Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Кто придумал костюм современной Снегурочки (окончание)

Начало тут.



Но где же кокошник, почему Снегурке его никак не дадут? Уже двадцать лет прошло, а никак не догадаются!
Осмелюсь выдвинуть версию, что когда это наконец случится, то благодаря радиоактивному влиянию модного образа Царевны-Лебеди, которую исполняли на тех же сценах те же актрисы. Оставалось только убрать перья и добавить снежинки.



Конечно, помогает и огромное распространение "боярышень" в кокошниках в живописи, театре и т.д.
Но у кокошников очень много форм, а у Снегурочки в итоге каноном-то становится только один -- треугольником. С одной стороны, у него самая большая площадь, и на нем удобно располагать красивые снежинки, с другой -- он банально больше всего известен людям, легче всего воспроизводится, чем всякие хитрые кики и головные повязки.

В 1909 году мы видим уже нечто, напоминающее кокошник, однако помня дело со Врубелем, кто знает, что вышло в итоге.

Иван Федотов. Эскиз женского костюма. Снегурочка. Москва, Опера С.И. Зимина. 1909 (источник)


В общем, я сдаюсь. Я не могу сказать, когда кокошник появился у Снегурочки в оперном костюме. Не смогла установить -- не достаточно изоматериала.

Думаю, это случилось около 1900-1910 годов. Вот, скажем, известно, что в 1907 году Константин Коровин делал эскизы для постановки в Большом театре, но что именно он дал девушке в том году -- неизвестно. Есть более поздний его вариант, уже эмигрантский.

Константин Коровин. Эскиз костюма Снегурочки к опере "Снегурочка" 1929


В Советской Росси в те же годы -- тоже аналогично:

М. Бобышев. 1928. Ленинградский государственный академический Малый оперный театр


В полную силу кокошник у Снегурочки -- и в книжной иллюстрации (эмигрантской тоже).

Дореволюционная открытка Н. Маторина (дата не ясна)


Борис Зворыкин. "Снегурочка". Ок. 1925.


ПРИХОД К ЛЮДЯМ

Дальнейшее развитие образа Снегурочки для нашей массовой культуры происходит, когда она перестает быть театральным и оперным персонажем и "уходит в народ". Она теряет биографию (рождение, любовь и смерть) и находит постоянную сезонную работу.

Произведя этот переворот в своей жизни, она окончательно избавляется от летнего гардероба.

Елена Душечкина в своей подробнейшей книге "Русская ёлка: История, мифология, литература" описывает это так:

"С начала XX века Снегурочка/Снегурка всё чаще и чаще привлекает внимание писателей и поэтов, пишущих для детей, становясь тем самым для маленьких читателей знакомым и понятным образом, обретая характерный облик и психический склад. В «Зимней сказке» некоего Кука, опубликованной в 1900 году в «Петербургском листке», Снегурочка даётся как «внучка дорогая» «старого, белого деда» (...) В книжке С.Н. Дурылина «Снегуркин дом», вышедшей в 1912 году, Дед Мороз и Снегурка окончательно соединились в одном мифе: живущая в лесном домике под покровительством Деда Мороза Снегурка превращается в образ, уже вполне знакомый нам по новогодним ёлкам (...) Когда в конце XIX — начале XX века педагоги и методисты начинают разрабатывать сценарии детского праздника новогодней ёлки, в него попадают и персонажи из народной сказки о Снегурке, «весенней сказки» Островского, хоры из оперы Римского-Корсакова. Стихотворения и песни о зиме, Новом годе и ёлке включают в себя персонифицированные образы Мороза (превратившегося постепенно в Деда Мороза), девушки/девочки Снегурочки (превратившейся в его внучку), Зимы, Метели, Снежинок и пр."

Еще она и молодеет: снова становится девочкой, как в сказке. Возможно, это связано с ЦА: маленькими детьми. Дед приобретает внучку.

Открытка Елизаветы Бем



Судя по образцам дореволюционной полиграфии, эта внучка бывает одета непривычно.

Дореволюционная конфетная обертка



Это точно спирачено с западного образца и перелицовано, оттого и облик необычный.



Душечкина пишет: "Уже до революции Снегурочка была представлена на ёлках достаточно широко: куклы-снегурочки вешались на ёлку, девочки в костюме Снегурочки участвовали в празднике, о Снегурочке декламировались стихотворения, она являлась главным персонажем инсценировок народной сказки, фрагментов пьесы Островского и оперы Римского-Корсакова".

К сожалению, проиллюстрировать это образцами дореволюционной массовой продукции я не могу.А очень бы хотелось.

Душечкина пишет:  "Но в роли ведущей на празднике ёлки Снегурочка в эти годы никогда не выступала. И только в посвящённых устройству детских новогодних праздников книжках, выпущенных после разрешения ёлки в 1935 году, Снегурочка начинает фигурировать на равных правах с Дедом Морозом. Она становится его помощницей и посредницей между ним и детьми В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов".

Здесь мне для дальнейшей аналитики пригодились бы фотографии ёлок периода 1930-1950-х годов и четко датированные предметы (игрушки, открытки). Но на полезном сайте https://russiainphoto.ru/ я, например, нашла только одно подходящее. На нем Снегурочка одета как положено, ничего интересного.

Яков Халип. «Елка для славянской детворы». 1935 - 1939


Прибегнем к кинематографу: он в раннее советское время уже цветной, в отличие от фотографии, а также собирает наибольшее количество архетипов и одновременно еще больше их сеет.

«Зимняя сказка» (1945) -- кокошник, но не ярко выраженный. Цветовая гамма бледная, не интересная. Забавно, что волосенки свисают неухоженными прядями -- это не нормально. Настоящая Снегурка, как и русская крестьянка, не позволяла себе быть простоволосой, это просто позор.



«Когда зажигаются ёлки» (1950) -- идеальный канон.



Костюм в кукольном мультфильме 1957 года - абсолютно васнецовский, видите?



Аналогично в мультфильме «Снегурочка» (1952): более сложная шуба только.
Но при этом колористическая гамма оказалась неудачной.



В прекрасном фильме 1968 года всем запомнился "летний" образ с кокошниками, а вот зимний совершенно потерялся.



***

Став новогодним персонажем, регулярно возвращающимся к людям (умирающим и воскресающим божеством) Снегурочка потеряла уязвимость, которая присутствовала в сказке и опере, где она умирала одноразово. Это дало ей хтоническую силу, могущество, сделав ее больше сродни всесильной Снежной королеве. Магию она, правда, не демонстрирует (кроме телепортации), зато богатый, сверкающий костюм ей теперь положен прямо-таки обязательно, ибо она ходячий архетип (тот же самый, на котором играют и Андерсен, и мультипликаторы в "Холодном сердце"). Она теперь -- владычица стихии, монархиня, ей нужны драгоценные атрибуты по рангу. Обратите внимание, кокошник "лучше" шапки еще и тем, что похож на корону.

Автор: tanya-buka (источник)


При этом наша добрая русская культура абсолютно игнорирует все страшное могущество Ice Queen Archetype (женщина-Смерть, прекрасная и беспощадная повелительница). Может, это потому, что те - одинокие злые тетки-феминистки, а наша -- добрая, т.к. при мужике? С точки зрения русского нац. характера выглядит логично.

По этой же загадочной причине Снегурочка, в отличие от коллег -- снежных ведьм, не управляет опасными хищниками, типа медведей. Только зайчиками и белочками, как будто она не наша, советская, коммунистическая, сильная женщина, а слабая принцесска золотого века Диснея.

Ice Maiden - The Dreamer of Dreams (1915) by Edmund Dulac



Этот нюанс -- отсутствие страха перед Снегурочкой, намеренное снижение, ослабление ее образа, требует дальнейшего изучения. Быть может, он связан с нашей русской верой в то, что с любыми холодами можно справиться, ежели у тебя есть нормальные валенки, печка и запас спирта. Оптимисты мы, в отличие от тех, кто склеивал лапки перед Белыми ходоками. Быть может -- с патриархальностью. (Упд: может быть и потому, что персонаж создавался горожанами в 20 веке, в безопасности, поэтому зима не страшная).

___________________________

Подытожу.

Став символом праздника для людей по всей огромной стране, Снегурочка была унифицирована, сведя все поиски художников конца 19 - начала 20 века воедино.
Снегурочка превратилась в "знак", символ.

Ее облик должен был быть таким, чтобы мгновенно отличать ее от других персонажей силуэта "царевна". Без разницы, был ли у нее на голове кокошник или шапочка, этим первоочередным параметром становится колористическая гамма. "Прочитав" ее, соединив "бледность", "зимность" персонажа с "древнерусским" женским силуэтом, потребитель массовой продукции безошибочно узнавал Снегурочку.



Но встречались и мутации.

[Для тех, кому интересны мутанты]Вот интересная открытка, которую госкаталог датирует 1954 годом. По-моему, сейчас лыжников карачун и хватит!
Дед Мороз прячется вглубине леса. Странное. Может, переделка иностранного?



Любопытно, что в 1970-1980-е годы в полиграфии попадается достаточно  Снегурочек в красном, возможно, чтобы выделяться на фоне и гармонировать с дедом.



Возраст Снегурочки свободно варьировался от девочки до взрослой из-за того, что исходные произведения (сказка и опера) имеют персонажей разных возрастов. До наших дней продолжают "работать" два варианта костюма: с шапочкой (Васнецов, 1885) и с кокошником (около 1900-1920-е, автор неизвестен). Шуба обычно в рост, хотя может быть полушубок плюс юбка. В рисовании предпочитают обычный треугольный кокошник (более сложные формы -- только у эрудитов, и они хуже срабатывают). А вот в быту многие живые Снегурочки все-таки выбирают шапку: по банальной причине -- так удобней. В новое время, впрочем, костюмы делаются так удобно, что целиковые кокошники уже не бесят при носке (да, я тоже бывала снегурочкой).

По той же практичной причине укорачивается и подол (хотя не забываем и о сексапиле, который хотелось продемонстрировать даже и в советское время). Фактически единственным очевидным добавлением советских костюмеров к театральным эскизам оказывается накладная коса (1 или 2), и постоянство ее присутствия удивляет, для чего-то она явно нужна подсознанию. Чтобы показать, что героиня блондинка? (Т.е. еще больше подчеркнуть бледность, связь со снежной стихией? Непонятно).

Еще добавляются сапожки, но это тоже дань практичности. Валенки, в отличие от Деда Мороза, редки - не изящно ведь.

Про отделку. Костюм Деда Мороза вначале был беден, к нашему же времени он обычно богато расшит серебром, даже не по-боярски, а по-царски. Снегурочка все время была роскошной: будучи аллегорией Зимы, она была обязана блестеть, к тому же оперные костюмеры обожают блестки.

Воплощения ее в "бедном" обычно связаны с недостатком времени, материалов, жанром искусств или другими сопутствующими обстоятельствами.

Теперь разглядывать этот скриншот гораздо интереснее.

Первая страница выдачи Яндекса



Tags: рождество, сказка
Subscribe

Posts from This Journal “рождество” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “рождество” Tag