Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:
  • Mood:

Тайна личности Кристобаля Хунты

Несомненно, личность человека, который под именем "Кристобаль Хозевич Хунта" работает в НИИЧАВО, является фальшивой.


Илл. Евгения Мигунова (1965)

Во-первых, нам говорит об этом его имя. И дело не в отчестве, как раз для экспата в России нормально получить русифицированное отчество -- нам так удобней, и мы умеем их образовывать их от самых экзотических имен, и наслаждаться этим. И дело не в том, что имя "Хозе", от которого оно образовано, существует только во французской опере "Кармен", а по-испански оно будет все-таки "Хосе" (Jose): пути сложения отчеств в русских устах неисповедимы. Впрочем, эта буква "з" дает нам намек на время переезда героя к нам: после 1875 года, премьеры оперы Бизе.

Настораживает фамилия "Хунта". Начнем с того, что в ней отсутствует аристократическая частица "де", хотя он, безусловно, благородный идальго. Впрочем, он мог отказаться от нее из-за коммунистических идеалов, которые мы можем предполагать, ведь из-за чего-то он к нам переехал, почему бы не из-за них.

Гораздо важнее, что фамилии "Хунта" в испаноязычной культуре не существует.
Вообще.
Есть слово junto -- "вместе", и есть образованный от него термин junta, который в нашей оперативной памяти связан с военными диктатурами в Латинской Америке, типа "заговор генералов, устраивающих путч и приходящих к власти". На самом деле, явление более древнее, термин еще средневековый, им называли собрания, которые пытаются что-то решать, типа наших "вече", "земских соборов". Прочая Европа узнала о существовании хунт тогда же, когда о герилье -- во время наполеоновских войн, когда официальная администрация Испании повела себя, как безголовая курица, и сдала страну французам, а вот народ самоорганизовался и отстоял родину. Предполагаю, это дает нам верхнюю дату возникновения псевдонима -- не ранее 1800-1810-х годов.

Но тут у любого, знающего испанский язык и знакомого с культурой, возникает вопрос, а мог бы испанец взять себе в качестве псевдонима фамилию "Хунта"? Такую откровенно фальшивую? Почему он не взял какую-то реально существующую испанскую фамилию, можно не дворянскую: Фернандес, Альварес, Эррера, Мартин -- любую фамилию, которая бы не вызвала подозрений у другого испаноговорящего?

Объяснений, почему наш герой (подозреваю, при эмиграции в Россию) мог приобрести такую фамилию, два. Либо он взял такую фамилию сам, исходя из ее значения ("вместе"), и тогда мы снова возвращаемся к предположительным коммунистическим, общинным идеалам (это как если бы русский при эмиграции сменил фамилию на "Вместемысилов", типа такого). Либо, и этот вариант мне кажется более правдоподобным и логичным, фамилию эту для него выбрал некто, не знающий испанского языка, и выбравший наобум красиво звучавшее испанское слово.

Если мое второе предположение верно, то выходит, что человек, пользовавшийся именем Кристобаль Хунта, приехал на территорию России с фальшивым паспортом на это имя, изготовленным для него специально, так как имя, которым он пользовался прежде, оказалось слишком известным властям Европы. Это позволяет нам отказаться от предположения, что он приехал в Россию после 1917 года, воодушевленный коммунистическими идеалами, чтобы принять участие в строительстве нового государства -- в таком случае ему не нужно было бы пользоваться фальшивым паспортом, он бы приехал с удобной себе фамилией, привычной (подозреваю, что к 1900-м годам, он, как Дункан Маклауд, сменил уже не одну личность).

Таким образом, получается, что человек с паспортом на имя "Кристобаль Хунта" приехал в Российскую империю, проскользнув мимо бдительного взгляда охранки. Тут он обтесался и приобрел отчество "Хозевич", т.е. это случилось в промежутке между 1875 и 1917/1918 годами. Думаю, намного раньше революции, т.к. он успел тут обжиться. Тесную связь героя с революционным русским подпольем подтверждают намеками и  те факты его биографии, которые публично обсуждаются в НИИЧАВО. Он боролся с "пятой колонной", которая в своем изначальном значении все-таки не просто предатели, а агентура Франко во время последней Гражданской войны в Испании; а затем имел конфликт с неким штандартенфюрером.  Гражданские войны в Испании происходили регулярно, но подчеркивается именно эта, на которую, как мы знаем, отправились огромное количество воинов-интернационалистов, в том числе приехавшие из Советского Союза. История с офицером СС явно подразумевает внедрение испанца, шпионаж и его поспешное бегство.

