а если бы коммунисты не прижали русский авангард, заменив его "социалистическим реализмом", то русские авангардисты бы тоже в итоге стали бы работать на режим, прямо в той же своей смелой стилистике? Не могу представить, как бы выглядели эти их "полеты фантазии", отсутствие реализма, при воспевании "сильного режима".
Мимо такого интересного вопроса я пройти не смогла!
Хоть я и не космос
(впрочем, знакомые с моим воплощением как das Ewig-Weibliche могут и не согласиться с этим отрицанием).
***
Итак, ответ на вопрос, как художники-авангардисты бы воспевали сильный режим, лежит на поверхности.
В общем, это вполне известная история. Но в другой стране.
Алессандро Брусчетти. Фашистский синтез (Sintesi Fascista). 1935. The Wolfsonian, Miami
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4168014/4168014_800.jpg)
Дело в том, что дореволюционный русский авангард очень ориентировался на авангард итальянский -- футуризм. В 1910-е итальянцы были нашим как родители, а вот к 1920-1930-м стали уже, скорее, как кузены. Но многие методы и находки очень похожи.
Развитию нашего авангарда пришел официально конец в 1932 году, когда ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», где объявили роспуск существовавших литературных и художественных групп и образование единых творческих союзов. Наступила эра соцреализма и железобетонных союзов художников.
В Италии же такого запрета не было. Дуче пришел к власти при живом короле в 1922 году и позволял монарху сидеть на престоле (последний король Италии правил до 1946 года). При этом огромное количество футуристов, будучи патриотами, приветствовали приход фашистов к власти и вступили в партию, помогали им.
Образ Муссолини постоянно возникает в их произведениях, вот с его помощью мы и получим ответ на наш вопросик.
Джерардо Доттори. Портрет дуче. Anno XI. 1933. Museo del Novecento, Milan
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4168230/4168230_600.jpg)
Обратите внимание, что основной прием -- это небо, расчерченное самолетами. Сие не просто так -- итальянский футуризм этого времени перетёк в направление под названием "аэропиттура" (аэроживопись), который работал именно с темой неба и покоряющей его техники. Замечательный мастер этого направления -- Туллио Крали (подробно показывала его тут).
Небо и самолеты -- это ж про войну, власть, победу. Поэтому к воспеванию лидера этот прием подходил отлично.
А еще это возвеличивание -- ведь небо больше, величественней, чем традиционный религиозный нимб.
Альфредо Амбрози. Аэропортрет Муссолини авиатора (Aeroritratto di Mussolini aviatore). 1930. Ч.к.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4167816/4167816_600.jpg)
На картине ниже главная тема -- как бы не дуче, а другой человек, журналист, футурист и фашист Марио Карли. Но на фоне лидер все равно проявляется. И опять покоренное человеком небо сзади, летящий самолет и прожектора.
Джерардо Доттори. "Аэропортрет Марио Карли". 1931. Wolfsonian Museum (Genova).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4167534/4167534_600.jpg)
Более слабая картина, но обратите внимание, что черты лица не важны, как символ дуче остается его поворот головы, подбородок.
Barbara. Sintesi aeropittorica del Duce. magi900.com
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4174881/4174881_600.jpg)
Ottani (active ca. 1900–1950)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4173570/4173570_600.jpg)
Еще Доттори. Картина утрачена, там было что-то с капитолийской волчицей.
Gerardo Dottori, "Le citta' della Rivoluzione"
![340743768_1938620543159003_5213191333842822605_n.jpg 340743768_1938620543159003_5213191333842822605_n.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4170436/4170436_original.jpg)
Кроме самолетиков, попадается еще и тема промышленности, индустриализации.
Дж. Доттори. Polittico della Rivoluzione fascista, 1934
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4168455/4168455_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4168938/4168938_600.jpg)
Доттори явно на этой теме немножечко чересчур зациклился, а вот посмотрите, с какого вполне еще "реалистичного" Муссолини он начинал в 1928 году.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4171487/4171487_600.jpg)
Carlo Guarnieri - 1925
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4172528/4172528_600.jpg)
(еще есть тут, больше брать не стала)
Какой Муссолини бы фактурный, конечно.
Интересно, играл ли его Марлон Брандо когда-нибудь.
Alessandro Bruschetti. Il Duce. 1937
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4169185/4169185_600.jpg)
Алессандро Брускетти. Фашистский синтез (Sintesi Fascista). 1935. The Wolfsonian, Miami
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4168014/4168014_800.jpg)
Nino Za - 1931
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4172153/4172153_600.jpg)
Nino Za
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4174410/4174410_600.jpg)
L. Zen, Genio fascista di Mussolini, 1940, Coll. priv
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4176614/4176614_600.jpg)
В Италии вообще до сих пор размышляют о том, можно ли показывать такое искусство, и не является ли это пропагандой фашизма. Когда такое красивое и качественное искусство -- но воспевающее плохое.
Mario Sironi. 1922
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4171538/4171538_600.jpg)
Практически великий кормчий тут.
Ernesto Thayaht . "Il grande nocchiero" (AEROPITTURA DEL GRANDE TIMONIERE). 1939. The Mitchell Wolfson Jr. Collection, Genova
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4172780/4172780_600.jpg)
Энрико Прамполини, Динамика действия. Мифы действия. Муссолини верхом на лошади, 1939 год.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4172873/4172873_600.jpg)
Gagliardo Alberto Helios. Ritratto di Mussolini a cavallo, 1937 www.anca-aste.it
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4174040/4174040_600.jpg)
Primo Conti, La prima ondata, 1929, Fiesole
![1.JPG 1.JPG](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4177067/4177067_original.jpg)
Карикатура, но с любовью.
Paolo Garretto.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4170800/4170800_600.jpg)
Оформление улиц
Palazzo Braschi. 1934
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4173471/4173471_600.jpg)
Переходим к скульптуре.
На этой он очевидный минбарец из "Вавилона-5".
Eleuterio Riccardi
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4171208/4171208_600.jpg)
Adolfo Wildt, Il busto di Benito Mussolini, 1923/post 1925 – ante 1931. Milano, Galleria d’Arte moderna
![340743768_1938620543159003_5213191333842822605_n.jpg 340743768_1938620543159003_5213191333842822605_n.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4176791/4176791_800.jpg)
UPD: "Империя, рождающаяся из головы Дуче" Феруччо Векки
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4178078/4178078_600.jpg)
UPD: Скульптура "Ремуссолини" работы Станислава Шукальского, 1932 год.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4178576/4178576_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4178183/4178183_600.jpg)
Далее пойдет скульптура, все сильнее теряющая реализм, но при этом все больше и больше пугающая.
Удивительно, что это делалось при жизни его, и для прославления.
Rometti, magi900.com
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4174606/4174606_600.jpg)
Renato Guiseppe Bertelli. Бесконечный профиль (Голова Муссолини). Profilo Continuo (Testa di Mussolini). 1933. Imperial War museum
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4169559/4169559_600.jpg)
Тот же предмет в том же музее, но другой вариант съемки
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4169862/4169862_600.jpg)
Вариант в другом музее
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4170213/4170213_600.jpg)
Тот же автор, но голова уже с каской.
Уже похоже на гигантскую шахмату какую-то.
https://www.arteproibita.com/
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4175806/4175806_600.jpg)
Боже, они из этого даже лампу сделали! "Какие сны в том сне приснятся"...
https://www.arteproibita.com/
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4175611/4175611_600.jpg)
Аноним. 1940. Из каррарского мрамора, разные ракурсы.
Вы видите же здесь истоки дизайна имперских штурмовиков из "Звездных войн" и роботов? Не зря видите! (И вот сюда еще загляните). Будут силы, напишу о влиянии эстетики авангарда и ар-деко на роботов в современном кинематографе.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4176050/4176050_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4176164/4176164_600.jpg)
Ernesto Thayaht. Dux. 1929. magi900.com
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4174319/4174319_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4177423/4177423_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4177265/4177265_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4177784/4177784_600.jpg)
Ошеломительная хтонь. Прямо как от идолов языческих веет.
ALVARO CORGHI “IL DUCE” RITRATTO SINTETICO DI MUSSOLINI DEL 1933. https://www.arteproibita.com/
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4175183/4175183_600.jpg)
***
Но, чтобы закончить не на пафосе, давайте отполируем все это богачество
нашими Кукрыниксами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4170595/4170595_600.jpg)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →