Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Как Эркюль Пуаро стал олицетворением эпохи ар-деко

Искусствовед анализирует, как популярный британский телесериал стал для наших современников энциклопедией стиля столетней давности.




***
Перевод фрагментов статьи:
Stephen Patience. Thoroughly modern murder: how Poirot came to personify art deco // APOLLO, 5 april 2021

...Книжные подвиги Пуаро охватывают заметную часть ХХ века, начиная с Первой мировой войны, когда он беженец из "отважной маленькой Бельгии" (в «Таинственном происшествие в Стайлзе») до столкновения с поп-культурой Кингс-роуд (в «Третьей девушке»). Хотя в этих приключениях обычно используются мотивы из соответствующей повседневности, в общественном сознании ныне Пуаро неизгладимо ассоциируется с блестящим межвоенным миром. Другие герои книг в мягкой обложке, от Секстона Блейка до Джеймса Бонда, постоянно изменяются, с годами скользя во времени: так как же Пуаро смог застыть в янтаре своего мира ар-деко?

Вестибюль дворца Эльтам в Гринвиче


Очевидный ответ заключается в том, что многие из самых знаменитых его дел были написаны в 1920-х и 1930-х годах и происходили в соответствующей современной обстановке, например, как Восточный экспресс, богато оформленный в стиле деко. (Действие фильма о нем 2017 года с Кеннетом Бранна в главной роли с великолепным кустом на лице в стиле Ницше /great Nietzschean shrub of facial topiary/ происходит в переосмысленной фантастической версии поезда, которая приобрела строгую стилистику Баухауза.)

Но основная заслуга симбиотических отношений между Пуаро и ар-деко должна достаться создателям многолетней серии фильмов канала ITV с Дэвидом Суше в главной роли, показанных в эфире между 1989 и 2013 годами, которые заслужили славу совершенной из экранизацией. (Чтобы отметить столетнюю годовщину первого появления Пуаро в Великобритании, ITV выпустила часовой документальный фильм, озвученный Ричардом Э. Грантом, посвященный Кристи и ее бельгийскому сыщику.)

Сразу после вступительных титров сериала зрители погружаются в мир высокого "деко": лицо Суше разбивается с помощью  визуальных эффектов 1980-х годов на треугольные осколки, напоминающие фрагментарный кубизм Хуана Гриса; паровоз прямо из плаката «Кассандра» проносится мимо стилизованного силуэта электростанции Баттерси Джайлза Гилберта Скотта, предположительно следуя по очень гламурному железнодорожному маршруту Виктория-Клэпхэм.

С самого начала съемочная группа приняла осознанное решение, что дизайн будет основан на стиле середины 1930-х годов, поэтому, хотя Суше и другие актеры сериала за четверть века постарели, сам Пуаро и его мир застыли на месте, будто улика, зафиксированная на стекле.

Флорин Корт в Клеркенвелле, который изображает особняк Уайтхэвен -- дом Пуаро, в постановках ITV.


Места, используемые для съемок, представляли собой вереницу некоторых из лучших британских построек Интербеллума (периода между 1МВ и 2МВ). Роскошный дворец Эльтам с круглым вестибюлем, строгий Сенатский дом в Лондонском университете, "ацтекская" фабрика Гувера на лондонском Вестерн-авеню, даже спиралевидный бассейн с пингвинами Любеткина в Лондонском зоопарке - все они сыграли свои роли.

Действие "Убийств по алфавиту" частично происходят в Бексхилле, поэтому, естественно, в нем присутствует новаторский "Павильон Де Ла Варр" Эриха Мендельсона (который также появляется в свободной адаптации Сары Фелпс, сделанной BBC в 2018 году  с Джоном Малковичем в роли Пуаро).

В некоторых случаях ветхие здания нуждались в ремонте, который осуществлялся съемочной группой, которая даже дошла даже до того, что воссоздала утерянные фрески Эрика Равилиуса в заброшенном отеле Midland в Моркамбе.

Павильон Де Ла Варр, Бексхилл-он-Си.


На кадрах, изображающих обиталище Пуаро в «Особняках Уайтхейвен» изображен волнистый фасад из кирпича и стекла -- Флорин Корт в Клеркенуэлле. Здание выполнено в обтекаемом стиле streamline moderne, которому вторит полированный орех и стальные трубы в декорациях. «Интерьеры мы сделали в стиле модернизма 1930-х годов, а не в ар-деко, -- рассказал продюсер ITV Брайан Истман, -- потому что Агата Кристи объясняла в описании характера Пуаро, что ар-деко для него слишком вызывающе».

Действительно, стиль модернизма с его абсолютной симметрией идеально подходит к точности и любви Пуаро к порядку, но при этом он достаточно роскошен, чтобы соответствовать более эпикурейской стороне его личности. Воздушный стиль межвоенного модернизма с широкими окнами отражал стремление к более гигиеничному образу жизни, что полностью соответствовало персонажу, которого Суше сыграл как человека с определенным обсессивно-компульсивным расстройством.

Здание Исокон в Хэмпстеде, где Агата Кристи жила в период с 1941 по 1947 год


...Любопытно, что искусство и дизайн стали столь неотъемлемой частью вселенной Пуаро, при том, что подробные их описания в текстах Кристи встречаются редко. Как писатель превыше всего сосредотачивалась лишь на сюжетах... Так что столь богатая ассоциациями обстановка в сериале основывается лишь на нескольких крошечных подсказках.

https://www.apollo-magazine.com/david-suchet-poirot-art-deco/
____________________

От себя отмечу, что "ар-деко Вселенная" Пуаро -- это не только фасады зданий и интерьеры с мебелью, а также костюмы. Но и весь прочий реквизит, от автомобилей до серебряного подстаканника Пуаро. И, разумеется, картины на стенах. Которые, думаю, мне стоит осветить вам отдельно.

UPD:
Фотогалерея и описания снимавшихся домов
http://chimni.com/wiki/Homes_Used_In_Poirot_Episodes

разбор костюмов и внешности Пуаро в фильмах с Суше (включая бутоньерки):
https://la-gatta-ciara.livejournal.com/72147.html

как изменилась квартира Пуаро за 25 лет съемок
http://investigatingpoirot.blogspot.com/2012/05/apartment-on-screen-1989-2001-v-2005.html

Tags: ар-деко, архитектура, кино
Subscribe

Posts from This Journal “ар-деко” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “ар-деко” Tag