Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Перемещение "Троицы" Андрея Рублева в Лавру (2022). Часть 3


Источник фото

(Первый выпуск; Второй выпуск)


61 существенное изменение нашли на иконе «Троица» Андрея Рублева после того, как ее вывезли из Третьяковской галереи на службу в Троице-Сергиеву Лавру. Об этом в своем тг-канале сообщила искусствовед Ксения Коробейникова:



61 (!) существенное изменение постигло приписываемую Андрею Рублеву «Троицу» после гастролей из Третьяковки в Троице-Сергееву Лавру.

Специалисты считают, что это только начало. Дальше — больше. Последствия «серьезны и могут угрожать существованию древнего и хрупкого памятника». Таков вердикт расширенного реставрационного совета. Благодаря добрым людям в нашем распоряжении оказался протокол (публикую его часть) встречи. Что имеем в сухом остатке — в цитатах:

  • «Над древним памятником был поставлен эксперимент».

  • «В храме (имеется в виду Троицкий собор, — «ку-ку») была установлена неклиматическая сборно-разборная выставочная витрина с возможностью корректировки влажности».

  • «Необходимых климатических условий в храме нет».

  • Был зафиксирован «резкий перепад температурно-влажностного режима».

  • «Пять участков являются аварийными и нуждаются в укреплении».

  • «Многочисленные шелушения красочного слоя грозят утратами и нуждаются в срочной консервации».

  • «Многократное реставрационное вмешательство усугубит структуру памятника и приведет к неподдающимся устранению проблемам сохранности».

  • «Выявленные изменения — часть начавшегося процесса негативных изменений состояния сохранности».

  • «Троица» будет оставаться в депозитарии галереи, пока её состояние не стабилизируется».

  • «До этого обсуждение вопроса о возвращении иконы в постоянную экспозицию преждевременно».

  • «Святая Троица» находится на неопределенном сроке в хранении — это в общем трагедия. Из экспозиции центрального музея русского искусства исключен один из центральных памятников мирового значения и неизвестно, когда всё это кончится».

  • «Необходимо принять на законодательном уровне  решения, закрепляющие особый статус за рядом уникальных памятников, входящих в состав Госмузейного фонда, внешняя выдача которых должна быть запрещена».

  • «Реставрационный совет считает необходимым информировать общественность о причинах отсутствия иконы» и провести пресс-конференцию. Там, надеюсь, и зададим все волнующие вопросы


Протокол заседания, сканы
[10 страниц]



Распознанный текст с этих страниц

[Spoiler (click to open)]
(За вычитку спасибо Tatiana Pelipeiko)

Повестка дня:

1. Обзор событий, предшествующих вывозу иконы Андрея Рублева «Святая Троица» (№ 13012) в Троице-Сергиеву Лавру.

2. Анализ состояния сохранности иконы Андрея Рублева «Святая Троица», инв. № 13012 после временного перемещения иконы на богослужение в Троице-Сергиеву Лавру в период с 16 по 19 июля 2022 года.

3. Утверждение реставрационного задания по укреплению выявленных аварийных отставаний левкаса и шелушений красочного слоя по возвращении иконы к Третьяковскую галерею.

4. Обсуждение параметров мониторинга. Оценка и выработка мер по стабилизации состояния сохранности иконы «Святая Троица».

Заседание в лекционном зале открыла главный хранитель Третьяковской галереи.

Городкова Татьяна Семёновна, главный хранитель

Третьяковской галереи, проинформировала собравшихся о хронологии событий, начиная с заседания расширенного Реставрационного совета от 24 мая 2022 года, на котором было принято единогласное решение о невозможности временного вывоза иконы в Троице-Сергиеву Лавру:

«Сегодняшняя повестка посвящена вопросу состояния сохранности иконы «Святая Троица» Андрея Рублева, которая была вывезена из Третьяковской галереи в Сергиев Посад, в Троице-Сергиеву лавру и вернулась домой. Сроки вывоза, я напомню: с 16 июля сего года и возвращение ночью, с 18 на 19 июля 2022 г. Позволю себе коротко напомнить хронику событий. Начну с заседания Расширенного реставрационного совета от 24 мая 2022 г., которое проходило в этом зале. Его протокол был оперативно подготовлен и направлен в Министерство культуры РФ. В протоколе очень четко была сформулирована позиция: «Расширенный реставрационный совет решительно заявляет о невозможности выдачи уникального памятника русской и мировой культуры иконы «Святая Троица» Андрея Рублева за пределы Третьяковской галереи, где она находится в стабильных условиях и в режиме полного покоя». Позиция Третьяковской галереи, основанная на этом протоколе и на протоколе 2008 г., была подробно сформулирована и представлена отдельным письмом в Министерство культуры от 4 июля 2022 г. Письмо имело приложение, которое называлось «Перечень рисков и факторов, которые необходимо учесть при принятии решения о временном перемещении иконы Андрея Рублева «Святая Троица». В этом приложении 16 пунктов, каждый из которых очень четко определяет группу рисков.

Тем не менее, Министерство культуры проинформировало нас о принятом решении официальным документом «О временной выдаче музейного предмета» от 13 июля 2022 г., зарегистрированным 14 июля 2022 года в Третьяковской галерее. Согласно этому письму Галерее поручается организовать перемещение музейного предмета в сопровождении и при непосредственном наблюдении ответственных сотрудников Галереи, включая сотрудников службы безопасности, реставраторов и вооруженную охрану. А...

***

Городкова Татьяна Семёновна поблагодарила Елену Васильевну за выступление и обратила внимание присутствующих на аргументы, свидетельствующие, что на данный момент укреплять на иконе нужно именно 5 участков:

«Хотела бы ещё сказать о том, из чего складывается количество в 5 участков, нуждающихся в укреплении, из выявленных 61-го. Почему не 25, почему не 3? Реставраторы аргументировано исходят из необходимости минимизировать реставрационное вмешательство в столь сложный памятник как «Святая Троица». Это первый аргумент. Во-вторых, учитывается та самая аварийность ситуации, поэтому реставраторы руководствовались именно интересами минимизации в использовании укрепляющих составов».

Соловьёва Ирина Дмитриевна выразила слова своей поддержки коллективу Третьяковской галереи в связи со сложившимися событиями вокруг иконы Андрея Рублева «Святая Троица». Как и предыдущие выступившие члены реставрационного совета, Ирина Дмитриевна также обратила внимание на необходимость скорейшего составления списков «невывозных» памятников:

«Дорогие, коллеги, я просто хочу вас поддержать, потому что вся ваша работа: составление всевозможной документации и обоснований, реставрационных методик и действий – это всё, естественно, не вызывает вопросов, только поддержку. Я просто хотела добавить, наши старые реставраторы и хранители говорили, что любое перемещение иконы сказывается через полгода, и это надо учитывать, что икона может задержаться в фонде. Все эти процессы, наверное, длительные.

Ещё я хотела сказать, что я как раз недавно у нас в музейном архиве рассматривала папочку, в которой перечислены иконы. Это утвержденный в конце 80-х годов список памятников, которые не подлежат вывозу. У нас это порядка 30 икон. В общем, как известно, такие наши действия не работают, но я всё же думаю, что повторять это надо. Всё же добиться от Министерства, чтобы такие списки получили подтверждение».

Городкова Татьяна Семёновна поблагодарила всех присутствующих за участие, поддержку, профессиональные мнения, за внимательное отношение к обозначенной проблеме и ещё раз напомнила о негативном опыте перемещения иконы «Святая Троица» в 2007 году на выставку, проходившую в Третьяковской галерее на Крымском Валу:

«Мы помним свой опыт 2007 года и то, что изменения в состоянии сохранности были зафиксированы через полгода после перемещения. Сейчас, практически сразу же после возвращения иконы «Святая Троица», зафиксированы изменения и их динамика, это очень плохой знак. Что будет через полгода, мы не знаем. Но пока можно с огромным сожалением констатировать тенденцию к увеличению этих изменений, что, конечно, крайне негативно.

***

Городкова Татьяна Семёновна:

«По поводу отсутствия «Святой Троицы» в экспозиции - многие годы мы жили с убеждением, что «Святая Троица» всегда должна быть в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. При этом понимая значимость и необходимость проведения комплексных исследований. Мы проводили их в несколько этапов, временно изымая памятник из экспозиции, выбирая для этого максимально удобное время. О результатах этих комплексных исследований мы многократно говорили в мае 2022 года и в 2008 году. Конечно, у нас это есть. Можем сказать, что материала очень много, но не всегда мы можем составить те самые пары, о которых вы говорите, потому что у нас не было шелушения, ну не было его. Сейчас оно появилось – слава Богу, есть съемка мая этого года под другую задачу. Нас можно упрекнуть: докажите, что изменения сохранности появились сейчас. И это самое ужасное, что мы должны доказывать, что мы говорим правду. И в этом я вижу огромный урок всей этой трагической истории 2022 года, когда к мнению экспертов и специалистов не просто не прислушались, а его игнорировали. Это мнение учитывалось в прошлом году, когда был запрос из Министерства культуры с необходимостью обозначить позицию Третьяковской галереи. Мы это сделали, и Патриарху было отказано официальным письмом за подписью Министра культуры, и в этом письме очень четко и всё абсолютно правильно прописано, а в этом году всё изменилось. И как доказывать, что «Троицу» нельзя вывозить? Какие еще слова для этого подобрать?

В письме Третьяковской галереи № 1713/15 от 4 июля перечень факторов риска Пункт 2 гласит: «При фиксировании изменения состояния сохранности для проведения консервационных мероприятий «Святая Троица» будет перемещена в Депозитарий и на неопределенный срок будет недоступна для экспонирования, тем самым будет нарушен конституционный принцип общедоступности памятников культуры». Мы это сформулировали в первых строках. Сейчас это происходит, потому что для обеспечения полноценного мониторинга состояния сохранности икона должна остаться в хранилище, где в любое время можно такой мониторинг осуществить, а не только по понедельникам. При этом способ экспонирования иконы «Святая Троица» в постоянной экспозиции известен: в родной витрине мы должны выдвигать щит, к которому она крепится. Беспрестанно выдвигать и задвигать памятник по понедельникам неправильно. Она останется в хранилище, и мы будем наблюдать. Плановая работа остается, как и героические усилия реставраторов Третьяковской галереи, которые и днем, и вечером, и в выходные ведут и курируют «Троицу». Пусть это уже останется за кадром».

***

Кроме того Городкова Татьяна Семёновна обратила внимание членов Реставрационного совета и напомнила:

«Я упоминала наше письмо в Министерство культуры с подробным перечнем рисков. Когда мы перечисляли эти 16 пунктов, мы понимали, что надо писать понятным языком. Всё было сформулировано по пунктам. Всё равно не услышали. И то, о чем сказал Михаил Валерьевич в своём выступлении, это правда – фактически над древним памятником был поставлен эксперимент. Наши опасения были обоснованно сформулированы, и вот они сейчас перед нами, эти опасения реализованы в реальные изменения состояния сохранности. Это именно то, о чем все говорили: «Святая Троица» древний руинированный памятник. Именно поэтому мы настаивали, что он должен оставаться в абсолютном покое в Третьяковской галерее. Мы предупреждали о том, что его нельзя вывозить. Тем не менее, теперь приходиться обсуждать, как мы будем укреплять икону и как долго она останется в хранилище. А этого всего можно было избежать».

Миндлин Михаил Борисович обратился к присутствующим и выдвинул предложение о формировании и оформлении списка невыдаваемых памятников:

«Мне кажется, есть памятники, для которых технологии тотальной консервации вообще не существует. И невозможно гарантировать их сохранность при любом перемещении. Эго показал настоящий опыт в очередной раз. Может быть, стоит подумать о списке памятников, которые не могут быть перемещены, не подлежат перемещению ни в каком случае. Может быть, стоит начать говорить о том, чтобы этот список был утвержден для того, чтобы избежать риска повреждений или утраты ряда уникальных памятников. Никогда».

Городкова Татьяна Семёновна поддержала предложение Михаила Борисовича:

«Согласна. Мы такой список уже готовим. Что касается вывоза, мы только что отправляли и вернули икону «Богоматерь Донская», как мы это делаем на протяжении уже почти 30 лет, в Донской монастырь, 1 сентября. И в этом году это случилось, и всё прошло хорошо. Патриарх служил. Икона вернулась, реставрационный совет смотрел состояние сохранности и до выдачи, и после. Оно остается без изменений. Икона уже возвращена в постоянную экспозицию Третьяковской галереи. Это пример того, что памятник, его состояние, его размеры, его структура позволяют нам вывозить его. Однако речь идет о нескольких километрах от Третьяковской галереи до Донского монастыря. В Большом соборе расположен витринный комплекс с активным климатом, с идеально стабильными условиями температуры и относительной влажности. И икона помещается в специальную капсулу в пространстве хранилища Третьяковской галереи, где поддерживается ТВР. А «Троицу» мы распаковывали в действующем соборе, в присутствии огромного количества людей, пытаясь его минимизировать.

***

Далее выступил Преображенский Александр Сергеевич:

«Я глубоко впечатлен увиденным и услышанным. Причем впечатлен очень по-разному. С одной стороны, есть вся эта довольно жуткая ситуация и есть зигзаги графиков тоже поразительные. С другой стороны, есть замечательная работа реставраторов, а главное, работа замечательно показанная. Такое можно просто в какие-то научно-популярные фильмы вставлять и демонстрировать, чтобы люди наконец-таки поняли, как это делается, насколько это сложно и насколько это нужно. Будучи просто историком искусства, я убежден в том, что работа по укреплению аварийных участков идет правильно и, думаю, это можно одобрить и рекомендовать продолжить.

<...> Не будучи реставратором, я не могу не думать о предыстории этого всего. О том, что нас привело к этому, о том, что последует и о том, как это, в частности, правильно подать. Мне кажется, что пока «Святая Троица» находится на неопределенном сроке в хранении это в общем большая трагедия, потому что всё-таки из экспозиции центрального музея русского искусства исключен один из центральных памятников мирового значения и неизвестно, когда всё это кончится. Как университетский преподаватель я этим глубоко опечален ещё и по таким сугубо профессиональным соображениям. Мне кажется, что об этом надо как-то заявить. Мне кажется, что все-таки, какое-то объяснение происходящему, пусть очень нейтральное, краткое, но всё- таки ясное, доходчивое надо найти. И со ссылкой на то, что мы всё-таки предупреждали. На сайте галереи это может быть в каком-то виде быть реализовано. Чтобы всем было действительно ясно, что случилось, что об этом предупреждали, и что последствия пока не ясны».

Саенкова Елена Михайловна ответила Александру Сергеевичу и остановилась более подробно на теме предстоящего созыва круглого стола и приглашения СМИ для освещения ситуации, сложившейся вокруг иконы «Святая Троица»:

«Мы думаем на тему круглого стола и приглашения СМИ, потому что мы столкнулись с тем, что разговариваем с аудиторией, которая мыслит категориями столетней давности. Нам отзвонил референт Святейшего и сказал, что Святейший ничего не хотел. Теперь все пошли на попятную, теперь мы оказались виноваты, то есть фактически это деяние подлежит нашей ответственности. И действительно, в разных сферах говорят, что у вас же прекрасные реставраторы, вы доставили радость такому количеству посетителей, ну ваши реставраторы, ну поработают три месяца.

2022 – это совершенно другая категория мышления. Мы отслеживаем все СМИ, и поэтому здесь нужно разговаривать в очень широкой среде. Это должно быть и радио, например, радио «Вера», потому что мы можем поговорить в своей профессиональной среде, но мы забываем о том, что многие православные воспринимают музеи как плен для икон, они туда не ходят, телевизор не все смотрят, не все причастны к такой активной жизни в соцсетях, а нам нужна какая-то очень широкая аудитория.

***

Расширенный Реставрационный совет постановил:

1. Заслушав доклад Т.С. Городковой, М.В. Шитова, Д.Н. Суховеркова и Е.В. Трояна Реставрационный совет свидетельствует, что после возвращения иконы Андрея Рублёва «Святая Троица» (инв. № 13012) из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, где икона пребывала с 16 по 19 июля 2022 года, до настоящего времени реставраторы и другие специалисты Третьяковской галереи провели тщательное комплексное обследование состояния сохранности иконы на высоком профессиональном уровне. Результаты этого обследования аргументированы и убедительны.

2. Расширенный Реставрационный совет с глубокой обеспокоенностью констатирует изменение стабильного состояния иконы «Святая Троица» Андрея Рублёва, инв. № 13012, после возвращения её из Троицкого собора Троице- Сергиевой Лавры.

Обнаружены следующие существенные изменения состояния сохранности:

- 61 участок с подвижными отставаниями паволоки и левкаса с позолотой на полях иконы, из которых 5 участков являются аварийными и нуждаются в укреплении;

- многочисленные шелушения красочного слоя по контуру изображения волос Ангелов. Эти аварийные и грозящие утратами шелушения имеют тенденцию к увеличению и нуждаются в срочной консервации (укреплении).

3. Проведенные исследования убедительно показывают, что уже выявленные и пока отложенные во времени последствия перевозки иконы и ее пребывания во время празднеств в Троице-Сергиевой Лавре серьезны и могут угрожать существованию древнего и хрупкого памятника. Совет соглашается с необходимостью проведения реставрационных мероприятий на аварийных участках.

4. Расширенный реставрационный совет ответственно заявляет, что многократное реставрационное вмешательство лишь усугубит изношенность структуры памятника и в дальнейшем приведет к возникновению не поддающихся устранению хронических проблем сохранности.

5. Проведенные комплексные исследования иконы позволяют предположить, что выявленные изменения – это лишь часть начавшегося процесса негативных изменений состояния сохранности иконы после ее временного перемещения с 16 по 19 июля 2022 года в Троице-Сергиеву Лавру.

