(Репортажная съемка! В глубине фотографии справа моя коллега Аня Савицкая берет интервью у Васильева)
Выставка разместилась в 5 небольших выставочных залах Музея Востока на Никитском бульваре. Это прекрасный старинный особняк, хоть и тесноватый. Кто не был там еще, очень рекомендую и постоянную экспозицию, особенно с детьми.
Проект "Русский Константинополь" -- это своего рода сиквел выставки "Русский Китай", которую Васильев устраивал там же в 2011 году. Она также посвящена тому, как мутировала и выживала мода в среде нашей белой эмиграции, на фоне экзотического окружения.
На выставке представлены предметы из Фонда А. Васильева (государство, дай ему пожалуйста здание в Москве, хочу ходить на его выставки постоянно), самого Музея Востока, а также Дома Русского Зарубежья. Это "русские" вещи, а также турецкие, которыми пользовались (или могли пользоваться) наши эмигранты в послереволюционные годы.
Из турецких народных промыслов представлены, в большинстве случаев, дорогостоящие роскошные аксессуары и мебель, что ласкает взор.
Также представлена османская одежда того периода, для антуража. Но главная тема выставки -- это именно русская (то есть европейская) мода Стамбула той эпохи, 1920-х годов, каким-то чудом сохраненная и отысканная Васильевым и его сотрудниками. А также отреставрированная! Представляю, какой это гигантский труд.
Это центральный зал, по стенам в витринах в нем представлены образцы ремесел, с роскошной вышивкой, а также различные аксесуары и игрушки.
В другом зале мы резко выныриваем из этой жаркой стамбульской атмосферы, с фесками, шароварами и шлепанцами, и попадаем в тот "европейский" мир, который белоэмигранты, цепляясь изо всех сил за иллюзию благополучия и порядка, поддерживали в своем быту.
При этом, поскольку среди беженцев были и люди, которые оставались обеспеченными (хоть их было и не много), а также многие приехали с чемоданами, набитыми остатками старой, еще петербургской или киевской роскоши, то среди того, что носили в Стамбуле, оказалось много достаточно "элитных" вещей.
Швей, рукодельниц было много, женщины переделывали многое сами, пытаясь ловить веяния парижской моды.
Специалисты наверняка видят здесь какие-то нюансы, но вот мне, рядовому зрителю, эти вещи отнюдь не показались бедными, а наоборот, шикарными. То, что они выставляются в проекте, посвященном русскому Константинополю, причем видно, что это лишь небольшой срез, как-то изменило мое представление о том, как там жили люди.
Мне, по рассказам А. Толстого, воспоминаниям Вертинского и проч., рисовалась в воображении какая-то более безрадостная картина. А тут прямо шик, угар, костюмеры английского сериала про Пуаро с удовольствием бы прибегли к этому материалу для гардеробов персонажей, настолько он красив и качественнен.
Женской одежды сохранилось, разумеется, намного больше: она красивая, вышитая бисером, блестками, ее сохраняли хотя бы на память. А вот мужской одежды практически нет: какой-то военный китель, какой-то черный фрак... Понятно, почему они были перемолоты временем -- такое, наверное, носилось повседневно, пока не осыпалось в лохмотья.
Другой зал посвящен сценической одежде русских артистов в Константинополе.
Это театральные сарафаны и фальшивые кокошники, прочий реквизит. Экспозиция дополнена живописью и графикой с изображением артистов, одетых а-ля рюсс, какая-то театральная графика. Картины и рисунки тут не высшего музейного уровня, но тут их ценность более историческая, и создать впечатление им удается. Очевидно, в стамбульских кабаре с русской кухней и музыкой было весьма весело и красочно.
Когда мы переходим в другую часть экспозиции, мы узнаем более подробно, как именно была устроена мода в Константинополе, как она функционировала как искусство и как бизнес.
Представленные здесь предметы гардероба не такие роскошные, более повседневные, и тем восхитительней, что они сохранились до наших дней.
Еще немного графики, рассказывающей о женщине тех лет.
Отдельно потрясает удивительная коллекция аксессуаров, которую удалось собрать А. Васильеву. Эти вышитые бисером кошельки, сумочки, гребни, шляпки... Ничего не смогла нормально сфотографировать из-за бликов витрин, но пусть хоть так будет, чтобы вы хоть немного вкусили этого великолепия.
А вот туфель, кстати, практически нет. Вероятно, в отличие от нарядных платьев их все-таки снашивали в ноль, хранить на память было нечего.
Небольшой раздел посвящен вот такому рукоделию, сувенирам.
Трогательная крохотная куколка.
Наконец, последний зал рассказывает о пляжном отдыхе русских в Турции (они делали это, когда оно еще не стало трендом!). Кстати, на подробных экспликациях на стенах описано, что большая русская диаспора оказала немного шокирующее впечатление на османскую столицу: наши экс-петербургские-то дамы ходили, как мы теперь видим, вполне себе европейскими щеголихами, вызывая зависть у турчанок, закутанных в чадры и побуждая следовать своему примеру (что и случилось после турецкой революции).
Итак, пляжная мода и пляжные аксессуары. Ее представлено много, в сопровождении различного рода тематической букинистики.
Наконец, завершается летопись русской эмиграции в Константинополе финальной точкой: рассказом о том, как Кемаль, придя к власти, сделал пребывание этой огромной диаспоры в Стамбуле некомфортным и к началу 1930-х годов в городе не осталось практически никого, он стал всего лишь перевалочным пунктом в биографиии столь многих (некоторые из которых, сделав круг через Берлин и Париж, вернулись на родину. Большинство зря и на гибель, но самые известные, типа Вертинского и Толстого, наоборот, с большой пользой для нас сегодняшних).
"Русский Константинополь", Музей Востока
до 23 февраля 2022 года
https://www.orientmuseum.ru/events/2021/vistavka_vasilev/index.php