Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Опубликован протокол реставрационного совета Третьяковки по "Троице" Рублева (2023 год) - часть 1





СКАНЫ ВЫЛОЖЕНЫ ЗДЕСЬ

Протокол № 87
заседания Расширенного Реставрационного Совета
от 15 мая 2023 года


Повестка дня:
1. Актуальное состояние сохранности иконы «Святая Троица» Андрея Рублева. Доклад отдела научной реставрации древнерусской живописи (Приложение 1).
2. Утверждение реставрационного задания на консервацию левкаса с красочным слоем на пяти выявленных аварийных участках по методике, утвержденной решением Расширенного Реставрационного Совета №202 от 08.09.2022.
3. Позиция Третьяковской галереи в ответ на запрос Министерства Культуры РФ за № 2409-05-7@ от 05 мая 2023 года.
История вопроса:
На настоящий момент икона Андрея Рублева «Святая Троица» (инв.13012) находится в реставрационной мастерской Депозитария Третьяковской галереи. Проведенное плановое исследование памятника в рамках программы контроля и анализа состояния сохранности после пребывания иконы на богослужении в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры с 16 по 19 июля 2022 года выявило ряд новых серьезных проблем, являющихся следствием расконсервации древнего памятника, а именно:

- помимо имеющихся 61 участка отставаний левкаса и красочного слоя
- выявлено еще 10 новообразовавшихся отставаний левкаса с красочным слоем;
- 5 из них требуют неотложного реставрационного укрепления;
- трещина по правому стыку досок основы на изображении лика и фигуры правого Ангела увеличилась.


В рамках исследования помимо осмотра в бинокулярный микроскоп, была проведена фото-видео-микросъемка, а также 3D-сканирование, что позволило зафиксировать динамику изменений состояния сохранности
Заседание в лекционном зале открыла главный хранитель Третьяковской галереи Т.С. Городкова.
Т.С. Городковапроинформировала собравшихся о хронологии событий, начиная с заседания расширенного Реставрационного совета №202 от 8 сентября 2022 года, на котором обсуждались изменения состояния сохранности памятника после пребывания в Троицком соборе Троице Сергиевой лавры с 16 по 19 июля на праздничном богослужении, а также повестке заседания, посвященного обсуждению актуального состояния иконы «Святая Троица» Андрея Рублёва. Т.С. Городкова сообщила, что заверенная копия протокола Реставрационного совета №202 и выписка из решения этого протокола были официально направлены в Министерство культуры, которое. обладало всей полнотой информации по поводу состояния сохранности «Троицы». По решению этого реставрационного совета, была утверждена методика проведения работ по укреплению «Троицы», что и было сделано в реставрационной мастерской темперной живописи Третьяковской галереи. В октябре 2022 года памятник был перемещён в постоянную экспозицию Третьяковской галереи, где и находился там до апреля 2023 года. Мониторинг за состоянием сохранности проводился на регулярной основе в экспозиции по понедельникам. Использовались все возможные способы мониторинга при вертикальном положении икона в витрине, которую открывали. Оценивая состояние иконы, в апреле 2023 года возникла необходимость провести очередной, уже в условиях реставрационной мастерской комплекс требуемых исследований, результаты которых сегодня будут изложены Реставрационному Совету.
Т.С. Городковапригласила выступить Михаила Валерьевича Шитова - заведующего реставрационной мастерской древнерусской живописи.
М.В. Шитовнапомнил о последовательности событий в период вывоза иконы на богослужение в Троице Сергиеву лавру. Слайды иллюстрируют процесс упаковки иконы, прибытие ее в Троицкой собор, размещение непосредственно в витрине собора, в котором невозможно было соблюдать температурно-влажностный режим. Фотографии демонстрируют количество людей на богослужении, график температурно-влажностного режима с максимальными перепадами температуры и влажности с перепадами максимальных и минимальных значений от 21 до 25°, а влажности от 46 до 62. Температурно-влажностный режим во время пребывания в соборе витрины с иконой регулировался в ручном режиме проветриванием, включением/ выключением кондиционеров и ограничением по возможности доступа верующих.
По возвращении иконы в хранение Третьяковской галереи, ежедневный тщательный осмотр с помощью бинокулярного микроскопа выявил рост количества отставаний паволоки и левкаса, а также шелушений красочного слоя. На полях лузги иконы был отмечен 61 участок подвижных отставаний левкаса, пять, из которых нуждались в обязательном укреплении.

