«Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?». Кадр из советского мультфильма
Это будет, наверное, одно из самых небольших «писем» в данной серии. Но уж больно удачный, хотя и предельно наивный вопрос задал один комментатор, удивившийся, когда я написал, что соревнование в «вещизме» (погоне за вещами) в позднем СССР было на самом деле в определяющей степени не погоней за вещами, а погоней за «понтами». То есть за нематериальными благами, но намертво связанными со статусом их обладателя среди других людей. Он написал: «А много ли было таких «понторезов»? Разве большинство не думало просто о том, чтобы выглядеть красиво?» Мой ответ: «Выглядеть красиво» — то есть более красиво, чем другие, и стремление к «понтам» — это суть одно и то же. Насытить это стремление невозможно, так как оно принципиально неутолимо. То есть можно насытить отдельного человека, который добьётся того, что получит долгожданный положительный ответ на свой сакраментальный вопрос: «Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» — но от этого непременно станут чуть голоднее окружающие. Этот голод ненасыщаемый. Как в известном отрывке из советской литературы и из фильма «Шумный день» (1960) по пьесе Розова «В поисках радости» (который я в этой серии уже приводил). Героиня мечтательно говорит: — Когда мы заведём всё... — Ты никогда не заведешь всё, — резко возражает другая. — Почему это? — Потому что ты — прорва!( Collapse )
Посмертне життя Марусі Чурай стає все цікавішим. Дослідник Василь Кобилюх (той, який довів, що слово Атлантида означає «тривале терпіння білих» і взагалі це Карпати) твердив, що батько, Гордій Чурай, «послав її у Ляйпціґ здобувати вищу музичну освіту. Провчилася тільки два роки, бо тата поляки забили у Польщі, куди він поїхав за наказом гетьмана із відповідним завданням».
Собака-пожарный терпеливо ждёт сигнала тревоги. Нью-Йорк, 1943 год. В пожарных машинах тридцатых годов было предусмотрено специальное место для служебных псов
Наступил конец недели, и у меня пришла пора разговора по душам о сложившейся ситуации со всех сторон - про политику, про экономику, про неясную смерть Старовойта, про оборону несчастной Курской области и т.д. и т.п. Садимся поближе к мониторам, готовим вопросы. Начало в 20.30 на моем канале в Ютубе! До скорой встречи!
Крапивное заговенье - заговенье не крапиву. Про морковкино все знают, а это только что узнали в дзене. После Петра и Павла крапивные щи не варят. Она уже и так давно не та, но кто знает, с голоду... Кроме того, крапиву собирают и сушат вениками, она очень полезная, волосы полоскать после мытья. Наверно, еще польза есть, посмотреть поленились. И так еле ползаешь, компьютер вот тоже не спешит. В букеты крапива не годится, вянет по дороге.
«Это отличная сделка»: Трамп договорился с Ираном об отказе от ядерной бомбы в обмен на водородную.
Президент США Дональд Трамп заявил, что принудил Иран к отказу от ядерного оружия. Американская и иранская делегации провели тайные переговоры в Женеве и согласовали условия новой сделки.
Для тех, кто хочет потреблять творчество более крупными кусками - выдаю на пробу суммарно первые три главы моего нового романа "В шкуре Путина". Из более обширного куска текста можно, думаю, сделать заключение, насколько интересен замысел и как хорошо пишет автор. Пробуйте, друзья!
ВСТУПЛЕНИЕ Инсургенты в Москве - 2026 На Таганке было неспокойно. Улицы были заблокированы, какие-то группы людей бестолково передвигались по Таганской площади, как кони по полю, а со стороны улицы Солженицына выходили железные ряды экипированных как космонавты отряды правительственных карателей. Андрей возле продовольственного магазина занимал позицию возле импровизированной баррикады, построенной, видимо, без особого плана его друзьями-студентами МИФИ, и крепко сжимал в руке монтировку, которую он давеча прихватил из брошенных Жигулей, пристально вглядываясь в то, как у метро Таганская кольцевая строились слегка потрепанные, но полные решимости каратели. - Михалыч, булыжники собирай! – заорал, не поворачиваясь, Андрей. – Тварей надо мочить по их шлемам поганым! Вооружаемся! - Хорошо, - степенно сказал, поправляя очки, Михалыч, в миру Сергей Михайлович Потапов, ведущий специалист в МИФИ на кафедре ядерной физики, въедливый и вредный препод, ненавидимый многими студентами. – Булыжники нужны. Но где ж я их вам возьму, товарищ дорогой? Мы же на Таганской площади, а не на берегу моря! - Работайте! – нервно заорал Андрей. – Мы ж не сможем сопротивляться голыми руками! Гвардейцы сейчас попрут, а мы с чем их встретим?? Мостовую расковыривайте! - Да нигде ни одного камешка! – возразила Анька с той же кафедры, сверкая распахнутой кофточкой, рискованно раскрывающей ее весьма неслабый бюст. Аня увязалась за Андреем с утра, на сборе восставших у площади Восстания. – Это же Таганка, а не Красная площадь. Асфальт кругом, а не брусчатка!
