Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Как проходили коронации в Великобритании: смотрим картины и рисунки

Завтра, в субботу 6 мая, в Лондоне будет коронован новый король, Карл III, бывший принц Чарльз. Церемония будет совмещать древние традиции и современность. Про новшества нам обильно расскажет пресса, мы же тут занимаемся повышением нашего образовательного уровня, поэтому давайте взглянем на традиции -- что рассказывают о коронациях на Британских островах произведения искусства на протяжении веков и даже тысячелетий.

Фон у большинства этих произведений -- от средневековых миниатюр до постановочных фотографий будет однообразненький. Ибо с 1066 года королей Британии делают королями официально в одном и том же месте -- Вестминстерском аббатстве. А в этом интерьере, как вы понимаете, редизайны случаются не часто....




Пойдем в обратном порядке вглубь веков.

Елизавета II (2 июня 1953 года)

К 1950-м годам масляная реалистичная живопись уже благополучно скончалась, так техника позволяла делать все то же самое, но гораздо дешевле и быстрее. Поэтому, в отличие от предшественников, здесь не будет больших панорам маслом.

Официальный коронационный фотопортрет, автор -- Сесиль Битон.
Фон в виде готического интерьера аббатства и ковра -- ненастоящий, это фотозадник, на фоне которого королева позировала в студии или где-то еще там.



С консортом -- не такой удачный композиционно, главным образом из-за мантии, которую зачем-то сделали главной героиней снимка (автор тот же).



Коронация также впервые транслировалась по телевидению, о том, как этот драматический прорыв в традициях все-таки состоялся, несмотря на сопротивление реакционеров, вы можете посмотреть в сериале "Корона". Бедные Виндзоры и не подозревали, что эта телетрансляция станет началом многолетнего реалити-шоу об их жизни, которое с наслаждением будет глотать весь земной шар. (Ютуб: 2-часовая версия коронации, чб; 16 минут колоризированная версия)

Снимать вблизи, крупные планы, было запрещено, как нетактичное и наглое.
Было сделано несколько официальных цветных снимков.



Обратите внимание, что все они издалека, хорошей оптикой. И, с точки зрения композиции, с резких, нестандартных для живописи ракурсов. В дальнейшем мы увидим такие же сцены маслом, но не сверху вниз, а лицом к лицу. Хотя хоры, откуда снимали фотографы, конечно существовали со средневековья, художникам и в голову не приходило "зарисовывать с балкона" ради официальной документации торжества.



Забавно понимать, что поиски Родченко, Эйзенштейна и других авангардистов в новаторском кадрировании фотографии и раннего кино, а также распространение авиации способствовали тому, что коронацию фотографировали вот так.



А вот традиционный ракурс: торжественная поездка в собор в золоченой карете.



Больше фото коронации Е2 тут


отец её
Георг VI  (12 мая 1937)

в 1930-е годы реалистическая живопись еще пока подавала признаки жизни, поэтому в документации коронации этого монарха мы увидим работы художников. Фотография, конечно, уже тоже активно использовалась, однако она воспринималась как несолидная, недостойная применения на столь важной церемонии.

Официальный коронационный портрет написан маслом, по традициям, идущим с 16-17 веков: в рост, в парадном коронационном облачении, с регалиями на голове и в руках / лежащими рядом, на фоне положенного интерьера.
К портрету монарха парный -- его супруги.
Традиция делать парадные портреты  в честь коронации -- очень древняя, древнее, чем свадебные фоточки, но смысл тот же самый -- остановить мгновение, подчеркнуть эпохальный момент перехода в другой статус.

Худ. Джеральд Келли (1938-1945). Королевская коллекция





Вот от таких традиционных чулок нонешний король, говорят, отказался, кажется, боится показаться смешным.



Фотография тоже есть, но, конечно, пока она остается черно-белой, на настоящий "официальный" портрет она не тянет. Какая разница со снимком Елизаветы работы Сесиля Битона по впечатлению парадности.

С другой стороны, заметьте, насколько здесь лучше решена проблема мантий, "свисающих" в нашу сторону, чем на парном снимке Битона.



Для сравнения -- вот еще более лучший вариант решения этой композиционной проблемы, на фотопортрете гостей церемонии -- Джорджа и Марины Кентских. Смотрите, как полосы структурируют снимок, получилось круче гораздо.

[Фото под катом]

Телетрансляции церемонии в 1937 году, понятно дело, не было.
Однако была снята чб кинохроника, которая показывалась в кинотеатрах, как все новостные хроники того времени (Ютуб: 51 мин; цветная версия 8 мин). Смотришь эти кадры и понимаешь, насколько все-таки цвет необходим, чтобы насладиться всем этим церемониальным великолепием, унаследованным от Средневековья.

Фотография сверху опять (наверняка вниз пошлых фотографов, к графьям, попросту не пускали).



(Больше фото с коронации Г6)

В прямом эфире зато была радиотрансляция, что в тот момент было новшеством.
Вот журнальная обложка, отмечающая эту веху.

Худ. Christopher Richard Wynne Nevinson


Глаз требовал цвета, черно-белых фото не хватало, поэтому делались иллюстрации -- по методу "репортажей" 19 века.

The Illustrated London News 1937, by Henry Charles Brewer


Вот эти рисунки лучше, это то, что потом станет репортажной фотографией.



И опять карета



И вот, наконец, мы добрались до "классической" картины, изображающей коронацию: групповой парадный портрет, изображающий все детали церемонии и гостей, госзаказ, который долго утверждался и еще дольше создавался живописцем.