Наиболее обширный участок отставания паволоки и левкаса с красочным слоем был обнаружен 20 августа 22 года. Произошедшая расконсервация, вероятно, является следствием транспортировки и изменения температурно- влажностного режима. В ходе исследования были выявлены появившиеся шелушения красочного слоя по контуру изображения волос трёх ангелов. Участки с тенденцией к шелушению разновременных красочных слоёв по контуру волос ангелов, что было подробно зафиксировано в режиме макросъёмкой и микросъемки с помощью микроскопа.
Этот материал был представлен на заседании Расширенного Реставрационного Совета, который прошёл у нас 8 сентября 2022 года и на котором присутствовали ведущие специалисты крупнейших профильных организаций страны. По его результатама было утверждено задание на проведение консервационных и исследовательских работ на иконе Андрея Рублёва «Святая Троица» по специально разработанной и представленной методике. Содержание работ заключалось укреплении пяти участков отставания левкаса с позолотой на полях и лузги иконы. Требовалось также выполнить укрепление на аварийных участках шелушение красочного слоя по контурам изображения волос ангелов, и в период мониторинга состояния сохранности памятника обеспечить нахождение иконы в помещении и хранения древнерусского искусства в специальной витрине, с возможностью доступа для реставраторов и хранителей, постоянным контролем за ТВР. Было очевидно, что этапы динамики происходящих изменений необходимо отслеживать в течение длительного периода до достижения полной уверенности в стабилизации состояния сохранности иконы.

В разработанной методике учитывался факт избыточный насыщенности левкаса клеем, поновительской олифой и покрывными лаками. Также крайне важно было исключить следы новой консервации на поверхности иконы. Все работы проводились под бинокулярным микроскопом (слайд с видео участков укреплений). В места утрат красочного слоя через кракелюр подводился в начале этиловый спирт. После чего с помощью фильтровальной бумаги вытягивалась олифа и старый лак для повышения качества укрепления. После того, как получилось максимально вытянуть олифу, по границам кракелюра был подведён пятипроцентный осетровый рыбий клей и отставание укладывалось шпателем. Для этой операции была специально разработана и изготовлена конструкция шпателя. После укрепления, через папиросную и фильтровальную бумагу на участок ставился груз.
Укрепления шелушения красочного слоя на изображении волос ангелов (видео процесса) проводились по схожей схеме: под каждую частицу подводился этиловый спирт, без следов на поверхности. После чего был подведён двухпроцентный осетровый клей, шелушение укладывалось шпателем. Слайд микросъемки показывает результат: слева до укрепления контрольных участков шелушения, справа после укрепления.
По заданию Расширенного Реставрационного Совета №202 отделами научной реставрации и комплексных исследований были проведены исследования состояния сохранности иконы, включая исследование с помощью микроскопа, рентгенографию всей поверхности иконы фотосъёмку в различных режимах, в ИК и УФ диапазоне, микрофотосъёмка и химическое исследование методом ИК-спекторскопии и поляризационной микроскопии. Были отобраны пробы с боковых сторон, торцов, оборота иконы для изучения поновительского левкаса, авторского левкаса, стратиграфии покрывных слоёв и красочного слоя на обороте иконы.
В соответствии с Приказом по Галерее об обеспечении мониторинга за состоянием сохранности иконы Андрея Рублёва, были изготовлены новые крепления для иконы в сотрудничестве с компанией «Архив». Несмотря на решение Расширенного Реставрационного Совета №202 от 8 сентября 2022 г., в соответствии с Приказом №898 от 3.10.2022 икона «Святая Троица» была перемещена в зал № 60 постоянной экспозиции с продолжением контроля состояния сохранности в залах экспозиции на многофункциональной платформе «Орбита», оснащенной мониторами с возможностью видеозаписи и съёмки в разных режимах (слайд).
Результаты наблюдения свидетельствуют, что проведённое укрепление прошло успешно. Съёмка велась, как после укрепления, так в конце декабря 2022 г., а также в начале 2023 года. Существенным инструментом комплексного мониторинга состояния сохранности стало 3D сканирование поверхности иконы. Для доклада об этом слово предоставляется реставратору отдела Егору Владимировичу Трояну.