- Что ж, тогда просто встанем все рядом, будем держаться друг друга! Нельзя их пропустить к Шоссе Энтузиастов! Там у нас штаб восстания. Михалыч, Анька, вставайте возле меня! Повстанцы построились вокруг Андрея. Они выстроились перед баррикадой нестройной цепочкой, прикрывая ее собой, и сцепившись локтями, надеясь, видимо, что надвигающимся «космонавтам» не удастся их разорвать и расцепить. Андрей давно стал членом нового «антипутинского фронта» - еще со студенческих времен, и, в общем, был замечен – его даже сделали звеньевым. Он уже не раз дрался на митингах с «космонавтами», сам писал антипутинские листовки и последнее время не ночевал дома, резонно опасаясь ареста. Мама плакала, но понимала, что ее сын – герой, и поэтому только просила его звонить почаще. Свою девушку – ту самую грудастую Аньку – Андрей нашел прямо в своей студенческой группе, где она была всего лишь второй представительницей женского пола. Товарищи Андрея по курсу не очень жаловали Аню из-за ее действительно массивной нижней челюсти, придававшей ей на вид яркое сходство с лошадью, что наравне с некоторым косоглазием отпугивало потенциальных кавалеров – даже при наличии действительно выдающейся груди. Однако Андрей все-таки сошелся с Аней – во-первых, потому что считал себя выше слишком большого упора на внешность при поиске боевой подруги, а во-вторых – Анна явно сама выбрала Андрея в качестве своего спутника жизни и с первого курса ходила за ним буквально по пятам, таскала ему бутерброды из буфета и смеялась любым его шуткам. Конечно, она сразу же пошла следом за ним в «Антипутинский фронт» и даже приняла участие в нескольких митингах, где уже и вступала в драку с сексотами из «России молодой», буквально грудью прикрывая Андрея и распихивая нападающих. Сейчас они опять стояли плечом к плечу, готовясь к атаке путинской гвардии в прозрачных шлемах – когда к повстанцам, задыхаясь на ходу, подбежала бабушка-пенсионерка. Андрей насторожился – к пенсионерам доверия было мало, многие из них наивно и предательски выступали за Путина, считая его главным человеком, от которого зависит то, что им вообще государство еще платит какие-то пенсии. Сам Андрей уже устал доказывать бабулям, что именно Путин отобрал у них пенсии и поднял им пенсионный возраст! ( Collapse )
Не понимая, что происходит, Андрей выкатился из ванной и отправился на кухню, где ловкая домработница уже поджарила яичницу и налила кружку чая. - Давай, уминай! То есть тьфу, извольте завтракать, господин президент! – сказала она, бросив украдкой взгляд на Людмилу, которая смотрела на все происходящее с видом полного безразличия. - А вам, Людмила Александровна? – умильно спросила домработница. – Может быть, тоже яишенки? - Да нет, спасибо, - ответила та. – Я уже поела. У церкви в кафе…. Когда утром пошла. - Вот, Владимир Владимирович! Вы все утро продрыхли, а супружница-то ваша – всё успела! И к духовнику сходила, и позавтракала! ( Collapse )
София Насырова (1944 г.р.). «— Чуть-чуть великоваты, но зато же фирма!»
Среди более чем 1200 комментариев к публикации о джинсах и прочих понтах в СССР есть некоторые любопытные с исторической точки зрения.