Фрэнк О. Сэлсбери. Коронация Георга VI (1938)


Это абсолютный канон в этом жанре: длинное полотно, изображающее интерьер, монарха, священнослужителей (проводников воли Божьей). Гости вдали, есть балкончик для барышень.

Так делал и Давид в 19 веке, и Рубенс в 17 веке. Но эта картина, кажется, будет последней, больше в ХХ веке так никто и нигде делать не будет. Иконографическая схема скончалась по естественным причинам. Кстати, торжественных коронаций больше никто не проводит в Европе, никакие другие сохранившиеся монархии, кроме Британии.

[Давид и Рубенс]

Ж.Л. Давид. «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» (1805-1807)


На картине ниже, учитывая скользские обстоятельства коронации Марии Медичи ее мужем Генрихом IV и его убийства практически назавтра, из-за чего она пришла к единоличной власти, на балкончике в центре этой сильно посмертной картины (прямо над головой Марии) изображены не барышни, а как раз будущий покойник.

П.П. Рубенс. "Коронация Марии Медичи в аббатстве Сен-Дени 13 мая 1610 года". (1622-1625)





его отец
Георг V (22 июня 1911 года)

Это была последняя коронация того старого мира, которым правили короли и императоры. Скоро грянет Империалистическая, которая всему этому положит конец. Но пока блеск и красота.

Дешевая тиражная графика, портрет короля на троне в коронационных одеяниях (The Illustrated London News Coronation Record Number).


Затем был создан его официальный портрет маслом, где он не в чулочках и Ордене Подвязки, а в обычном мундире, хотя и с мантией и короной. Более солидный облик.

Худ. Люк Филдс


Худ. Уильям Ллевеллин


Официальная фотография, расположение мантий мы одобряем.

Фото: Эмери Уолкер


Раскрашенное оно смешно выглядит.



Сама церемония.
Фотографа пустили на первый этаж!
Видимо,  в 1911 году они еще не считались пошлыми.

By John Benjamin Stone



Кинохроника тоже сохранилась (16 мин)

Иллюстрация из журнала


И вот опять документальные огромные полотна маслом, которые будут традиционными для запечатления коронаций в течение пары веков.

Тут британский художник не справляется с объемами и количеством персонажей, композиция разваливается (и сохранность плохая, все пожелтело).

Джон Генри Фредерик Бэкон. "Коронация Георга V и королевы Марии"


А этот автор -- заезжий гастролер (он и у Романовых поработал), у него получше получалось компоновать.
Впрочем, и тема чуть поуже. (И он не пытается втиснуть потолок, что уже сразу шанс на победу).

Лауриц Туксен. "Эдвард, принц Уэльский, приносит присягу своему отцу Георгу V на его коронации".


его отец
Эдуард VII (9 августа 1902)

Коронационный портрет написал тот же художник, который потом напишет его сына.

Худ. Люк Филдс


Забавно смотреть за "обратным отсчетом" развития технических средств. Это стереография (двойное фото), которая вставлялась в специальное устройство, чтобы выглядеть объемно. Некоторое время такие фотокарточки были очень популярны, потом вышли из моды.



Какая красивая правильная композиция.

W. & D. Downey. Королева Александра с пажами



Сохранилась видеохроника! (4 мин)

Коронация была невероятно роскошной и подняла экономику за счет заказов всех бесчисленных гостей и туристов очень неплохо.

Карета на стереографии


Иллюстрация.
Король входит в аббатство


А вот картины.

Традиционный каноничный подход, панорамный.

Худ. Дж. Г. Ф. Бэкон. Принесение присяги королю Эдуарду VII


Обратите внимание на то, как собор во время коронации постоянно в этих картинах окутывает золотой свет. Это не только потому, что церемонию традиционно назначают на месяцы, когда солнечная погода. Но и потому, что этот золотой свет -- символ Бога, который присутствует в храме во время церемонии миропомазания и превращения короля провозглашенного в короля настоящего, "от Бога".

Худ. Р. Дж. Хатчинсон


Опять наш залетный европейский гастролер затыкает за пояс слабеньких британцев.

Худ. Лаурец Туксен.


Худ. Л. Туксен. Коронование королевы Александры


Худ. Л. Туксен. Помазание королевы Александры


А вот что делали художники, причастные к прерафаэлитизму, в котором проблему многофигурных изображений, да еще в струящихся "средневековых" одеяниях, решали намного изящней и элегантней.

Худ. Джон Байем Листон Шоу


Худ. Эдвин Остин Эбби


***
Кроме церемонии непосредственно коронации писали еще картины, посвященные тому, как хорошо после этого попировать. Причем делали это даже совсем в поздний период.

При Елизавете

Terence Tenison Cuneo (1907–1996). The Coronation Luncheon to Her Majesty Elizabeth II in the Guildhall, London, 12 June 1953. Guildhall Art Gallery


При Георге VI

Frank O. Salisbury (1874–1962). The Coronation Luncheon at the Guildhall, London, 19 May 1937, the Toast to the King. Guildhall Art Gallery


При Георге V

Solomon Joseph Solomon (1860–1927). The Coronation Luncheon to George V and Queen Mary in the Guildhall, London, 29 June 1911. Guildhall Art Gallery


Как много получилось! И это мы еще до начала 20 века едва добрались. Впереди и Виктория, и Елизавета Тюдор!

Значит, продолжение будет завтра.
Tags: англичане
Subscribe

Posts from This Journal “англичане” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “англичане” Tag