Кузнецов и др.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →