а если бы коммунисты не прижали русский авангард, заменив его "социалистическим реализмом", то русские авангардисты бы тоже в итоге стали бы работать на режим, прямо в той же своей смелой стилистике? Не могу представить, как бы выглядели эти их "полеты фантазии", отсутствие реализма, при воспевании "сильного режима".
Мимо такого интересного вопроса я пройти не смогла!
Хоть я и не космос
(впрочем, знакомые с моим воплощением как das Ewig-Weibliche могут и не согласиться с этим отрицанием).
***
Итак, ответ на вопрос, как художники-авангардисты бы воспевали сильный режим, лежит на поверхности.
В общем, это вполне известная история. Но в другой стране.
Алессандро Брусчетти. Фашистский синтез (Sintesi Fascista). 1935. The Wolfsonian, Miami
Дело в том, что дореволюционный русский авангард очень ориентировался на авангард итальянский -- футуризм. В 1910-е итальянцы были нашим как родители, а вот к 1920-1930-м стали уже, скорее, как кузены. Но многие методы и находки очень похожи.
Развитию нашего авангарда пришел официально конец в 1932 году, когда ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», где объявили роспуск существовавших литературных и художественных групп и образование единых творческих союзов. Наступила эра соцреализма и железобетонных союзов художников.
В Италии же такого запрета не было. Дуче пришел к власти при живом короле в 1922 году и позволял монарху сидеть на престоле (последний король Италии правил до 1946 года). При этом огромное количество футуристов, будучи патриотами, приветствовали приход фашистов к власти и вступили в партию, помогали им.
Образ Муссолини постоянно возникает в их произведениях, вот с его помощью мы и получим ответ на наш вопросик.
Джерардо Доттори. Портрет дуче. Anno XI. 1933. Museo del Novecento, Milan
Обратите внимание, что основной прием -- это небо, расчерченное самолетами. Сие не просто так -- итальянский футуризм этого времени перетёк в направление под названием "аэропиттура" (аэроживопись), который работал именно с темой неба и покоряющей его техники. Замечательный мастер этого направления -- Туллио Крали (подробно показывала его тут).
Небо и самолеты -- это ж про войну, власть, победу. Поэтому к воспеванию лидера этот прием подходил отлично.
А еще это возвеличивание -- ведь небо больше, величественней, чем традиционный религиозный нимб.
Альфредо Амбрози. Аэропортрет Муссолини авиатора (Aeroritratto di Mussolini aviatore). 1930. Ч.к.
На картине ниже главная тема -- как бы не дуче, а другой человек, журналист, футурист и фашист Марио Карли. Но на фоне лидер все равно проявляется. И опять покоренное человеком небо сзади, летящий самолет и прожектора.
Джерардо Доттори. "Аэропортрет Марио Карли". 1931. Wolfsonian Museum (Genova).
Более слабая картина, но обратите внимание, что черты лица не важны, как символ дуче остается его поворот головы, подбородок.
Barbara. Sintesi aeropittorica del Duce. magi900.com
Ottani (active ca. 1900–1950)
Еще Доттори. Картина утрачена, там было что-то с капитолийской волчицей.
Gerardo Dottori, "Le citta' della Rivoluzione"
Кроме самолетиков, попадается еще и тема промышленности, индустриализации.
Дж. Доттори. Polittico della Rivoluzione fascista, 1934
Доттори явно на этой теме немножечко чересчур зациклился, а вот посмотрите, с какого вполне еще "реалистичного" Муссолини он начинал в 1928 году.
Carlo Guarnieri - 1925
(еще есть тут, больше брать не стала)
Какой Муссолини бы фактурный, конечно.
Интересно, играл ли его Марлон Брандо когда-нибудь.
Alessandro Bruschetti. Il Duce. 1937
Алессандро Брускетти. Фашистский синтез (Sintesi Fascista). 1935. The Wolfsonian, Miami
Nino Za - 1931
Nino Za
L. Zen, Genio fascista di Mussolini, 1940, Coll. priv
В Италии вообще до сих пор размышляют о том, можно ли показывать такое искусство, и не является ли это пропагандой фашизма. Когда такое красивое и качественное искусство -- но воспевающее плохое.
Mario Sironi. 1922
Практически великий кормчий тут.
Ernesto Thayaht . "Il grande nocchiero" (AEROPITTURA DEL GRANDE TIMONIERE). 1939. The Mitchell Wolfson Jr. Collection, Genova
Энрико Прамполини, Динамика действия. Мифы действия. Муссолини верхом на лошади, 1939 год.
Gagliardo Alberto Helios. Ritratto di Mussolini a cavallo, 1937 www.anca-aste.it
Primo Conti, La prima ondata, 1929, Fiesole
Карикатура, но с любовью.
Paolo Garretto.
Оформление улиц
Palazzo Braschi. 1934
Переходим к скульптуре.
На этой он очевидный минбарец из "Вавилона-5".
Eleuterio Riccardi
Adolfo Wildt, Il busto di Benito Mussolini, 1923/post 1925 – ante 1931. Milano, Galleria d’Arte moderna
UPD: "Империя, рождающаяся из головы Дуче" Феруччо Векки
UPD: Скульптура "Ремуссолини" работы Станислава Шукальского, 1932 год.
Далее пойдет скульптура, все сильнее теряющая реализм, но при этом все больше и больше пугающая.
Удивительно, что это делалось при жизни его, и для прославления.
Rometti, magi900.com
Renato Guiseppe Bertelli. Бесконечный профиль (Голова Муссолини). Profilo Continuo (Testa di Mussolini). 1933. Imperial War museum
Тот же предмет в том же музее, но другой вариант съемки
Вариант в другом музее
Тот же автор, но голова уже с каской.
Уже похоже на гигантскую шахмату какую-то.
https://www.arteproibita.com/
Боже, они из этого даже лампу сделали! "Какие сны в том сне приснятся"...
https://www.arteproibita.com/
Аноним. 1940. Из каррарского мрамора, разные ракурсы.
Вы видите же здесь истоки дизайна имперских штурмовиков из "Звездных войн" и роботов? Не зря видите! (И вот сюда еще загляните). Будут силы, напишу о влиянии эстетики авангарда и ар-деко на роботов в современном кинематографе.
Ernesto Thayaht. Dux. 1929. magi900.com
Ошеломительная хтонь. Прямо как от идолов языческих веет.
ALVARO CORGHI “IL DUCE” RITRATTO SINTETICO DI MUSSOLINI DEL 1933. https://www.arteproibita.com/
***
Но, чтобы закончить не на пафосе, давайте отполируем все это богачество
нашими Кукрыниксами.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →