Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Опубликован протокол реставрационного совета Третьяковки по "Троице" Рублева (2023 год) - часть 3

ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2




Е.В. Проничева: Добрый день, уважаемые коллеги. Я вкратце, наверное, даже больше для себя подведу итог нашей сегодняшней встречи. Сегодня было названо огромное количество тех мероприятий, которые должны быть предприняты нами совместно и с представителями РПЦ, и с представителями других музеев для того, чтобы каким-то образом, даже если не быть готовыми, то постараться подготовиться к запросам, который сегодня обсуждался. И я думаю, что какую-то дорожную карту в любом случае нам необходимо будет разработать. Но для нас сейчас очень важно некое консолидированное понимание того, как мы живем в этом году, и здесь, конечно, я бы хотела нашего общего понимания того, что икона должна находиться в ближайшей перспективе в состоянии покоя и, наверное, дать возможность нам ещё изучить те последствия, к которым мы на сегодняшний день пришли в результате тех мероприятий, которые были год назад предприняты.
Я хотела бы выразить огромную благодарность Вам, отец Леонид, прежде всего, и тем коллегам, к которым я обращалась со стороны РПЦ, за поддержку и за участие в нашей сегодняшней встрече. Я бы, прежде всего хотела, чтобы наши с вами такого рода обсуждения носили регулярный характер, а не только в рамках расширенного реставрационного совета. Нам очень важно, и мне прежде всего, понять, что мы доносим, и, в том числе, как вы правильно сказали в политической плоскости, в общественном пространстве, потому что запросов со стороны широкой общественности намного больше, чем со стороны экспертного сообщества. Мы понимаем, что экспертное сообщество узкое, а это тема, которая волнует очень многих. Мы говорим о том, что в этом году мы изучаем работу, мы изучаем икону, мы стараемся сохранить её и сделать всё возможное для того, чтобы предотвратить то разрушение, которое на сегодняшний день идет. Здесь я бы хотела вашей поддержки и дальше уже в рамках какого-то общего разговора, диалога, мы будем думать каким образом будем в будущем сталкиваться с такого рода запросами и проблемами. Спасибо вам огромное что вы сегодня пришли. Коллеги, огромное вам спасибо за участие.
А.А. Горматюк: У меня есть маленькое предложение, Татьяна Семеновна. Внимательно рассматривая программу, которую предложили коллеги, я думаю, что можно ещё поставить пункт о разработке метода профилактики возможных отставаний и аварийных участков, то есть, например, то что большинство участков потребовало удаления избыточной олифы и так далее. Посмотреть, может быть, какие-то участки подобного состояния предварительно обрабатывать и вытягивать излишки вставок или каких-то элементов и смотреть - может быть, это уменьшит риски при дальнейшем бытовании иконы. То есть мне кажется, что можно как минимум поставить вопрос о разработке метода исследования таких участков и что можно с этим сделать, чтобы минимизировать риски.
Т.С.Городкова: Спасибо. Наверное, это действительно стоит сформулировать как исследование по оценке или по выработке профилактических мероприятий.
М.В. Шитов: Мы это можем обсудить после совета, поговорить пообщаться на предмет методики.
Е.В. Гладышева: Мы очень много говорили на сегодняшней встрече о том, что мы работаем в новых формах и ищем каких-то выходов из ситуации, мы говорили про страховку, мы говорили про возможный запрос, на который мы должны будем ответить определенным образом. Скажите, пожалуйста, а у меня вот такой вопрос: ели мы ищем новых форм работы, если мы помним о традициях, что всё-таки на поклон ходили к святыне, учитывая то состояние сохранности, в котором эта святыня сейчас находится, не можем ли мы совместным образом разработать те способы поклонения ей и чествования её, и соборного моления перед ней, с тем чтобы её не носить. У нас есть храм, в котором есть соответствующий климат. В этот храм выносятся иконы на Троицу. Все помнят, что в Троице-Сергиевой лавре стоит прекрасный список – не тот про который говорили представители Рублевского музея, поздний кириковский, а тот который был создан в 1926 году гениальным реставратором Чириковым для того чтобы не вывозить икону Троицу на зарубежную выставку, ту выставку, которая была в 1928-32 году и в известной мере охранила наше драгоценное древнее наследие от разрушения, от последующей безбожной пятилетки. Эта икона вернулась с выставки, (копия, сделанная Брягиным и Чириковым) и она стоит с 1932 года в иконостасе Троицкого собора. Может быть наши усилия направить не только на то, что мы ликвидируем последствия этого выноса иконы? Может быть нам направить наши совместные усилия на то чтобы придумать новые формы поклонения этой святыне, учитывая её древность и важность?
Отец Николай: 20 век конечно многое изменил и в течении всего 20 века большинство русских людей молились перед фотографиями, перед репродукциями, перед картинками, вырезанными из журналов, газет. Так что это повсеместно делалось и делается.
Е.В. Гладышева: Нет, я не про это. Может быть, стоит всё-таки подумать о том, чтобы в этой ситуации, когда перед нами святыня, которую мы если переносим, то подвергаем её сохранность риску. Может быть в этой ситуации мы можем думать о том, чтобы не выносить её, а с тем чтобы так как согласно традиции, собственно делалось по отношению к большим святыням, чтобы люди шли к ней на поклон? Спасибо.
Т.С.Городкова: Напомню большую дискуссию по поводу запроса о вывозе «Троицы» на богослужение в Троицкий собор Лавры в 2007-2008 годах. В результате этой дискуссии тогда «Троица» не была выдана из музея. Были достигнуты договоренности о том, что этого не произойдет. По распоряжению 1993 года Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина, вопрос об использовании в богослужебных целях икон «Троицы» и «Владимирской Божией Матери», находящихся в фондовой коллекции Государственной Третьяковской галереи, был решен на государственном уровне поручением о создании витринных комплексов и нашем храме Николая Святителя в Толмачах. Где по сей день пребывает постоянно Владимирская икона. Что касается «Троицы», то на протяжении многих лет, на праздник Троицы, во вторую стационарно установленную витрину, которая там смонтирована, соединена со всеми инженерными системами Третьяковской галереи мы выносили икону на праздничное богослужение, и она там находилась в течении трех дней. В этом году мы этого не делаем потому, что икона нуждается в реставрации и, к нашему великому сожалению, к нашей большой печали, мы не сможем этого сделать.
Государственный Эрмитаж: Добрый день, уважаемые коллеги. Ну, тут уже всё сказано, я буду, наверное, краток. Но мы поддерживаем решение о невозможности перемещения этого памятника и в дальнейшем может быть включении в тот список невыездных икон, о котором ранее шла речь.
Т.С. Городкова: Нам надо завершать нашу работу. Кто-то ещё хочет сказать? Тогда мы оперативно готовим решение Реставрационного Совета, с поручением реставраторам Третьяковской галереи осуществить реставрационные работы, используя разработанную и уже применявшуюся методику. Кроме того, в решении будет отражено, что Реставрационный Совет и приглашенные участники единодушно и категорически заявляют о невозможности выдачи иконы «Троица» на богослужение с учетом её сложного состояния. Мы все подготовим и вам всем разошлем для того, чтобы вы могли дополнить, либо внести свои предложения. Предложение отца Леонида об инициировании процесса создания перечня памятников с особым статусом, который не позволяет их перемещать, нам глубоко импонирует. Мы ранее тоже формулировали необходимость такого обращения и в Союз музеев Российской Федерации, и в Министерство Культуры. Возможно, Вы соответственно обратитесь к Святейшему Патриарху за поддержкой, чтобы сформировать такой список. Он не будет очень большим - мы понимаем, что речь идёт о каких-то уникальных, древних и очень хрупких памятниках, судьба которых всех волнует. И в нашей Церкви, и в музейном сообществе у нас единая позиция – мы хотим, чтобы эти памятники жили очень долго, чтобы они были доступны и для внимания всех посетителей музея, и для молитвенного поклонения в течении долгих лет, столько, сколько будет им отпущено. А мы со своей стороны заверяем вас, что коллектив Третьяковской галереи сделает всё возможное, всё что зависит от нас для того, чтобы бережно заботиться о тех памятниках, которых нам доверено в оперативном управлении Государственной Третьяковской галереи. Спасибо.
Протоирей Леонид Калинин: Позвольте тоже поблагодарить вас и реставраторов, и всех, кто так неравнодушно относится к национальной святыне, не только российского, но и общемирового значения. Поэтому конечно поднятые вопросы нужно будет сформулировать в ясные четкие действия, которые должны быть произведены, соответственно ожидать что это будет поддержано руководством страны и Церкви, и всем нашим обществом, потому что это в общих интересах, здесь у нас нет баррикад, нет противостояний, не должно быть по крайней мере. Если же они возникают, их надо снимать потому что вопросы, связанные с технологиями, с наукой – это конечно компетенция профессионалов, и это все уважают и понимают. Ну и вопросы связанные с состоянием общества, с духовными аспектами это компетенция Церкви, у которой тоже есть определенный авторитет и уважение. Спасибо вам огромное. Благодарю вас за приглашение.
Т.С. Городкова: Спасибо огромное за то, что вы нашли возможность и так активно участвовали в нашем заседании. Надеемся, как сказала Елена Владимировна Проничева, что эта встреча происходит не в последний раз. Надо подумать о каких-то формах, действительно на постоянной основе встречаться и обсуждать.
Протоирей Леонид Калинин: Я думаю, что Святейший Патриарх с радостью тоже примет высказанное директором пожелание. И я думаю, что экспертный совет по церковному искусству, в который кстати входят многие здесь присутствующие члены собрания, также будет активно участвовать, и мы любые вопросы можем разбирать в своих заседаниях, обсуждениях и принимать решения, которые будут действительно полезны и обществу, и церкви, и особенно тем святыням, которые переживают и должны переживать века.

Расширенный Реставрационный совет № 87 от 15 мая 2023 года постановил:

1. По итогам проведенного обсуждения развернутого доклада сотрудников отдела научной реставрации древнерусской живописи Третьяковской галереи участники Расширенного Реставрационного Совета согласились и констатировали, что:
- После вывоза иконы в Троице Сергиеву лавру на богослужение в период с 16 по 19 июля 2022 года произошла расконсервация памятника, что объективно подтверждается результатами мониторинга состояния его сохранности. Специалисты предупреждали о вероятности такого сценария до момента вывоза иконы в июле 2022 года;
- В настоящее время состояние сохранности иконы «Святая Троица» определяется специалистами как сложное и нестабильное;
- Сохраняется опасная тенденция к дальнейшему проявлению негативных изменений в состоянии сохранности иконы, что содержит прямую угрозу для существования памятника в его целостном виде;
- Документально подтверждено, что, помимо выявленных с 19 июля 2022 года 61 участка отставаний левкаса и красочного слоя, в период с октября 2022 года по апрель 2023 года зафиксировано и описано еще 10 новообразовавшихся отставаний левкаса с красочным слоем;
- 5 из новообразованных разрушений требуют неотложного реставрационного укрепления;
- Ширина трещины по правому стыку досок основы, проходящей через изображение лика и фигуры правого Ангела, увеличилась.
2. Учитывая все изложенные в ходе дискуссии мнения, и в связи с обстоятельствами, изложенными в п.1 своего решения Расширенный Реставрационный Совет пришел к консолидированному заключению:

- Икона «Святая Троица» Андрея Рублёва не подлежит выдаче за пределы Третьяковской галереи на праздник Троицы 4 июня сего года из-за сложного и нестабильного состояния, а также непредсказуемости продолжающегося процесса негативных изменений. В настоящий момент икона находится в реставрационной мастерской в процессе неотложной реставрации памятника.
3. Утвердить реставрационное задание на укрепление 5-ти участков с отставаниями левкаса с красочным слоем. Выполнить работы по методике, которая была выработана в Третьяковской галерее и утверждена на Расширенном Реставрационном совете № 202 от 8 сентября 2022 года. Применение этой методики при консервации иконы «Святая Троица» имело положительный результат, что было единодушно отмечено специалистами профильных организаций.
4. Совет дал высокую оценку проделанной специалистами Третьяковской галереи исследовательской и реставрационной работы, а также проведенным мероприятиям по обеспечению сохранности древнего памятника. В дальнейшем работы по консервации и реставрации и впредь выполнять исключительно по заданию Расширенного Реставрационного совета и по методикам, утвержденным членами такого совета.
5. В настоящий момент первейшей необходимостью и проявлением подлинной ответственности за судьбу уникального памятника русской и мировой культуры является проведение консервационных мероприятий с целью стабилизировать состояние иконы – с генеральной задачей сохранить икону для будущих поколений. Подобная задача прямо отвечает интересам Русской Православной Церкви, профессионального сообщества и всего российского народа.
6. Обсуждение вопроса участия памятника в мероприятиях вне музейных условий в любой форме возможно лишь при достижении стабилизации состояния его сохранности. Любое подобное обсуждение обязано учитывать полученный в 2022 году тяжелый опыт по вывозу иконы на богослужение в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
7. Расширенный Реставрационный Совет вновь поднимает вопрос об острой потребности создании перечня памятников национального культурного наследия, в числе которых обязана присутствовать икона «Святая Троица», чье перемещение из музейных собраний должно быть запрещено. Создание условий для реализации такого перечня является государственной задачей.
Подписи присутствовавших членов Расширенного Реставрационного совета

Третья часть протокола реставрационного совета ГТГ. Лица, присутствовавшие на заседании и подписавшие протокол.

[ПОДПИСИ]

Присутствуют:
Проничева Е.В.
генеральный директор Третьяковской Галереи
Городкова Т.С.
главный хранитель Третьяковской Галереи
Карпова Т.Л.
заместитель генерального директора по научной работе Третьяковской Галереи
Приглашенные члены Расширенного Реставрационного совета:
Миндлин М.Б.
директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрей Рублёва,
член президиума Российской академии художеств
Бусева-Давыдова И.Л.
доктор искусствоведения,
действительный член (академик) Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ,
лауреат Макариевской премии,
награждена медалями Св. Благоверной княгини Ольги (от Русской Православной Церкви), Св. Катарины Кантакузины (от Сербской Православной Церкви), медалью "В память 850-летия Москвы" (от Президента РФ), Серебряной медалью Российской академии художеств, медалью ордена св. прав. Анны и орденом Св. великомученицы Анастасии Узорешительницы от Российского Императорского дома «в воздаяние заслуг в деле возрождения и сохранения исторических традиций Отечества».
Сатель Е.А.
художник-реставратор высшей категории,
руководитель секции темперной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры Российской Федерации,
начальник отдела реставрации музейных коллекций Московского
Государственного объединенного музея-заповедника
(МГОМЗ «Коломенское-Измайлово»),
почетный реставратор города Москвы,
заведующая отделением реставрации Московского академического художественного училища (МАХУ)
член Московского союза художников
Горматюк А.А.
художник-реставратор высшей категории,
кандидат искусствоведения,
заведующий научно-реставрационной мастерской «Иконотека А.Н. Овчинникова» Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ),
член Союза реставраторов России,
член Московского союза художников
Яновская Н.А.
художник-реставратор высшей категории,
член секции темперной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры России,
заведующая кафедрой реставрации Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ)
Дорохов В.Б.
инженер-реставратор высшей категории,
член секции монументальной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры России,
член секции памятников живописи, скульптуры и ДПИ научно-методического совета при Министерстве культуры России,
заведующий лабораторией климата музеев и памятников архитектуры Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР)
Труфанова О.Е.
заведующая отделом научной реставрации Центрального музея
древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва,
художник-реставратор 2 категории, доцент кафедры реставрации Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ)
Преображенский А.С.
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры Истории отечественного искусства Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ),
заместитель директора по науке, старший научный сотрудник сектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания (ГИИ),
лауреат премии Памяти митрополита Макария (Булгакова)
Юдина Е.А.
художник-реставратор высшей категории сектора реставрации живописи Музеев Московского Кремля
Черепанов С.А.
художник-реставратор 2 категории,
заведующий сектором реставрации живописи Музеев Московского Кремля
Филатов С.В.
художник-реставратор высшей категории,
кандидат искусствоведения,
почетный реставратор города Москвы,
заместитель директора по научной и реставрационной работе Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР),
член Научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры РФ,
член секции темперной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры России
Алдошина Н.Е.
заведующая реставрационной мастерской Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Алдошина А.Е.
художник-реставратор Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Протоиерей
Леонид Калинин
председатель,
член Патриаршего совета по культуре,
почетный академик Российская Академия Художеств,
член Творческого союза художников России,
член экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации
Протоиерей Николай Чернышёв
доцент кафедры иконописи Факультета церковных художеств,
член экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации.
Шеко Е.Д.
заведующая кафедрой иконописи,
доцент кафедры иконописи Православного Свято Тихоновского гуманитарного университета Факультета церковных художеств (ПСТГУ)
Неретин А.В.
художник-реставратор высшей категории станковой темперной живописи Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ им. А.С.Пушкина)
Приглашённые члены Расширенного Реставрационного совета
(присутствовали дистанционно):
Лифшиц Л.И.
заслуженный деятель искусств РФ,
доктор искусствоведения,
заведующий Сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания (ГИИ),
член президиума Научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры РФ,
член комиссии Министерства культуры по особо ценным объектам культурного наследия России,
член Комиссии Министерства культуры РФ по аттестации реставраторов,
член комиссии по взаимодействию Министерства культуры и РПЦ в области культуры.
Обладатель наград:
Медаль преподобного Сергия Радонежского за оказание помощи в деле возвращения произведений иконописи в Россию из-за рубежа.
Медаль «300-летие С-Петербурга» за участие в работе Комиссии по воссозданию Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Царском селе.
Медаль «1000-летие Казани» за содействие возвращению в Россию чтимой Иконы Богоматери Казанской.
Почетная грамота Государственного музея-заповедника «Александровская слобода» за многолетнее сотрудничество и оказание методической помощи музею.
Шалина И.А.
кандидат искусствоведения,
ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея (ГРМ),
член Санкт-Петербургского регионального отделения Национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС),
эксперт Министерства культуры
Пермяков И.Б.
реставратор высшей категории, заведующий лабораторией научной реставрации темперной живописи Государственного Эрмитажа
Гефдинг И.П.
реставратор высшей категории, лаборатории научной реставрации темперной живописи Государственного Эрмитажа
Малиновский Н.В.
реставратор высшей категории лаборатории научной реставрации темперной живописи Государственного Эрмитажа
Иванникова А.П.
старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа,
хранитель коллекции русской иконописи XVIII-начала XX века
Скутте М.А.
заведующая отделом реставрации и консервации,
художник-реставратор высшей категории станковой темперной живописи Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
(ГМИИ им. А.С.Пушкина)
Азарнина Е.В.
художник-реставратор высшей категории,
член секции темперной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры России,
заведующая отделом реставрации древнерусской живописи Государственного Русского музея (ГРМ)
Серёгина Е.И.
художник-реставратор высшей категории,
заместитель генерального директора по научной работе Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ),
член Научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры РФ,
член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви,
член секции темперной и председатель секции монументальной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры России
Сотрудники Третьяковской галереи:
Шитов М.В.
заведующий отделом научной реставрации древнерусской живописи,
художник-реставратор 1 категории,
член секции темперной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры России
Суховерков Д.Н.
художник-реставратор высшей категории отдела научной реставрации древнерусской живописи
Свердлова С.В.
художник-реставратор высшей категории,
доцент кафедры реставрации Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ),
старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства
Першина Д.С.
старший научный сотрудник,
сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР),
член секции темперной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры России
Степанов М.Г.
заместитель заведующего отделом научной реставрации древнерусской живописи
Троян Е.В.
художник-реставратор 2 категории отдела научной реставрации древнерусской живописи
Шахова Т.Ю.
художник-реставратор 2 категории отдела научной реставрации древнерусской живописи
Сауткина А.В.
художник-реставратор 3 категории отдела научной реставрации древнерусской живописи
Саенкова Е.М.
заведующая отделом древнерусского искусства,
кандидат искусствоведения
Буренкова Е.В.
заместитель заведующего отделом древнерусского искусства
Гладышева Е.В.
главный научный сотрудник отдела древнерусского искусства
Широков В.Н.
хранитель музейных предметов 1 категории отдела древнерусского искусства
Лихенко А.В.
хранитель музейных предметов отдела древнерусского искусства
Сидоренко Г.В.
главный научный сотрудник отдела древнерусского искусства
Нерсесян Л.В.
старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства
Зараменская Н.В.
старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства
Татарченко С.Н.
старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства,
кандидат искусствоведения
Ермакова Н.Н.
старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства
Самойлова Т.Е.
старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства
Першин Д.С.
старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства
Халтурин Ю.А.
заведующий отделом комплексных исследований
Григорьева Е.Р.
секретарь



Источник:
посты в фбуке в сообществе "Древняя живопись"
1-я часть https://www.facebook.com/groups/959151477437054/posts/6589966984355447/
2-я часть https://www.facebook.com/groups/959151477437054/posts/6589973164354829/
3-я часть https://www.facebook.com/groups/959151477437054/posts/6589977147687764

СКАНЫ ВЫЛОЖЕНЫ ЗДЕСЬ
Tags: 2023, троица рублева
Subscribe

Posts from This Journal “троица рублева” Tag

Comments for this post were disabled by the author