Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Кто, возможно, владел этим списком Казанской иконы до 2002 года?

UPD на 21.50

Итак, подытожим события дня.
Дико интересный сериал.


а) С утра появилась новость, что в Патриархии найдена "явленная" Казанская икона, украденная в 1904 году, разрубленная топором и сожженная в печке (или похищенная старообрядцами, но это не точно).

б) Потом оказалось, что журналисты неправильно поняли словеса Патриархии, и на самом деле, по словам патриарха, найдена не "явленная", а ее "московский список", тоже украденный, но уже в 1918 году, из Казанского собора на Кр. пл, связанный с именами Минина и Пожарского.

в) После этого мне в личные сообщения написали сразу несколько людей, связанных с московским антикварным рынком и иконами, сообщив, что, по любопытному совпадению, в 2002 году некий список Казанской подарил предыдущему патриарху реставратор и коллекционер Сергей Воробьев.

г) Патриархия публикует крупное фото своей находки. Люди находят крупное фото иконы из семьи Воробьевых (далеко не ходили -- есть в Православной энциклопедии). Бинго.

д) Размеры иконы, украденной в 1918 г.: 27,3×24,5 см либо 27,8×24 см. Размеры иконы из семьи Воробьевых, согласно экспертизе Чугреевой -- 26,7х22,3 см (ошибка, на которую любезно указали тут), на самом деле 29× 23.7 см.

е) текущая новость: "Обретенная чудотворная Казанская икона Божией Матери возвращена Святейшим Патриархом Кириллом на свое историческое место — в Казанский собор на Красной площади".

UPD на следующий день: часть 3-я.


___________________________________

ИСХОДНЫЙ ПОСТ  17:55 мск


Сначала, вчитавшись в словеса, мы выяснили, что Патриархия нашла не первообраз, украденный в 1904 году, а список. По версии РПЦ, московский список князя Пожарского, украденный в 1918 году.

Вот фото обретенной иконы и версия насчет фамилии "искусствоведа", вернувшего ее в храм (согласно речи Кирилла):

1) Новообретенная. Источник: сайт Патриархии.
2) Список из семьи Воробьевых. Источник: Православная энциклопедия


20231104-PAL04036-1520.jpg


Интересная новая информация относительно иконы Казанской Божьей Матери.

Мне сообщают, что московских кругах знатоков иконописи и антиквариата хорошо известно, что некая Казанская икона 16 века долгое время находилась в частном собрании семьи Воробьевых. Ее представитель, Сергей Николаевич Воробьев – коллекционер, художник и реставратор (1949 – 2022), установил, что принадлежавший ему список иконы —  один из древнейших сохранившихся. В 2002 он подарил его патриарху Алексию (ум. 2008).

Быть может, в своей речи патриарх Кирилл имеет в виду именно этого искусствоведа, как сохранившего список Пожарского.

***

Более того, список из семьи Воробьевых опубликован в Православной энциклопедии, статья про Казанскую:

"Списки явленной К. и. в XVI в. были распространены, но ныне встречаются достаточно редко. Один из них, 80-90-х гг. XVI в., передан в 2002 г. в дар РПЦ МП московским коллекционером С. Н. Воробьёвым (Чугреева. «Державная Заступница». 2003. Ил. 3 на с. 7)."

А вот мне прислали совместное фото Сергея Воробьева и патриарха Алексия в момент дарения этого списка.




Как выглядел московский список, украденный в 1918 году, известно по дореволюционному фото.
На нем она покрыта поздними записями. Новые владельцы, разумеется, их могли смыть, для возвращения иконе первозданного облика.



Также известны размеры исчезнувшего московского списка: "Известны 2 варианта ее размера: 27,3×24,5 см (61/8×51/2 вершка) (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 2782. Л. 14 - Опись церковнаго и ризничнаго имущества Московскаго Казанскаго, что близ Воскресенских ворот, собора. 50-е гг. XIX в.) и 27,8×24 см (61/4×53/8 вершка) (Покровский. 1904. С. 284)"

Обратите внимание, что список из семьи Воробьевых был опубликован и в статье Чугреевой, и в Православной энциклопедии (том 2012 года), но версий о его тождестве исчезнувшей иконе 1918 года на основании, как минимум, одинаковых размеров, вроде бы не появлялось тогда.

В идеале надо найти статью Чугреевой 2003 года и посмотреть, указала ли она там размеры Воробьевского списка.
Визуально, говорят, список Воробьевых сделан с явленной иконы (исчезла в 1904 году), а не с московского (это надо уточнять).

UPD: прислали экспертизу Чугреевой на список семьи Воробьевых, т.е. подробное её описание.

"Икона представляет собой близкий список с явленного в 1579 г. в Казани чудотворного образа Богородицы. Об этом говорит иконография иконы: Богоматерь склонена в молении ко Христу, рук Ее не видно. Типы ликов Богоматери и Христа «грекофильские», необыкновенно выразительные (по описаниям XIX в. явленная Казанская икона, святотатственно похищенная из Казанского девичьего монастыря в 1904 г., была письма «греческого»). Глаза Богородицы большие, их разрез напоминает форму глаз на самой ранней сохранившейся шитой пелене конца XVI в., происходящей из Казанского девичьего монастыря (хранится в Государственном объединенном Музее Татарстана). Лик Младенца Христа с высоким лбом, Христос благословляет двуперстно, что также соответствует и описанию явленной иконы, и другим ранним спискам с явленного образа. Размер иконы немного больше явленной (26,7х22,3 см). Он приближается к размеру чудотворного списка с Казанской явленной иконы (28,7х24,3 см), привезенного в 1588 г. из Казани в Романов на Волге, а затем, во время Смуты, прославившегося в Ярославле. Ярославская несохранившаяся Казанская икона могла быть подобным по письму образом, так как в Казани работали мастера и из Москвы, и из Средней Руси (Ярославская икона была выменена в Казани в лавке у иконописца). Мягкость общих цветовых отношений, тонкое письмо личного с теплым розоватым охрением по светлооливковому санкирю, легкими белильными движками и красно-коричневыми описями, общая гармоничность образа говорят о принадлежности мастера иконы к среднерусской иконописной традиции. Проникновенный образ Богородицы Казанской – один из ранних и редких дошедших до нас списков последний четверти XVI в. с явленной в Казани святыни, по которому мы можем отчасти представить себе ее утраченные черты."

фото иконы из экспертизы


_________

Добавлю сюда некролог Сергея Воробьева под кат (источник: Музей русской иконы).
[Spoiler (click to open)]

Сегодня покинул этот мир Сергей Николаевич Воробьев – коллекционер, художник и реставратор (1949 – 2022). Как и его отец, Николай Александрович Воробьев, он посвятил свою жизнь собиранию и реставрации древних икон.

Коллекция семьи Воробьевых, ставшая легендой и вдохновившая не одно поколение собирателей (среди них и директор Музея русской иконы Николай Васильевич Задорожный, и его основатель Михаил Юрьевич Абрамов), потрясала не только исключительной ценностью представленных в ней памятников, но и совершенно особым духом преклонения ее создателей перед красотой русской иконы. «Служение красоте» – такое заглавие получила выставка собрания семьи Воробьевых, которая прошла в Музее русской иконы в 2015 – 2016 годах, и эти слова очень точно описывают жизненный путь и Николая Александровича, и Сергея Николаевича.

Сергей Николаевич был одним из последних представителей уходящего поколения коллекционеров-романтиков, разыскивающих в заброшенных деревнях, церквях и на антикварных развалах «черные доски», скрывавшие под слоем потемневшей олифы и копоти шедевры национального искусства. Сам являясь талантливым художником, он преклонялся перед художественным даром древнерусских мастеров, стремясь бережно раскрыть и сохранить авторскую живопись. Он писал: «Русская икона наполнена поэзией и музыкой, и, несмотря на свою кажущуюся отстраненность от реального мира, неразрывно связана с ним. Нужно только попытаться увидеть и проникнуться гармонией и красотой живописи с ее утонченными музыкальными ритмами. Ничего случайного – все подчинено ясной, безупречной художественной логике».

Радость от соприкосновения с найденными шедеврами иконописи Сергей Николаевич стремился разделить не только с узким кругом собирателей, искусствоведов и реставраторов, но и со всеми, кто любит и ценит русскую икону. Поэтому памятники из собрания Воробьевых неоднократно занимали центральное место на выставках в государственных и частных музеях. Четырнадцать икон из собрания Воробьевых стали жемчужинами коллекции Музея русской иконы. Хранить эти памятники – огромная честь для нас.

Боль утраты друга и соратника соединяется в наших сердцах с благодарностью за то, что мы имели счастье знать его и вместе осуществить множество по-настоящему значимых проектов, служивших общей цели – сохранить и показать красоту русской иконы всем, кто хочет прикоснуться к ее удивительному миру.

Соболезнуем родным и близким и скорбим вместе со всеми, кто знал Сергея Николаевича. Царствие Небесное.



Tags: 2023, art & crime, иконы, коллекционеры
Subscribe

  • Выражение

    Еще студенткой услышала от одного преподавателя выражение относительно оч.плохого искусства "эстетический сблёв". Оно меня тогда поразило, потому…

  • Техническое задание для vip-портрета

    Утаскиваю из запрещенной социальной сети. Автор саша эрман (29 октября): К знакомой, которая пишет картины, обратились с целью создать семейный…

  • Римский император Гелиогабал и современная толерантность

    Нет, это не первоапрельская новость: Один британский музей заявляет, что он примет во внимание исследование, доказывающее, что древнеримский…

  • 90 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 90 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author

  • Выражение

    Еще студенткой услышала от одного преподавателя выражение относительно оч.плохого искусства "эстетический сблёв". Оно меня тогда поразило, потому…

  • Техническое задание для vip-портрета

    Утаскиваю из запрещенной социальной сети. Автор саша эрман (29 октября): К знакомой, которая пишет картины, обратились с целью создать семейный…

  • Римский император Гелиогабал и современная толерантность

    Нет, это не первоапрельская новость: Один британский музей заявляет, что он примет во внимание исследование, доказывающее, что древнеримский…