Андрей Домбровский: «В СССР и свои джинсы шили и за границей закупали. И качеством, несравнимым с современным тряпьем из вторсырья. Только советским папуасам не джинсы были нужны, а этикетки, лейблы. Вот это серьёзное упущение советской легкой промышленности. Не реагировали гибко на потребительский спрос. Штамповали бы иноземные лейблы десятками миллионов на все виды одежды, включая семейные трусы, портянки, ватники и треухи, дефицит бы мигом пропал. Впрочем, папуасия неистребима. Нашла бы себе другие стеклянные бусы и погремушки. Собирали бы по помойкам бутылки и пробки от иностранного пива, бумажные обёртки от иностранных сигарет и презервативов. Любой иностранный мусор, на который можно камлать. Недавно один такой папуас с высшим университетским образованием возмущался в комментариях к статье об СССР, что все годы учебы проходил с одним пакетом мальборо вместо сумки. Бесплатно учили в университете, стипендию платили, а ему полиэтилена с наклейкой не хватало. Ну не дурак ли. Преклонение перед Западом и всем, что с ним связано, наследство РИ. Дворянская знать была западноориентирована ещё со времён Петра I, который прорубил окно в сияющую великолепием Европу из древней, «почвенной», живущей по заветам старины Руси. Во многих странах, например, в Китае, Северной Корее, нет ничего подобного. Посмотрите на нашу нынешнюю элитку, которая также преклоняется перед всем западным. Натуральные папуасы».( Collapse )
По-моему, прекрасные передачи Псоя Короленко про знаменитые песни прошлого века: https://arzamas.academy/podcasts/336/1 - с их разными версиями, переделками, исотчниками и еще многим интересным.
«Я на Пасхе девять тысяч проиграл в железку — глазом не моргнул». (пьеса М. Горького «Старик», 1915). Откуда взялось название карточной игры железка?
Железка — разновидность карточной игры баккара (внятного изложения правил я не сумел найти и отличий железки от просто баккары, но, как я понял, в железке игроки становятся банкометами по очереди). Ее русское название произошло от разговорного железка'железная дорога', часто встречавшегося в конце XIX —начале XX века (“На железку я его провожал, чемоданчик это, подушки — все это в пролетку я ему выносил” А. И. Левитов «Счастливые люди» ), но попадающегося и сейчас.
Источником русского названия стало французское chemin de fer 'железная дорога', 'карточная игра железка'. Мне удалось найти две разумные версии, объясняющие это название. В книге Жана Кинола «Nouvelle académie des jeux, contenant un dictionnaire des jeux anciens, le nouveau jeu de croquet, le bésigue chinois et une étude sur les jeux et paris de courses» (1893) говорится, что название отражает сравнительную динамичность игры. Партия в железку проходила быстрее, чем в предшествующую разновидность баккары, как железная дорога быстрее конного дилижанса.
Согласно другой версии, игра возникла из-за особого приспособления, используемого при игре (на фото). По-французски оно называется sabotбуквально 'деревянный башмак'. «Я сяду, если удастся, напротив Намбера. Перед ним будет стоять сабо с шестью хорошо тасованными колодами. Какие-либо манипуляции с колодами невозможны. Карты тасует крупье, снимает кто-нибудь из играющих, в сабо их кладут на глазах у всего стола» (Ян Флеминг Казино «Руаяль», не знаю переводчика). Карты “едут” в сабо, как пассажиры в вагоне.
Любопытно, что в Trésor de la langue française informatisé сообщается, что в значении карточной игры chemin de fer впервые встречается в 1866 году, причем оно выглядело как chemin de fer russe'русская железная дорога'. Подозреваю, что это случай вроде Russian Mountains и Les Montagnes Russes'аттракцион «американские горки»', когда русским называется объект, прямого отношения к России не имеющий. В России игра железка появляется несколько позже, чем во Франции. Одно из самых ранних русских упоминаний игры в железку относится к 1906 году: «В ночь на вчерашнее число по распоряжению градоначальника представитель полиции явился в два клуба: общественное собрание и артистический и прекратил азартную игру в «железку». «Русское слово».
Всемирный день шоколада отмечается 11 июля. Пожалуй, сейчас никто не откажется от этой сладости. Но сладко ли жили россияне до его появления у нас? Оказывается, сладкоежки и тогда не унывали. Десерты готовили из того, что было под рукой, – вишня, мёд, яблоки, травы, печка да терпение. И получалось так вкусно, что даже Пушкин облизывался.
Портрет из Национального музея Швеции, ранее считавшийся изображением Цецилии Шведской, маркграфини Баден-Родемахернской (1540-1627). На картине изображена молодая женщина, одетая по моде первой четверти XVII века, когда Цецилия уже была вдовой преклонного возраста. Неудивительно, что сейчас эта атрибуция признана неверной.