Е.В. Троян: Одним из методов исследования иконы стало 3D сканирование, выполненное совместно с компанией Range Vision. Метод позволяет получить проекцию иконы в виде 3D модели, которая фиксирует все неровности рельефа иконы (слайд). Периодическое 3D-сканирование поверхности позволит отслеживать изменения рельефа, замер трещин, отставание левкаса, шелушение красочного слоя (слайд). В процессе работ было выполнено два сканирования: до укрепления иконы в августе 2022 года и в декабре 2022 года, после операций по укреплению, в процессе мониторинга состояния сохранности памятника. На этом сравнительном анализе рельефа поверхности иконы в границах изображения среднего лика ангел (слайд) можно видеть, что изменения рельефа незначительны, с мелкими изменениями, что позволяет говорить о положительном результате укрепления. К примеру, участок укрепления левкаса с красочным слоем на изображении волос права Ангела представлен на макросъёмке и в 3D модели, а справа на слайде - 3D модель этого же участка до и после укрепления. Мы видим, как изменился рельеф – по результатам сравнительного анализа на 0,126 мм. На следующем слайде шелушение красочного слоя на изображении волос левого ангела представлено на фотографии и в 3D модели этого участка до укрепления и после укрепления. Сканирование позволяет получить сечение рельефа поверхности на выбранном участке. Мы видим, что два шелушения были укреплены и поверхность выровнена.
Ещё один сравнительный анализ рельефа на поверхности иконы на участке укрепления на лузге правового поля. Мы видим достаточно обширную область, в которой выявлены изменения рельефа.
Об актуальном состоянии сохранности иконы Троица расскажет Дмитрий Николаевич Суховерков.
Д.Н. Суховерков: По результатам мониторинга состояния сохранности деревянной основы иконы в первую очередь опирались на результаты сравнительного анализа микрофотографий трещины по стыку средней и правой досок, где основа имеет наибольшую чувствительность.
Для сравнения выбраны три-четыре участка этой трещины. Первоначально фотографии были выполнены в августе 2022 г. после возвращения иконы в Галерею, а в апреле уже 2023 г. сделаны контрольные фотографии замеров. По результатам сравнительного анализа трещин видно, что в настоящий момент есть подвижки основы в пределах от двух десятых до 0,05 миллиметров. Наиболее сильное движение наблюдается по краю лика Ангела с правой стороны.
Также за время мониторинга было дополнительно выявлено пять новых отставаний левкаса от основы и паволоки, а в апреле 2023 года зафиксировано еще шесть отставаний левкаса от основы.
После выставки Европа-Россия-Европа в 2007 году до сегодняшнего дня выявлены, представленные на схеме, отставания левкаса и шелушения красочного слоя (слайд). Красным цветом отмечены участки, которые в настоящий момент необходимо снова укреплять, поскольку они являются аварийными. Как видно из фотографий всех четырёх участков отставания, они чреваты утратами левкаса с красочным слоем. На видео (слайд с видео фрагментом) показана степень (высокая) подвижности этих участков.

Наиболее опасный участок с расслоением левкаса обнаружен на лузге правого поля иконы. На сравнительных фотографиях от 5 июня 2022 года по настоящее время мы видим прогрессирование этого расслоения, что еще более наглядно демонстрирует 3D сканирование, с изменениями в период с декабря 2022 года по апрель 2023. Карта глубин рельефа и фотографии в разных режимах демонстрируют, насколько этот участок уязвим.

По итогам выполненных мероприятий по мониторингу состояние сохранности иконы можно заключить, что в результате вывоза иконы в июле 2022 года произошла дестабилизация состояния сохранности памятника. Несмотря на музейные условия, в которых находится икона в настоящий момент состояние ее сохранности иконы до сих пор не стабилизировалось. Необходимо выполнить укрепление пяти участков с отставанием паволоки и левкаса с красочным слоем по утверждённой на реставрационном Совете от 8 сентября 2022 года и показавшей хороший результат методике. Необходимо продолжить мониторинг состояния сохранности иконы визуально, с применением микроскопа и других доступных технических средств фотофиксация в различных режимах, 3D сканирования. Икона должна находиться в абсолютном покое.

Т.С. Городкова предлагает присутствующим в зале и участвующим в заседании дистанционно задавать вопросы, а затем перейти к выступлениям.
Протоирей Леонид Калинин говорит о важности, в том числе, политической настоящего совещания. Первый вопрос: было ли проведено детальное обследование иконы до перевозки святыни в Свято-Троице Сергиеву лавру и после. Существует ли соответствующий протоколы?
Т.С. Городкова: Что вы называете детальным исследованием?
Протоирей Леонид Калинин: Перед тем, как вывозить икону могли быть обнаружены, допустим, какие-то отслоения левкаса, какие-то шелушения. То есть, исследование в такой же степени было или нет?
Т.С. Городкова: На наших заседаниях мы многократно говорили о том, что икона «Святая Троица» в Третьяковской галерее очень хорошо изучена и с точки зрения истории бытования памятника, и с точки зрения состояния сохранности было несколько периодов, когда использовались все соответствующие нынешнему уровню научных исследований методики, рентгенографирование, специальная съёмка, химический анализ и так далее. Накоплен огромный материал, который позволяет нам документально подтвердить состояние сохранности Троицы в разные периоды времени.
М.В. Шитов: Да, обследование перед вывозом иконы проводилось. Икона «Троица» Андрея Рублёва имеет свои особенности сохранности и эти особенности очень подробным образом нами изучены и были представлены на различных расширенных реставрационных Советах ещё, естественно, до вывоза иконы. Эти советы сопровождались подробной презентацией.
Протоирей Леонид Калинин: Я немножко по-другому ставлю вопрос. Было ли детальное обследование? Расширенный реставрационный совет - это не детальное исследование… Скажите было или нет.
Т.С. Городкова: Михаил Валерьевич уже ответил – да, было.
Протоирей Леонид Калинин: Есть протокол?
М.В. Шитов: Есть протокол с подробным описанием.
Протоирей Леонид Калинин: Мы попросим, если будет необходимо.
Т.С. Городкова: Я просто добавлю, что когда мы говорим о результатах 3D сканирования, то оно в Третьяковской галерее впервые в нашем музее применялось по отношению к «Троице» Андрея Рублёва после того, как памятник вернулся после богослужения…
Протоирей Леонид Калинин: То есть, до этого такая технология не применялась? Отставания могли возникнуть, как во время перевозки, так и в процессе пребывания, так и после возвращения, но также и до того, как все эти действия производились, поскольку до этого 3D сканирование не производились никогда?
Т.С. Городкова: 3D-сканирование - это только один из методов, который мы использовали.
Протоирей Леонид Калинин: Но опять же я задаю вопрос вот о детальном обследовании в данном случае. Вы мне отвечаете немножко по-другому.
Т.С. Городкова: Мы говорим о том, что на протяжении бытовании «Троицы» в Третьяковской галереи были разные периоды и исследования, но главное исследование - это глаза реставратора. В частности, Дмитрий Николаевич Суховерков реставратор высшей квалификации темперной живописи персонально курирует «Троицу» на протяжении многих лет, и все эти годы он глазами с помощью бинокуляра очень подробно смотрит Троицу. Поэтому мы говорим о том, что к моменту вывоза Троицы на богослужение в Троице Сергиеву лавру её состояние было стабильно. Мы это подтверждаем, в том числе, на Реставрационном Совете. У нас достаточно много материалов, которые это подтверждают. 3D сканирование мы начали использовать сейчас, и мы будем это делать – это метод новый, и он требует ещё доработок применительно к нашей практике.
Протоирей Леонид Калинин: Я прошу прощения, но, как я понял, на мой вопрос ответ отрицательный. То есть, детального обследования иконы с применением необходимым средств, которые могли бы вот эти изменения нам опровергнуть или подтвердить, не было. Был просто реставрационный совет … Я просто задаю вопрос….
Т.С. Городкова: Ваш вопрос звучал так: был ли проведены детальные исследования до вывоза иконы в 2022 году? Мы отвечаем – да.
Протоирей Леонид Калинин: Протокол существует?
Т.С. Городкова: Существует и к нему подробная презентация. Более того, к этой презентации существует огромный материал, который если понадобится мы готовы представить.
Протоирей Леонид Калинин: Тогда у меня ещё ряд вопросов: кто отвечал за транспортировку иконы? обеспечена ли было её стабильность в процессе перевозки? Если да, то кто и кем осуществлялась перевозка?
Т.С. Городкова: Транспортировка осуществлялась специализированной транспортной фирмой Арт-курьер. Они же отвечали за транспортировку по условиям договора. Они же предоставили современный климатический фургон. Лучший на сегодняшний момент, который используется для перевозки художественных ценностей. Так же был предоставлен так называемый климатический ящик. Этот музейный ящик, который, в данном случае предусматривал ещё гашение экспоната от вибрации. Так называемый варио-ящик, то есть икона была помещена в один ящик, а этот ящик размещён в другой, и таким образом в вертикальном состоянии икона транспортировалась до Сергиев Посада.
Протоирей Леонид Калинин: При перекладке иконы в какой-то новый ковчег, были ли соблюдены необходимые правила? И как они были соблюдены?
Т.С. Городкова: Была предоставлена сборная разборная выставочная витрина.
Протоирей Леонид Калинин: То есть, икона была в открытом доступе. Так получается?
Т.С. Городкова: Вы видели на презентации, что во время распаковки икона находилась в открытом виде…
Протоирей Леонид Калинин: То есть, на снимке она в витрине, но эта витрина не обеспечивала защиту температурной влажностных колебаний. Так я понимаю?
Т.С. Городкова: Это, как я уже сказала, сборно-разборная выставочная витрина, глубиной около 70 см, что составляло значительные сложности при размещении иконы. Эта витрина предполагала в своей нижней части размещение кассет с силикагелем. Это витрина с так называемым пассивным климатом. Такие витрины используются во многих музеях, в экспозиционных пространствах, которые обладают музейным климатом, но где параметры температуры и относительной влажности не поддерживаются стабильно, такого рода витрина позволяет чуть-чуть скомпенсировать эти перепады. В данном случае эта витрина размещалась пространстве храма, где как мы понимаем музейного климата нет. Поэтому то, о чём говорил Михаил Валерьевич, я могу это подтвердить, потому что я в этот момент находилась в храме. Сама процедура распаковки, перемещения и монтажа «Троицы», которая весит 25 кг на крепления и фиксация креплениями, в пространстве этой витрины - это был очень сложный процесс. Присутствовало очень много людей в храме, и на глазах у всех этих людей нужно было осуществить необходимые манипуляции с памятником, чтобы стабильно зафиксировать его в этой витрине.
Протоирей Леонид Калинин: Я задал вопрос… то есть эта витрина не обеспечивала никакой достаточной защиты и не были предусмотрены меры, чтобы её полностью защитить икону, вот в такой экстремальной ситуации. То есть, это была просто витрина с каким-то гелем, который был либо положен, либо не положен, и мы не знаем, что могло привести к тем проблемам, о которых сейчас говорят.
М.В. Шитов: Мы на этот вопрос Вам ответили.
Протоирей Леонид Калинин: То есть, это не была капсула климатическая…
Т.С. Городкова: Это не была климатическая капсула.
Протоирей Леонид Калинин: Вот, я получил ответ. Третий вопрос. Мы живём на планете Земля, у нас есть различные климатические фронта, атмосферные перепады, циклоны, антициклоны и так далее… Соответственно это влияет на температурно-влажностные режимы в помещениях и в каких-то не защищённых опять же киотах, как в данном случае. У меня вопрос такой: насколько сильно… был ли такой мониторинг вот этих атмосферных резких колебаний, когда-нибудь? Вы говорите, что так всё подробнее изучалось. Вот, Ответьте мне. Это интересно. У вас же, наверное, психометры стоят? Наверное, там температура влажность измеряется?
М.В. Шитов: Ну конечно, в истории нахождения памятника в музее было разное. Мы об этом много говорили на предыдущих расширенных реставрационных советах. Основная большая, проблема, связанная с сохранностью этого памятника, возникла в 1930-е годы. Когда было большое изменение температуры и влажности, которое произошло в результате того, что икона в двадцать девятом году поступила в музей в стабильные условия, а до этого находилось в Троице-Сергиевой Лавре в других условиях с повышенной влажностью. И тогда сотрудники музея обратили внимание на серьёзную проблему, которая является характерной особенностью данного произведения. Это трещина на между правой и средней досками, проходящая через лик правого Ангела. Тогда было обнаружено увеличение этой трещины, и была серьёзная опасность того, что будет обрушение по трещине левкаса с красочным слоем. Проблемой серьезно занимались представители разных музеев страны. Икона была помещена в специальные условия, где постепенно повышали влажность, чтобы замедлить движение досок основы. Были приняты решения по консервации этой основы, предлагались различные способы укрепления досок основы, как известные тогда, так и используемые и сейчас, и, на мой взгляд, приняли, наверное, очень правильное решение не делать никаких радикальных методов, которые в будущем могли бы привести к новым проблемам. Учитывая крайне ветхое состояние памятника, фактически было сделано следующее: были продезинфицированы трещины с обороты иконы, через лицевую сторону была введена глютень. Это воска-смоляная мастика, английский метод, который использовался в тот момент во многих европейских музеях. Была подрезана третья шпонка, которая выдавливала эту доску, и таким образом состояние стабилизировали и постепенно привели икону к музейной влажности. Икона была законсервирована и укреплена.
Протоирей Леонид Калинин: Я немножко просто по-другому ставлю вопрос. Почему-то вы всё время пытаетесь мне более подробно ответить на то, что я не спрашиваю. Насколько сильно отличались колебания ТВР от природных? Был ли такой мониторинг, были вот такие кривые когда-нибудь где-то в музейных залах, при других каких-то транспортировках при перевозке в реставрационную мастерскую или нет?
Т.С. Городкова: Нет, таких колебаний нет,
Протоирей Леонид Калинин: То есть, это уникальные колебания впервые в истории зафиксированы. Понятно. Я получил ответ.
М.Б. Миндлин: Ну не за историю, а за последние 10-20 лет.
Т.С. Городкова: Мы можем говорить об истории бытования иконы в Третьяковской галереи с 1929 года. О проблеме тридцатых годов, когда икона после длительного пребывания в монастыре, где влажность имеет другие, характеристики. И мы знаем, что стена собора промерзала, а значит влажность могла доходить до 70%. Вот этот период тридцатых годов – это время, когда нужно было как-то акклиматизировать памятник в музейном пространстве.
М.В. Шитов: Коллеги подробно изучали, какова влажность в соборе в двадцатые годы. Эти колебания задокументированы, в домузейной истории. Мы, наверное, можем говорить о том, что именно в тот момент происходили самые серьёзные изменения по температуре и влажности, в которых находилось икона.
Протоирей Леонид Калинин: Спасибо, ещё у меня тогда вопрос четвёртый. Отличается ли показанные реставрационный процесс укрепления отставания левкаса, шелушений и прочего от такого же процесса, при других изменениях или каких-то ещё воздействиях на иконы, или это штатные реставрационные процессы? Есть принципиальные какие-то новые технологии, которые вы применили?
М.В. Шитов: Я не случайно сфокусировал внимание на той методике, которую мы представляли. Дело в том, что в данном случае мы консервацию проводили под бинокулярным микроскопом и были вынуждены выгонять олифу и покрывных слоёв из кракелюра иконы. Вот это в этом случае, да, нам пришлось применять что-то новое.
Протоирей Леонид Калинин: Спасибо тогда у меня вот все, после всего этого я получил достаточно исчерпывающие ответы. Спасибо большое, но у меня тогда возникает последний вопрос: Почему контейнер для экспонирования иконы не имел необходимой защиты от колебаний ТВР, и кто несёт за это персональную ответственность?
Т.С. Городкова: Ну это вопрос не к Третьяковской галерее.
Протоирей Леонид Калинин: Тогда его надо задать тем, кто отвечал за это. Давайте это сделаем, наверное, в этом и есть смысл нашего сегодняшнего собрания. Спасибо.
Е.М. Саенкова: Спасибо, отец Леонид, что вы заново поднимаете этот вопрос. По поводу документации, если нужно, Мы готовы в любой момент предоставить ее (по дням). Хотела пояснить: реставрационные советы - это не просто собрание коллег, реставрационный совет всегда должен изучать и смотреть те материалы, которые мы готовим. У нас есть два издания книги по «Троице», где все результаты исследований представлены, и на основании этих исследований, когда мы понимали, что будет запрос от Святейшего о выдаче иконы у нас было совещание в стенах Лавры. Мы говорили Владыке Фоме, что в настоящий момент в музеях страны нет соответствующих условий и нет соответствующего оборудования, которое могло бы обезопасить икону от такой транспортировки. Присутствовали неизвестные нам представители РЖД, которые рассказывали о том, что мы ничего не понимаем в технологиях, что такие технологии есть (это со стороны было Лавры). Есть уникальные способы перевозки различных жидких веществ, не будем говорить для чего они предназначены… И что в кратчайший срок они готовы сделать такую витрину. У нас потом была встреча в Министерстве культуры, где мы говорили, что музей не даёт гарантий сохранности памятника. Мы давали все параметры, никакого сокрытия материала и препятствия узнать, как хранятся у нас иконы. Как мы видим возможные витрины, которые бы обезопасили памятник, мы не чинили ни одной стороне. Однако, в итоге это от нас не зависит. Мы говорили о том, что тот срок, который был представлен - невозможно ни найти, ни создать необходимое оборудование.
Мы государственные сотрудники, поэтому вопрос о персональной ответственности - давайте зададим тому, кто сделал этот запрос и кто игнорирует постоянно наши выкладки, наши просьбы. Когда есть возможность - у нас замечательный пример постоянный выдачи иконы Богоматерь Донская. Мы же знаем, что за стоит за упреком музейщикам. Этот шлейф за нами, хранителями «Троицы», идёт в течение многих десятилетий. Давайте это отбросим. Давайте говорить, как профессионалы, которым государство поручило сохранить не только для нас святыню. Как мне говорил Владыка Фома: «Вы же дали такую радость». Я говорю: «Да сейчас радость, завтра радость, а чего будут радоваться наши потомки?». Поэтому о персональной ответственности... простите, это не к нам. Мы постоянно объясняем, что возможно. С иконой Богоматерь Донская - возможно, и мы всегда готовы идти на контакт. В случае, если невозможно - когда были ремонтные работы в Донском монастыре - молебен совершался у нас в залах. И мы просили в этом случае присутствовать желающих помолиться в нашем храме или в наших залах. Молиться, простите, можно в стенах Третьяковской галереи.
Протоирей Леонид Калинин: Спасибо за совершенно понятный мне ответ. Я тут не ищу персонально, кого надо расстрелять, как это делали в определённые годы, но сейчас другое время, и поэтому у меня вопрос такой. А в чем тогда принципиальная разница между предоставлением Донской иконы и иконы Святой Троицы? Есть ли это разница? В чём она заключается? В чём была совершена ошибка? Да, может быть руководством, может быть, руководство приняло решение, которые были недостаточно подготовлены нами. Может быть, мы неправильно проинформировали Святейшего Патриарха, скажем, о том, что абсолютно не существует киота, обеспечивающего необходимое условие хранения иконы. Вот я вспоминаю, например, перенесение Владимирской иконы когда-то в Сретенский Монастырь это, по-моему, ещё девяностые годы было. Там был бронированный киот. Там были огромные средства всякие применены. Почему сейчас этого не было сделано? Как могло совершиться такое упущение, которое, как я вижу, и явилось причиной определённых, очень важных нарушений в состоянии иконы. Давайте тогда подумаем. В чем принципиальная разница, я ещё раз вот этот вопрос задам, между Донской и Троицей?
Е.М. Саенкова: Отец Леонид: В чем тогда принципиальная разница между больным и здоровым человеком?
М.Б. Миндлин: Уважаемые коллеги, мне кажется, что наша дискуссия сегодня носит несколько непродуктивный характер. Мы же собрались не для разбора полётов. В чём причина ухудшегося состояния памятника? Это, конечно дело исследования специалистами…. Зачем нам сейчас этим заниматься? Насколько я понимаю, мы сейчас должны говорить о том, что нужно сделать в случае необходимости перемещения памятника, а не тратить время на взаимные претензии, выяснения, кто прав, кто виноват. Дело в том, что рублёвская «Троица» - это же не только предмет религиозного… уникальный чрезвычайно, значимый предмет религиозного культа. На мой взгляд, сегодня, это некий символ России в определённой степени сопоставимый с флагом России, с гимном России и является общенациональным достоянием. И наша с вами задача, в любых условиях, насколько это возможно, обеспечить сохранность этого символа, этого уникального памятника. Поэтому, мне кажется, мы сейчас должны говорить о том, что любое перемещение этого памятника чрезвычайно нежелательно, но если есть непреодолимая, необходимость его перемещения, то мы должны решить, что делать в таком случае. Насколько я понимаю, мы должны предусмотреть гипотетическую необходимость перемещения памятника в другое пространство.