Исходя из перечисленного выше, я предполагаю, что Кристобаль Хунта в 1880-1890-е влился в русское революционное подполье. Думаю, что сначала был эсером -- их активная жизненная позиция, революционный террор, подходит к его темпераменту. В дальнейшем он очевидно склонился к большевикам. Как и многие из старых революционеров, он имел колоссальный опыт по подпольной работе, известно, что многие из них в первые годы существования молодой Советской Республики стали служить тому, что по простому называется словом "разведка". Несомненно, Кристобаль Хозевич Хунта был лично знаком с Феликсом Эдмундовичем Дзержинским, быть может, научил его некоторым приемам конспирации, и не у него ли Феликс подсмотрел этот испанский вариант стрижки бородки и усов?

О разведывательных операциях Хунты в послереволюционные годы мы не знаем, возможно, он уже "вышел на пенсию", и только, узнав о Франко, тряхнул стариной и отправился на родину. Помочь, однако, не смог (хотя и применял, по слухам, к франкистам пытки). Следующий раз он тряхнул стариной в тяжелые дни Великой Отечественной войны, когда старика призвали и внедрили, однако что-то пошло не так, и ему пришлось быстро таксидермировать немецкого офицера, которого должен был разработать. С тех пор его к оперативной деятельности больше не привлекали, и он спокойно работает в институте.

Отдельно скажу и об имени "Кристобаль", которое тоже явно не родное. Почему же? Потому что известно, что молодой Кристобаль Хунта служил императору Карлу Великому (умер в 814 году), намекается на битву в Ронсевальском ущелье (778). Однако на территории Испании на классическом испанском языке тогда не разговаривали, этот язык еще не возник. Даже его ранняя форма, castellano antiguo, начнет складываться с 10 века. Характерно испанского имени "Кристобаль" тогда банально не существовало, оно могло использоваться в варианте вульгарной латыни -- Кристофорус (Christophorus). Молодой волшебник, служивший императору франков, мог именоваться в латинском варианте имени или в франкском (не нашла, как он точно звучал тогда).

Меня, правда, настораживает демонстративно христианское значение этого имени -- "Несу Христа". Учитывая, что 8-й век для Испании время этнически и конфессионально сложное (Реконкиста от арабов еще впереди), а Хунта "рассвирепел и дезертировал", узнав, что император Карл хочет воевать "не с маврами, а с соплеменными басками", быть может, стоит предположить, что христианство его на тот момет было достаточно "вчерашнее" и в нем есть даже мавританская кровь. Связь его с Востоком в те древние времена известна: "Все имеющиеся в институте щиты были изъяты в своё время из сокровищницы царицы Савской. Сделал это не то Кристобаль Хунта, не то Мерлин", также он аж в 8-м веке выдрессировал китайского дракона, а европейские путешественники так далеко не заплывали, не то, что арабские.

Из других странных моментов его биографии отметим, что по-русски он писал ужасно неразборчиво, готическим шрифтом. Это звучит странно, т.к. к тому времени, как готический шрифт возник,  после Карла Великого прошел уже не один век, и Хунта очевидно давно умел писать. Все это, правда, опирается на предположение, что Кристобаль Хозевич Хунта (или слухи о нем) не врут о том раннем периоде. Быть может, он все-таки моложе, и родился, научился писать именно в период господства готического почерка -- с 11 по 16 века. В таком случае, правда, имя "Кристобаль" уже может быть подлинным, изначальным. Кстати, его превосходные навыки в фехтовании указывают, что условная молодость (когда мужчине интересно в этом упражняться) могла прийтись на 15-17 века. Примечательно, что он предлагает противнику на дуэлях "на выбор рапиры, шпаги или алебарды": значит ли последнее, что он служил в армии? Каких веков? Я имею в виду, в повседневной жизни дворяне ведь просто так не тренировались на алебардах фехтовать, вероятно, лишь в составе войск? Нужна консультация специалиста.

Другая загадка связана с утверждением, что "некогда, в ранней молодости, он долго был Великим Инквизитором, но потом впал в ересь".  Более того, он сам говорит "Я простой бывший Великий Инквизитор", так что мы не можем списать это утверждение на слухи, и вынужденны рассмотреть его тщательно. Начнем с того, что "в ранней молодости" он быть им не мог: должность введена только в 1483 году. Учитывая Карла Великого, Хунте должно быть уже лет семьсот-восемьсот. Вероятно, слухи ошибочны в прилагательном "ранней" (либо он родился сильно позже, в эпоху готики).