6. Этапы и динамику происходящих изменений необходимо отслеживать в течение длительного периода для достижения полной уверенности в стабилизации состояния сохранности иконы.

***

7. Реставрационный совет с сожалением констатирует, что негативные последствия временного вывоза иконы на богослужение, о которых предупреждал расширенный Реставрационной совет № 121 от 24 мая 2022 года и которые были подробно обозначены в письме Третьяковской галереи в Министерство культуры РФ № 1713/15 от 04 июля 2022 г., стали реальностью.

8. От лица профессионального сообщества Совет выражает глубокое разочарование, что экспертное заключение специалистов, опирающееся на обоснованные факты и опыт, не было учтено при решении вопроса о вывозе иконы «Святая Троица» в Троице-Сергиеву Лавру. Реставрационный совет настаивает на том, что игнорирование единогласно высказанного мнения специалистов, даже «неудобного», может привести к крайне нежелательным, а подчас катастрофическим последствиям для памятников.

9. Расширенный Реставрационный совет подчеркивает, что все действия Третьяковской галереи по организации временного вывоза иконы «Святая Троица» Андрея (инв. № 13012) Рублёва, в период с 16 по 19 июля 2022 года были адекватны тем условиям, в которые Галерея была поставлена. Командой сотрудников Третьяковской галереи были предприняты все возможные меры по обеспечению безопасности и сохранности уникального памятника национальной культуры. Отдельно необходимо отметить конструктивные встречные усилия представителей Троице-Сергиевой Лавры при осуществлении указанных мероприятий.

10. Реставрационный совет считает целесообразным и крайне необходимым принятие на законодательном уровне решений, закрепляющих особый статус за рядом уникальных памятников, входящих в состав Государственного музейного фонда Российской Федерации, внешняя выдача которых должна быть безоговорочно запрещена в силу высокой художественной ценности и состояния сохранности, и утверждение перечня таких памятников.

11. Реставрационный совет считает необходимым информировать общественность на официальных медиа¬ресурсах Третьяковской галереи о причинах отсутствия иконы «Святая Троица» Андрея Рублёва в залах экспозиции древнерусского искусства и ее состояния сохранности после возвращения с богослужения из Троице-Сергиевой Лавры.

***

Расширенный Реставрационный совет утверждает задание на проведение консервационных и исследовательских работ на иконе Андрея Рублёва «Святая Троица» (инв. № 13012):

1. Выполнить укрепление по представленной Совету методике на 5-ти участках отставания левкаса с позолотой на полях и лузге иконы.

2. Выполнить укрепление по представленной Совету методике на аварийных участках шелушения красочного слоя по контурам изображения волос Ангелов на иконе «Святая Троица».

3. Для продолжения изучения технологических особенностей памятника, непосредственно связанных с его состоянием сохранности, выполнить исследования микропроб с затёков авторского и разновременного поновительского левкаса на торцах и боковых сторонах иконы.

4. Дополнительно отобрать микропробы поновительских художественных материалов с боковых сторон, исследовать их состав и стратиграфию.

5. Продолжить мониторинг состояния сохранности иконы визуально, с применением микроскопа и других доступных технических средств (фотофиксация в различных режимах, ЗО-сканирование и т.п.).

6. В период мониторинга состояния сохранности памятника обеспечить:

- нахождение иконы в помещении хранения древнерусского искусства в специальной витрине с возможностью удобного доступа для реставраторов и хранителей и постоянным контролем за температурно-влажностным режимом;

- минимально возможную суммарную световую нагрузку на живопись при осмотрах и исследованиях иконы.



UPD
Канал "Третьяковка официально"
https://t.me/GT_Gallery/2196

8 сентября 2022 года в Государственной Третьяковской галерее прошло заседание Расширенного Реставрационного Совета, посвященного анализу состояния сохранности иконы Андрея Рублева «Святая Троица».

По итогам заседания будет оформлен протокол, описывающий состояние иконы и определяющий меры, необходимые для стабилизации ее состояния.

До этого момента Государственная Третьяковская галерея просит воздержаться от каких-либо преждевременных оценок и выводов, тем более на основании неофициально опубликованного в интернет-пространстве файла. Икона Андрея Рублева «Святая Троица» (№13012) находится в депозитарии Государственной Третьяковской галереи под наблюдением специалистов.


Tags: 2022, иконы
Subscribe

Posts from This Journal “иконы” Tag

Comments for this post were disabled by the author