А.С. Преображенский: А где собственно постановка вопроса?
М.Б. Миндлин: Ну может быть, может быть вы скажете тогда…
Протоирей Леонид Калинин: Михаил Борисович, вы знаете, мне, кажется, Вы очень правильно грамотно поставили вопрос, потому что наше сегодняшнее собрание отнюдь не приведёт к тому, что никогда «Троицу» никуда вывозить не будут. Если будет политические решения принято руководством, то вы сделаете, как говорится, под козырёк и вывезите. И никуда никто не денется.
Т.С. Городкова: Как в том году
Протоирей Леонид Калинин: Да, но так делать нельзя. Вы оказались не подготовлены к такому решению. Надо помочь Третьяковке. Выделить дополнительный бюджет, сделать нормальный совершенно перевозной киот, который бы обеспечивал полностью температурного влажностные режимы. Не вот в таком знаете состоянии витрины, а в состоянии нормальной капсулы. Это первое, потом у нас такие капсулы есть. У нас прекрасно эта работа ведётся в музеях Московского Кремля – посмотрите, какие капсулы сделаны в соборе Василия Блаженного. Прекрасные, современные, российского производства, у нас здесь делались. Ознакомьтесь с опытом коллег. И вы тогда сможете принять такие решения, которые позволят в исключительных случаях… никто не говорит, что каждый год начнёт возить икону.
Из зала- ПОКА!
Протоирей Леонид Калинин: Нет никто этого не говорит. Вы знаете, я вам скажу честно, но Церковь раньше, может быть, воспринималось, как какая-то тёмная, отсталая страшная сила, которая хочет всё разрушить… мракобесие и так далее. Нет, сейчас всё это по-другому мы имеем такой же образование, как у вас, может быть, иногда где-то и больше, не в этом дело. Мы вместе отвечаем за эти святыни.
Т.С. Городкова: Мне очень не хочется, чтобы наш расширенный реставрационный совет перешёл в формат, так сказать, вопрос-ответ. Здесь присутствует очень много реставраторов, которые увидели презентацию с актуальным состоянием. Мы хотели бы вернуться к проблематике. Вы абсолютно правы в отношении запросов и «возможности» вывоза. Третьяковская галерея несколько дней назад, пока мы готовились к этому совету получила письмо из Министерства культуры, в котором нас попросили сформулировать свою позицию по поводу вывоза «Троицы» на богослужении на день Троицы в Троице Сергиеву лавру и попросили подготовить ответ. Мы такой ответ подготовили, и к письму было приложено обращение Святейшего Патриарха на имя Ольги Борисовны Любимовой. Поэтому не могу не сказать о том многочасовом совещании в Лавре с Владыкой Фомой, представителями РЖД… и, вот здесь присутствует Виктор Борисович Дорохов - известный специалист по музейной климатологии, он очень хорошо знает и представляет ситуацию в действующих храмах Российской Федерации и в монастырях. Он тоже был на этой встрече. Когда представитель РЖД сказал, «ну вот вы тут говорите про риски вибрации (дорога до Сергиев Посада 100 км от центра Москвы), вы нам скажите, какой уровень вибрации допустимым для «Троицы», а мы всё сделаем». Виктор Борисович сказал тогда: «а мы не знаем, какой уровень вибрации допустим для «Троицы». Кто такие исследования проводил? Если их проводить - это огромная научно-исследовательская работа. А что будет выступать макетом Троицы? В реальности же получилось, что на «Троице» мы поставили некий эксперимент. Мы предупреждали о рисках: это связано и с транспортировкой, и с нахождением в действующем храме, и со сложностью создания тех условий. Мы говорили о том, что «Троица» нуждается в абсолютном покое. И вот этот экспериментальный вывоз в прошлом году на 3 дня сейчас имеет результат. Мы поставили эксперимент - получили ответ. Транспортировка, упаковка, манипуляции физические с этим древним памятником, который находятся в очень ветхом нестабильном состоянии, сквозная трещина - мы говорим об этом уже не один год, и вы все с нами абсолютно соглашаетесь. Мы предупреждали о рисках и, к нашему великому сожалению, были правы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТУТ

Источник:
посты в фбуке в сообществе "Древняя живопись"
Tags: 2023, троица рублева
Subscribe

Posts from This Journal “троица рублева” Tag

Comments for this post were disabled by the author