О нем известно крайне мало: звали его Колантонио, и он жил и работал в Неаполе примерно в 1420—1460 годах. Картин от него осталось немного, но они очаровательны.
Вот совершенно чудесная (и написанная, между прочим, маслом).
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9c/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_00_tra_beati_della_galleria_cini.jpg/1280px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_00_tra_beati_della_galleria_cini.jpg)
Колантонио. "Св. Иероним в своей келье". 1444. Музей Каподимонте, Италия.
Интересней всего в ней разглядывать детали.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b0/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_29_topino.jpg/1280px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_29_topino.jpg)
Надо иметь в виду, что это по-русски картины подобной иконографии называют "...в келье". На Западе же пишут честно "study, cabinet". И рисуют работника умственного труда св. Иеронима, человека, который перевел, между прочим, на латынь одну толстющую книжку под названием Библия, в совершенно нормальном рабочем кабинете, какие бывали у гуманитариев той эпохи, когда жил художник, со всеми необходимыми для удобной работы вещицами.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3e/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_02%2C3.jpg/1280px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_02%2C3.jpg)
Изучая картины с изображением святых Иеронимах в рабочих кабинетах можно понять, как выглядели продвинутые и крайне необходимые гаджеты того времени.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/38/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_11.jpg/1280px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_11.jpg)
Жанр "натюрморт" в 15 веке, напомню, еще не изобрели (не солидно было картины на такую "чепуху" тратить), но изобретательные художники, любившие Вещи, наполняли религиозную живопись маленькими и прекрасными натюрмортиками. Вот это -- чистой воды "обманка", которая в самостоятельном, отдельном виде появится намного позже.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/ba/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_03_lettere.jpg/1280px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_03_lettere.jpg)
Специалисты по медиевистике, ау, прочитите нам текст. Здесь явно написано что-то совершенно различимое для грамотных.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e1/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_04_iscrizione.jpg/1280px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_04_iscrizione.jpg)
Интересно разглядывать ранние модификации дизайна тех везей, которыми мы пользуемся и сегодня. (Что за штука над ножжницами -- не знаю).
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/66/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_12_forbici_e_lettere.jpg/1280px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_12_forbici_e_lettere.jpg)
Картина написана столь великолепно, что одно время ее приписывали ван Эйку, хотя как ее занесло в Неаполь бы в таком случае...
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cc/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_13_clessidra.jpg/1280px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_13_clessidra.jpg)
Напомню, что св. Иероним, по основной своей профессии, не только святой покровитель переводчиков; был у него и "офицерский чин" в католической иерархии. То бишь, кардинальский сан. Атрибутами этой должности является красная шапка, мантия, пояс (и туфельки). Но св. Иероним в полном парадном облачении на картинах появляется редко. Обычно он бросает униформу где-нибудь в углу (если дело происходит на природе, вообще в лужу может бросить). А сам в рабочем халате, рясе то есть. В общем, если видите на картине обычного монаха, а красная шляпа в углу -- знайте, не простой это монах.
На этой картине очень красиво и подробно написаны завязочки с кисточками для шляпы, их редко изображают отдельно.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/55/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_06_cappello_cardinalizio.jpg/982px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_06_cappello_cardinalizio.jpg)
Это Библия, над которой он сейчас работает?
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/27/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_15_libro.jpg/1280px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_15_libro.jpg)
Слева спинка полукруглого кресла-трона святого. Это наследие римских времен: кажется, единственная деталь, которая показывает, что художник помнит -- святой не его современник, а человек 5 века н.э. Такой трон художник мог видеть в итальянских церквях. А русским они знакомы по иконам византийской иконографии: на них сажают Марию или Иисуса.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/84/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_28_lettera_con_sigillo.jpg/1278px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_28_lettera_con_sigillo.jpg)
Очевидно, и в те времена полезные книги никто не содержал в идеальном орднунге. Приятно почувствовать свое родство с великими, хотя бы в этом!
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a2/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_17%2C1.jpg/1280px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_17%2C1.jpg)
На картине, кстати, изображен сюжет из жития святого: он вытаскивает занозу из лапки своего друга-льва.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c4/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_17%2C0.jpg/1280px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_17%2C0.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3b/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_24_spina_nella_zampa.jpg/682px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_24_spina_nella_zampa.jpg)
Что валяется в углу, за крупом льва?
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_25.jpg/614px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_25.jpg)
Лицо самого святого, на фоне всех этих роскошных деталей, кстати, не так уж и интересно.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/58/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_26.jpg/682px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_26.jpg)
Например, вот таких деталей (а трон из слоновой кости небось, цены немалой).
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b0/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_29_topino.jpg/1280px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_29_topino.jpg)
А теперь откройте картинку по клику в новом окне и поползайте по ней взглядом, в поисках того, что сейчас видели на фрагментах. Это кайф!
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9c/Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_00_tra_beati_della_galleria_cini.jpg/1280px-Colantonio%2C_san_girolamo_nello_studio%2C_1445-50_ca._%28capodimonte%29_00_tra_beati_della_galleria_cini.jpg)
Моя благодарность за эту фотосъемку итальянскому википедисту Sailko, настоящему подвижнику музейного фотографирования.
Best
filin
March 26 2020, 21:59:50 UTC 4 years ago
Удалившегося в Халкидскую пустыню,
Был в его рабочем кабинете
Лев, лежащий в глубине пещеры возле письменного стола.
Это было необходимо.
И когда у блаженного Иеронима
телефон трещал,
бренчал и верещал,
Лев рычал,
Чтоб телефон замолчал.
(Леонид Мартынов, 1979)