Тем не менее, утверждение, что он занимал именно эту должность, проблемное, и не произнеси герой это собственными устами, я бы предпочла списать его на слухи как непроверяемое. Дело в том, что "Великий инквизитор" -- это высшая должность в иерархии, и в общем-то, их список обозрим и проверяем. Незнакомцу с мутной биографией там не вкрасться, только если с очень хорошей легендой. В рамках дальнейшего расследования следует внимательно изучить список этих иерархов, и найти такого, кто был не очень знаменит (очевидно, что Хунта -- все-таки не Торквемада), занимал эту должность "долго" (больше 5-10 лет), и покинул ее при мутных обстоятельствах: автор пишет "впал в ересь", но мы уже знаем, что это ненадежный рассказчик.

Что это могла быть за "ересь"? Какой-нибудь протестантизм? Подозреваю, что все-таки интерес к научно-техническому прогрессу, науке, симптомом чего является высокий профессионализм Хунты в таксидермии. Она, кстати, начала возникать в 16 веке, однако нормальное развитие получила позже, только с 18 столетия, когда Хунта, очевидно, уже давно порвал с инквизицией. Испанские историки пишут, что в их стране таксидермия развивается в 19 веке, причем слабовато. Так что предположим, что это ремесло он изучал не на родине, а, скажем, в Великобритании, поскольку именно там он мог достигнуть высокого уровня, скажем, в Rowland Ward studio. Однако отметим, что таксидермия человека отличается от таксидермии животных, и в общем-то, известны считанные случаи успешных попыток в 19 веке, причем с перезахоронениями в наше время. (Прорыв произошел только в 1970-х годах с изобретением процесса пластинации, и так мы получили выставку Body Worlds на ВДНХ). Впрочем, с 19 века таксидермия развивается и на китайских территориях (благодаря англичанам), и учитывая давние связи Хунты с этим регионом, он мог обучаться ремеслу и там. Впрочем, он мог достигнуть совершенства, позже, после переезда в России -- наши мединституты в Москве и Петербурге были очень высоки по уровню. Однако мне кажется это сомнительным: учитывая горячий интерес героя к этой теме, научный склад его мышления, он не стал бы откладывать, он бы изучал новинку по горячим следам и сам бы вносил вклад в ее развитие, быть одним из пионеров. Быть может, он был как-то связан с Жюлем Верро, тем самым, кто таксидермировал человека.

Таким образом, подытожу: подлинное имя Кристобаля Хозевича Хунты остается загадкой, хотя, возможно, вариант с "Кристофором" является верным. Неизвестен его настоящий возраст, этническое происхождение, социальный слой. Одну из его личин возможно вычислить по списку Великих инквизиторов. Некоторая ясность возникает только  в 19 веке: учитывая историю развития таксидермии, с 1850-х годов он должен был жить в одном из центров ее прогресса, контактировать с мэтром (это путь вычислить другую его личину). Во второй половине ХIХ века он проникся идеями социальной справедливости. Примерно в 1870-1900-х годах он эмигрировал в Российскую империю по подложному паспорту на имя Кристобаля Хунты, обжился в русском революционном подполье. После революции он, вероятно, стал кадровым разведчиком, был послан советской стороной участвовать в борьбе с Франко, позже принимал участие в операции внедрения во время Второй Мировой войны. Ушел на пенсию и целиком отдался научной работе в институте.

Это лишь первая попытка подступиться к тайнам этой загадочной биографии. Я надеюсь, найдутся более вдохновенные исследователи, которые пойдут путями, намеченными мною, и попробуют расследовать эти загадки в архивах русского революционного движения и советской разведки.

______________

UPD из комментов:

  • В Лондоне во 2-й пол. 19 века было гнездо левых и огромное количество русских революционеров в эмиграции. Именно так, приехав туда учиться таксидермии, он мог ввязаться в нашу историю.

  • "Впавший в ересь инквизитор" мог быть в середине XVIII века видным немецким масоном Карлом Хундом (обратите внимание на созвучие имен), личность которого покрыта тайнами.

  • Насчет целиком научной работы -- вряд ли. Ведет он себя как хороший, очень хороший начальник 1-го отдела.

  • Между 1917 и началом гражданской войны в Испании он мог участвовать в установлении и развитии дипотношений с Мексикой, которая в 1924 году первой в Новом Свете признала СССР. По этой линии - и наблюдение за Эйзенштейном во время его поездки в Мексику, и участие в организации слежки за Троцким.

  • Версия о связи с колониями может снять проблему с "великим инквизитором". Он мог не быть Великим инквизитором, он мог быть просто главным инквизитором в какой-нибудь латиноамериканской стране. Прилагательное одно - general, слово "Великий" появилось только в русском переводе.

  • Кстати, а не мог штандартенфюрер в чучело превратиться уже после войны. В какой-нить Аргентине?

  • Далее можно предположить, что его навыки таксидермии могли быть наработаны во время занятий на медицинском факультете Национального университета Мексики, каковой (факультет) располагался в знании бывшего Дворца инквизиции, куда КХХ не мог не зайти по старой памяти. К слову, мексиканская инквизиция была ликвидирована в 1820 г. Любопытное совпадение с вероятным временем присвоения псевдонима Хунта.

  • "К почерку-то не придирались бы, а? Переучиваться с латинской скорописи на минускул, а потом на готику трудно и долго, поэтому Хунта просто решил не обращать внимания на позднейшие изыски буквописания. За прочтением имени хорошо бы обратиться к знатоку пунистики, очень уж выпирает это «ба(а)л». Христос-Баал, нуу, эмм…"

  • По поводу "Великого инквизитора, который впал в ересь". Стало интересно, я проверил и тут же такового нашёл! И он именно что (якобы) впал — ну, не совсем в ересь, иудаизм это не ересь а апостасия, но вот такие тонкости в СССР легко могли перепутать. Диего де Деcа, непосредственный наследник Торквемады. Единственная проблема, что его могила в наличии.

  • Дворяне научились сражаться алебардами примерно во время Столетней войны (14-15 вв), когда рыцари заново освоили пеший строй, а доспехи были слишком тяжёлыми для мечей.

  • Шпага, рапира и алебарда — явный намек на испанскую систему фехтования Destreza Verdadera (https://en.wikipedia.org/wiki/Destreza), которая как раз включает в себя общие принципы, применимые как для шпаг и рапир, так и для древкового оружия (в нашем фильме 1613 оригинальный "гишпанец" — типа адепт этой школы). В дальнейшем эту систему вытеснила французская школа шпаги, однако она была довольно популярной в годы военной гегемонии испанских терций (то есть где-то до битвы при Рокруа 1643). Основоположники Дестрезы Карранза и Нарвэз жили в конце 16 века, вполне может быть, что Кристобаль Хозевич проникся их целостным, системным и прямо-таки околонаучным подходом к фехтованию уже и в зрелом возрасте (и переучился). Потому что, вообще говоря, во время Столетней войны никаких шпаг и рапир дворяне еще, разумеется, не носили, это самое раннее конец 15 века (а скорее уже 16ый, когда это стало мэйнстримом). Так что либо молодость КХХ пришлась на 16ый век, либо ему все-таки понравилась Дестреза, и он дал себе труд переучиться в зрелом возрасте.

  • Отдельно хотелось бы отметить слово "соплеменные" — ибо оно может пролить свет на происхождение Хунты. Кому баски соплеменны? Как мы знаем, Карл был франком, романизированным германцем. В то время как баски не только не романский/германский народ, но и вовсе не индоевропейцы. Остается предположить, что соплеменны они были Кристобалю Хозевичу (менее вероятно, что китайскому дракону, даже если принимать в учет гипотезу о принадлежности баскского языка к сино-кавказской языковой семье).



Tags: дюже сомнительное литературоведение, испания
Subscribe

Posts from This Journal “дюже сомнительное литературоведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 128 comments
Незнакомцу с мутной биографией там не вкрасться, только если с очень хорошей легендой. В рамках дальнейшего расследования следует внимательно изучить список этих иерархов, и найти такого, кто был не очень знаменит (очевидно, что Хунта -- все-таки не Торквемада), занимал эту должность "долго" (больше 5-10 лет), и покинул ее при мутных обстоятельствах: автор пишет "впал в ересь", но мы уже знаем, что это ненадежный рассказчик.

Стало интересно, я проверил и тут же такового нашёл! И он именно что (якобы) впал — ну, не совсем в ересь, иудаизм это не ересь а апостасия, но вот такие тонкости в СССР легко могли перепутать. Диего де Деcа, непосредственный наследник Торквемады.

https://en.wikipedia.org/wiki/Diego_de_Deza

В молодости (в рамках данной гипотезы это "якобы" молодость) поступил в Доминиканский орден. Самое сложное тут — с тем, откуда его могила.

Posts from This Journal “дюже сомнительное литературоведение” Tag